научная статья по теме ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ Народное образование. Педагогика

Текст научной статьи на тему «ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ»

О. В. ГОРДИЕНКО

Москва

Эффективные приемы подготовки учащихся к написанию сочинения

В статье рассматриваются условия и эффективные приемы подготовки школьников к написанию сочинения, в частности, возможные приемы работы по обогащению словарного запаса учащихся, формированию грамматического строя речи школьников. Предлагаются различные направления практической работы с текстами.

Ключевые слова: сочинение; работа с текстом; направления работы с текстом; приемы обогащения словарного запаса учащихся; стимулы для создания условий коммуникации.

"В декабре 2013 г. президент Россий-ЛЗ ской Федерации В. В. Путин в своем ежегодном послании Федеральному Собранию коснулся темы школьного сочинения. Он сказал: «Уже дано поручение начиная со следующего учебного года предусмотреть в выпускном классе итоговое сочинение. Естественно, что его результаты должны наряду с ЕГЭ учитываться при поступлении в вузы и другие учебные заведения» [Послание...]. Если президент в выступлении, касающемся ключевых проблем развития страны на год, говорит о введении сочинения, значит, назрела проблема, которая становится для страны приоритетной. За годы проведения ЕГЭ (напомним, что обязательным он стал с 2009 г.) время на обучение школьников написанию творческих работ сильно сократилось.

Подготовка к третьей части ЕГЭ, касающейся письменной работы, во многих школах свелась к тому, что учеников «натаскивали» вставлять в соответствующую уже заранее составленную

Гордиенко Оксана Викторовна, доцент кафедры методики преподавания русского языка МПГУ. E-mail: oxanagord@mail.ru

форму цитаты, которые тоже заранее выучивались (в целом — 20 цитат по основным нравственно-этическим проблемам «покрывали» поле части «С»). Освоение модели того или иного речевого жанра, несомненно, нужно, но не менее важно, чтобы школьник, во-первых, вообще захотел поделиться своими мыслями (необходим яркий стимул для коммуникации); во-вторых, имел достаточный словарный запас для вербализации своих идей и чувств (должна вестись работа по обогащению словарного запаса учеников, в том числе и работа с изобразительно-выразительными средствами языка); в-третьих, имел представление о грамматическом строе речи (важно продемонстрировать весь арсенал синтаксических ресурсов русского языка); в-четвертых, освоил рече-ведческую теорию (для этого в уроки русского языка должна активно включаться работа по обучению технологиям построения текста); наконец, владел основными моделями речевых жанров и нормами речи. Этому должны помочь соответствующие направления работы по развитию речи.

Выбор стимулов для создания условий коммуникации. В работах психо-

логов (Б. Г. Ананьева, Л. Л. Бочкаре-ва, Р. С. Немова и др.) доказана прямая зависимость активизации мотива-ционной сферы личности учащихся от эстетического переживания, в результате чего появляется внутренняя потребность в словесном оформлении своих мыслей, чувств. А. Ф. Лосев считал, что «в процессе общения люди не придерживаются строгой доказанности и логичности в своих высказываниях, часто руководствуясь эмоциональным восприятием мира» [Лосев 1983: 8]. Похожее мнение высказывал В. А. Сухомлинский: «В период детского мышления мыслительные процессы должны быть как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира. Эмоциональная насыщенность восприятия — это духовный заряд детского творчества» [Сухомлинский 1976: 45]. Иначе говоря, при обучении коммуникативным умениям необходим яркий эмоциональный стимул, который служил бы источником возникновения мотива речевой деятельности. Безусловно, решению этой проблемы способствует использование разнообразных средств наглядности (см. работы Г. Г. Городиловой, Л. М. Зельмано-вой, З.И. Курцевой, Л.П. Прессмана, Т. М. Фалиной и др.). В лингвомето-дике уже достаточно разработаны способы формирования коммуникативных умений школьников с помощью живописи (Т. А. Ладыженская, Л. А. Ходя-кова и др.), музыки (Г.Б. Вершинина, О. В. Куварзина и др.), кино- и диафильмов (Т. Н. Волкова, И. Ю. Куди-на и др.), произведений декоративно-прикладного искусства (Т. Н. Волкова, О. В. Гордиенко, О. П. Мистратова, Л. И. Новикова, Л. П. Сычугова и др.). Этот опыт необходимо использовать.

Еще один важный стимул — описание собственного рисунка. Психологами (К. С. Выготским, Д. Н. Узнадзе и др.) доказано, что у школьников письменная речь и рисование тесно связаны, что текст создается ребенком еще в процессе художественного творчества, а это помогает планированию высказываний во внутренней речи, которую учащимся затем легче оформить словесно. Эффективность использования собственного рисунка признается и ме-

тодистами (К. Б. Бархиным, А. Д. Дей-киной, И. М. Михайловой, Е. И. Ти-хеевой, Л. А. Ходяковой и др.).

Не менее важным стимулом к развитию коммуникативных навыков может стать текст, который разбирается и анализируется на уроке. Выполняя роль образца, он дает возможность рассмотреть определенные языковые средства родного языка. «Хороший образец, — пишет Л. А. Ходякова, — представляющий собой модель высказывания определенного жанра, экономит время, сберегает силы, помогает учащимся осознать особенности содержания, композиции и речевого оформления высказывания с учетом коммуникативной задачи» [Ходякова 2000: 42]. Художественные и публицистические тексты, как правило, богаты оценочной лексикой, яркими необычными сравнениями и метафорами. Анализируя такой текст, школьники сначала учатся разбору по аналогии, а затем начинают самостоятельно вводить в свои работы яркие образные выражения.

Важным стимулом может стать сочетание чтения текста и непосредственного наблюдения за предметом, о котором идет речь. Исследования психологов (Ф. Н. Дмитренко, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, В. А. Магина, С. Л. Рубинштейна, А. А. Смирнова и др.) показали, что наблюдение за предметами, которые привлекают внимание ребят, тесно связано с мышлением и влияет на развитие речи школьников: на слух человек запоминает лишь около 15% информации, при зрительном восприятии — приблизительно 25%, в то время как при одновременном зрительном и слуховом восприятии усваивается около 65% информации. К. Д. Ушин-ский отмечал значение предмета, «стоящего перед глазами», когда ребенок что-либо воспринимает, его ощущения превращаются в понятия, из понятий составляется мысль, а затем мысль облекается в слово [Ушинский 1954: 69]. Поэтому использование текстов, подкрепленных демонстрацией предметов, о которых идет речь, позволяет, во-первых, обеспечить самостоятельные наблюдения; во-вторых, усилить эмоциональное воздействие на сознание школьников и, наконец, стимулирует потребность выразить в словах

4

свои впечатления от увиденного, разделить или опровергнуть точку зрения автора текста.

При продуцировании текста школьники должны обладать достаточным объемом средств выражения, поэтому не менее важным разделом работы при подготовке к сочинению становится обогащение словарного запаса учащихся. Оно направлено на решение целого ряда задач: количественного увеличения за счет усвоения точного значения новых слов, их синонимических и антонимических связей; качественного обогащения посредством уточнения неизвестных или малознакомых значений многозначного слова; формирования умения правильно выбрать слово с учетом его семантики, лексической сочетаемости и эмоционально-экспрессивной окраски; развития умения употреблять слова, исходя из типа и стиля речи; устранения из речи просторечных слов, замены их литературными эквивалентами; воспитания эстетического вкуса, чувства красоты языка и речи, языкового чутья.

Для обогащения словарного запаса учащихся полезно использовать специальные упражнения, вводящие в активный оборот школьников новые для них слова. К таким упражнениям отнесем и работу со словарями и изобразительно-выразительными языковыми средствами, лингвистический анализ текста, творческие и свободные диктанты, изложения, составление текстов-миниатюр, которые затем могут быть включены в сочинение как отдельные его части и т. д.

Наиболее продуктивными принципами работы по обогащению словарного запаса являются следующие:

•принцип доступности, т. е. учет возраста и уровня речевого развития класса;

• семантический принцип, требующий проводить работу, исходя из лексических взаимосвязей: при ознакомлении учащихся с новым словом речь должна идти не о слове вообще, а о его разных значениях, поэтому новые слова необходимо представлять в их типичной сочетаемости с другими лексическими единицами;

• парадигматический, предполагающий усвоение слов в их систем-

ных (синонимических, антонимических, тематических) связях;

• функциональный, основанный на требовании проводить работу с учетом коммуникативной функции;

• контекстуальный.

Покажем, как эти принципы осуществляются при рассредоточенной подготовке к сочинению-описанию в V классе в рамках лексической темы «Описание ветки сирени». На основе анализа темы были выделены следующие группы опорных слов:

1) части растения: куст, кустарник, ветвь, ветка, кисть, гроздь, листья, листва, цветы, цветки;

2) цвет: сиреневый, густо-сиреневый, темно-сиреневый, сиреневатый, с сиреневым оттенком, фиолетовый, прозрачно-фиолетовый, сине-фиолетовый, розово-фиолетовый, фиолетовый с красноватым оттенком, лавандовый, цвета лаванды, аметистовый, лиловый, блекло-лиловый, светло-лиловый, нежно-лиловый, фиалковый, сливовый, цвета черники, цвета фуксии, зеленый, нежно-зеленый, ярко-зеленый, темно-зеленый, зеленоватый, салатовый, изумрудный, малахитовый;

3) размер: некрупный, мелкий, миниатюрный, карликовый;

4) оценка: роскошный, великолепный, чудесный, пышный;

5) форма: развесистый, раскидистый;

6) тактильные ощущения: нежный, мягкий, бархатистый, шелковистый, гладкий; шершавый, шероховатый, теплый, прохладный, мокрые, влажные;

7) слуховые ощущения: шелест, шорох;

8) обонятельные ощущения: запах, аромат, благоухание.

Таким образом, в изучение программного материала в форме дополнительных заданий была включена и работа с указанными группами слов.

В качестве образца приведем пример работы с группой опорных слов «обонят

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком