научная статья по теме ЭГО ЦЗУНЦЗЯО ШИ [ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ РОССИИ]/. ГЛ. РЕД. ЮЭ ФЭН. ПЕКИН: ШЭХУЙ КЭСЮЭ ВЭНЬСЯНЬ ЧУБАНЬШЭ 2008. В 2 Т История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ЭГО ЦЗУНЦЗЯО ШИ [ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ РОССИИ]/. ГЛ. РЕД. ЮЭ ФЭН. ПЕКИН: ШЭХУЙ КЭСЮЭ ВЭНЬСЯНЬ ЧУБАНЬШЭ 2008. В 2 Т»

Эго цзунцзяо ши [История религий России]/. Гл. ред. Юэ Фэн. Пекин: Шэхуй кэсюэ вэньсянь чубаньшэ 2008. В 2 т.

В серии "Библиотека Академии общественных наук Китая: исследования философии и религии'' опубликована новаторская работа китайских ученых, представивших целостную всестороннюю историю религий России. Объем книги составляет 1,2 млн иероглифов и приближается к 1200 страницам. В девяти разделах представлены сведения о прошлом и настоящем различных религий России, а также об их изучении российскими исследователями. Работу открывает раздел о древнерусском языческом политеизме, после него следует раздел о православии — это самая крупномасштабная и подробная тематическая часть книги, которая состоит из двадцати глав (Т.1. С.67 — Т.2. С.677). Далее рассматриваются католицизм, протестантизм, иудаизм, ислам, буддизм, шаманство и новые религии.

Главный редактор и один из авторов книги Юэ Фэн является авторитетным специалистом по русскому православию, отечественным китаеведам знакомы его публикации по истории православия в Китае. В 1990-е гг. он подготовил фундаментальную работу ''История православия''1, в 2005 г. вышло ее исправленное издание. Для подготовки ''Истории религий России'' профессор Юэ Фэн сумел собрать сильный творческий коллектив ведущих китайских русистов-религиеведов разных поколений (Чжэн Тяньсин, Дай Гуйцзюй, Чжан Бай-чунь, Сюй Фэнлинь, Чжан Япин, Хуан Линъюй, Ши Хэнтань, Лю Тао, Чжао Хунъюй, Ли Сяотао). Знание русского языка позволило им использовать широкий круг первоисточников, а также исследований советских и российских авторов.

За несколько лет китайскому авторскому коллективу к середине 2000-х гг. удалось создать труд энциклопедического масштаба. ''История религий России'' вносит значительный вклад не только в развитие религиеведения КНР, но и в продвижение диалога культур России и Китая. В предисловии к работе отмечается: ''Чтобы

укрепить дружественные контакты и культурные обмены с российским государством и народом, нам обязательно нужно понять их различные религии. Иначе будет трудно добиться углубленного понимания русской истории, философии, литературы, искусства, этики и прочей духовной культуры, трудно будет понять роль религии в России, отношения государства и религии, важность и сложность отношений между российскими религиями и национальностями'' (Краткое изложение содержания [Нэй-жун цзяньцзе]. Т. 1. Б.с.).

Всеобъемлющее справочное издание призвано продемонстрировать китайскому читателю многоконфессиональный характер многонационального российского общества. Авторы хотели показать, что ''религиозная карта России цветная и пестрая, это не чисто одноцветное православие'' (Т.2. С. 783). Представляется символичным, что китайское исследование вышло в свет почти одновременно с энциклопедическим изданием о религиях Китая, созданным российскими учеными2. Второй том энциклопедии ''Духовная культура Китая'' открывают обобщающие статьи о китайской мифологии и ее изучении в Китае и за рубежом, народных верованиях и государственных культах, мировоззренческих категориях, мантике и астрологии. Далее приводится сводный очерк исторического развития религиозной ситуации, после чего рассматриваются конфуцианский культ, даосизм, буддизм, синкретические секты, иностранные религии (христианство, включая русское православие, ислам, иудаизм, зороастризм, манихейство) в Китае. Даже при беглом сравнении оглавлений двух изданий можно увидеть общее стремление ученых России и Китая к комплексному всестороннему постижению духовной культуры другой страны.

Знакомство с ''Историей религий России'' будет полезным для тех, кто изучает развитие идейно-теоретических дискуссий и общественных наук в КНР, интересуется

современной китайской русистикой. Оценки религиозной ситуации в современной России привязаны к трудным проблемам нынешнего Китая. Авторы анализируют проблемы в контексте перехода России ''от социализма к капитализму'', ''коренных изменений в государственной идеологии'', ''замещения атеистического образования религиозным'' и возникновения ''кризиса убеждений''. Они подчеркивают, что писали книгу для того, чтобы ''избежать появления всего этого в Китае'', снабдить партийные и государственные структуры научно обоснованными данными о положении в России. В особенности это касается ситуации после распада СССР, когда государство отказалось от атеистической пропаганды, ''многие люди обратили взоры к религии'', а проникшие извне нетрадиционные религии ''поставили под угрозу интересы государства и народа''. Отмечается, что крайне важно понять ''социально-исторические источники и реальные причины'' возникновения этих проблем. (Краткое изложение содержания [Нэйжун цзяньцзе]. Т. 1. Б.с.).

Первый том предваряют отзывы о книге двух известных китайских ученых. Выдающийся исследователь китайской философии и буддизма, бывший директор Национальной библиотеки Жэнь Цзиюй (1916 —2009) особо подчеркнул приверженность авторов работы марксистскому взгляду на религию и принципам исторического материализма, что, по его мнению, в особенности проявилось при обсуждении отношений государства и церкви в русском православии. Он отметил, что описание религиозного возрождения после распада СССР ''не может не послужить предупреждением для некоторых социалистических государств''.

Бывший профессор философского факультета Пекинского университета и научный сотрудник Института философии АОН Китая, ныне профессор философии и религии Центрального университета национальностей Ван Юйтянь признал, что в современном мире проблемы религий и национальностей занимают в международных отношениях все более заметное место. По его мнению, материалы религиоведческих исследований будут полезны для ''соответствующих китайских ведомств при

решении международных проблем, в особенности в отношении России и ее Чечни''. Ученый похвалил авторов книги за то, что они преодолели прежнее одностороннее внимание к западному католическому церковному суду и впервые осветили историю суда Русской православной церкви. Они также впервые всесторонне и объективно оценили историческую роль православных монастырей, ''на основании самых новых и очень ценных материалов провели целостное систематическое исследование единства церкви и государства в России''.

В своем предисловии главный редактор книги Юэ Фэн отметил, что после распада СССР правительство России выпустило новые законы о свободе совести и деятельности религиозных организаций, благодаря которым те были избавлены от государственного вмешательства, и верующие получили возможность свободно исповедовать свою религию. Он призвал обратить внимание на современный российский опыт законодательного регулирования свободы вероисповедания: ''Правительство России за короткие несколько лет выпустило много законов о религии, об этом нам нужно поразмыслить, поскольку в Китае до сих пор нет общегосударственного закона о религии'' (Цянь янь. Т.1. С. 2). После предисловия указана дата — май 2004 г. Отметим, что через несколько месяцев распоряжением номер 426 Госсовет КНР обнародовал ''Положения о религиозных делах'' (Цзунцзяо шиу тяоле), регулирующие деятельность религиозных организаций и проясняющие статус мест отправления культа и положения священнослужителей.

Знакомство с книгой позволяет увидеть сложные процессы смены парадигмы в китайском религиеведении. Высокий научный уровень исследования показывает, что ученым удается находить баланс между следованием нормативным идеологическим ориентирам и интеллектуальной открытостью для новых взглядов и концепций. Общетеоретическое введение к ''Истории'' излагает основы марксистского взгляда на религию как часть надстройки, которая определяется экономическим базисом. Среди источников религиозного сознания названо стремление угнетаемых в классовом обществе к обретению счастья после смерти, при этом религия охарактеризова-

на как ''идейный инструмент угнетения и порабощения'', ''препятствие на пути развития науки'' (Т.1. С. 7). Вместе с тем, религиям присуща и позитивная роль — они становятся знаменем крестьянских восстаний, выступают с призывами к миру и отстаивают моральные нормы в поведении людей. Концепция ''отмирания религий'' изложена в контексте нынешних китайских реалий и официальных решений. ''Отмирание'' является длительным естественным процессом, в условиях начальной стадии социализма в Китае это невозможно, условия для этого появятся только в коммунистическом обществе — поэтому на современном этапе нужно рассматривать верующих как активную силу в процессе строительства "гармоничного общества''.

Специфической особенностью ''Истории религий России'' стал акцент на рассмотрении проблемы государственно-церковных отношений с древности до наших дней. Авторы полагают, что ''левая'' политика советской власти в отношении религии и церкви в 1930-е гг. была обусловлена ''сталинской теорией классовой борьбы''. ''Под руководством этой идеологии советское правительство и органы пропаганды постепенно отошли от марксистского взгляда на научный атеизм, не учитывая время, место и условия, не принимая во внимание конкретную специфику СССР они произвольно объявили войну религии'' (Т.1. С. 43). Авторы указывают на противоречия в религиозной политике советских руководителей — они все время говорили о свободе вероисповедания и отделении церкви от государства, но государство давило на церковь и подвергало репрессиям религию. По мнению китайских ученых, в СССР не было настоящей заботы о верующих, их подвергали наряду со всеми атеистическому воспитанию, не стремились сделать их равноправными с атеистами строителями социализма (Т.1. С. 214). Эти формулировки в оценке советского прошлого соотносятся с современной китайской политической лексикой, что косвенно позволяет продемонстрировать преимущества нынешней политики КПК. Нечто подобное можно увидеть и в упоминании об ''урегулировании'' религиозной политики в СССР во время Великой Отечественной войны для создания ''общенационального едино-

го фронта'' в борьбе против немецко-фашистских агрессоров.

Религиозная политика советского государства во времена п

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком