научная статья по теме ЭХО ЮРИЯ НАГИБИНА («ЗАГАДКА ГОРНОГО ЭХА») Народное образование. Педагогика

Текст научной статьи на тему «ЭХО ЮРИЯ НАГИБИНА («ЗАГАДКА ГОРНОГО ЭХА»)»

интимным двусубъектным пространством, а также социальным и бытовым. Пространство настоящего связано с мотивом ухода и представлено частным пространством лирического я. Эта сложная пространственная структура определяет особенности композиции текста, смену мотивов при наличии лейтмотива, отбор языковых средств и приемов их использования. ЛИТЕРАТУРА

Абишева С.Д. Поэтическая система Давида Самойлова (Стих и стиль): АКД. -М., 1990.

Давыдов А. Стихи и проза Ц Давид Самойлов. - М., 2001.

Клевцова Л.Ю. Поэтическая эволюция Давида Самойлова: АКД. - М., 1999.

Малафеев АЮ. «Семантические инновации» в поэзии Д. Самойлова. - Нижний Новгород, 2012.

Николина Н.А. Филологический анализ текста. - М., 2008.

Самойлов Д. Счастье ремесла. - М., 2010.

Трепачко А.Н. Творчество Давида Самойлова в контексте культуры XX века. - Ставрополь, 2010.

М.М. ЛИТВИНОВА

Москва

Эхо Юрия Нагибина

(«Загадка горного эха»)

В статье речь идет о том, как выразительные речевые средства и приемы организации текста служат раскрытию сложного душевного мира героя.

Ключевые слова: лирическая тональность; психологизм; контрастное сопоставление; символическое значение.

хо», один из лучших «детских» рассказов Юрия Нагибина, повествует о событиях, которые, однажды случившись, не дают покоя человеку всю последующую жизнь, заставляя его размышлять над мучительными вопросами: кто именно был послан ему на жизненном пути, зачем ему была дана эта встреча, оказался ли он достоин высокого человеческого предназначения и как прошлое отразилось на становлении его -нынешнего.

В название рассказа автор выносит номинацию реалии - основного знака изображаемого им прошлого и, много раз обыгрывая ключевое слово в тексте, поддержанное и усиленное разнообразными способами звуковыражения, акцентирует внимание читателя на символических интерпретациях. Эхо может быть понято не

Литвинова Марина Михайловна, кандидат филол. наук, доцент МПГУ. E-mail: litvinovamarina@ramhler.ru

только как многократный и многолетний отзвук описанных событий в душе повествователя, но и как неизбежная ответная реакция мироздания на предъявляемые людьми поступки и душевные движения, как признак одушевленности, одухотворенности природного мира, вечного, проницающего время и пространство, но вступающего с человеком в своеобразный, доступный последнему диалог.

Повествование носит ретроспективный характер и ведется от имени главного героя, совмещающего непосредственное восприятие ребенка с осмыслением происходящего с точки зрения умудренного жизнью взрослого человека. Этот сплав из воспоминаний и воображения повествователя открывает перед читателем особый мир, несущий на себе отпечаток неповторимого эмоционально-ментального авторского освещения.

Уже в первых фразах, через именительный представления обозначая пространственно-временные координаты происхо-

S6

дящего, повествователь, задавая лирическую тональность, поэтизирует место действия - курортный городок с несуществующим названием, время и героиню:

Синегория, берег, пустынный в послеполуденный час, девчонка, возникшая из моря... Этому без малого тридцать лет!

Однако в дальнейшем, добиваясь достоверности описания, автор приводит точные психологические подробности, насыщает биографию персонажей жизненно верными деталями, проясняющими для читателя связь между прошлым и настоящим, причиной и следствием.

Заброшенный взрослыми ребенок {...я свою маму совсем не вижу... Мама танцевать любит...), Викторина растет благоразумной и послушной, не доставляющей хлопот занятой своими проблемами матери, следует ее советам, весьма сомнительным с точки зрения психологии подростка {Мама говорит, у маленьких это не считается. Она не велит мне в трусиках купаться, от этого простужаются. А ей некогда со мной возиться.). Жизнь учит девочку не только справляться с бытовыми трудностями, самой развлекать и защищать себя, быть смелой и решительной, но и уходить в свой собственный, воображаемый мир от зла и жестокости окружающего, в котором она, с точки зрения сверстников, наделена уродливой внешностью и потому лишена права на существование, проявление женской природы: все зовут ее мальчишеским именем, Витькой. Но преодоление детских травм, постоянной душевной боли, ощущение себя не такой, как все, лишь придает ей внутреннее равновесие, делает необыкновенно гармоничной, цельной, что и привлекает к ней заинтересованное внимание главного героя:

Смутно я понимал природу ее нестыдливости: Витька считала себя безнадежно уродливой. Я никогда не встречал человека, который бы так просто, открыто, с таким ясным достоинством признавался в своей некрасивости.

Несомненно, любуясь своей героиней с высоты прожитых лет, повествователь, тем не менее, рисует ее облик, отраженный в глазах подростка. Через повтор

устойчивого эпитета {раздался тоненький голос; открыв тоненькое, в темных крапинках лицо; вышагивала своими тонкими, прямыми, как палки, ногами) и сгущение его контекстных синонимов {Надо мной стояла голая девчонка, худая, ребрастая, с тонкими руками и ногами. Длинные мокрые волосы облепили лицо, вода сверкала на ее бледном, почти не тронутом загаром теле, с пупырчатой проголубью от холода) автор вызывает у читателя ассоциации с невесомостью героини, ее незащищенностью и одновременно тонкостью не только телесной, но и душевной. Характерным жестом {дернула худым шелушащимся плечом), мимикой, доказывающими ее искренность, сопровождает слова о безразличии к материальным вещам {Целый день ползать на жаре из-за паршивых камешков!..), неприемлемости любого вида насилия:

- .Потом у меня коллекция бабочек была.

Я думал, ей это понравится, и мне почему-то хотелось, чтобы ей понравилось.

- Фу, гадость! - Она вздернула верхнюю губу, показав два белых острых клычка. -Ты раздавливал им головки и накалывал булавками?

- Вовсе нет, я усыплял их эфиром.

- Все равно гадость. Терпеть не могу, когда убивают.

Но не только эти, не по годам разумные, понятия и представления делают ее такой привлекательной для героя. Она обладает еще и удивительной коллекций, в которой есть эхо звонкое, как стекло, есть как медная труба, есть трехголосое, а есть горохом сыплется... Наблюдая, как органично она чувствует себя в природной стихии, какие дружелюбные знаки приветствия получает в ответ, услышав, как ей откликаются горы, герой признается:

С почтительным изумлением глядел я на Витьку. Худая, крапчатая, с трепаными сивыми волосами, острыми клычками в углах губ, с зелеными блестящими глазами - она сама казалась мне сейчас такой же сказочной, как и сокровенный мир, в который она ввела меня.

Образ Сережи, центральный в рассказе, строится автором на контрастном со-

57

поставлении. Если героиня обрисована внешне (нагая девочка, душевный мир которой для героя закрыт, а потому притягателен), то о том, как выглядит герой, не сказано ничего, зато предельно обнажен его внутренний мир, полный подросткового драматизма. Повествование от 1-го лица дает возможность автору вербализовать его эмоции, настроение, переживания, а через выбор определений дать косвенную оценочную характеристику словам и поступкам.

Набор увлечений героя для его возраста традиционен и зауряден: до встречи с героиней он упивается предметами вещного мира (.. .гордость моей коллекции - дымчатый топаз, клочок тумана, растворенный в темном стекле), собирая камешки, марки и папиросные коробки, и лишь после встречи с девочкой интуитивно начинает прозревать важность духовного. Он еще по-детски жесток: не найдя понимания у новой знакомой, желая оскорбить ее, выбирает самое уничижительное, на его взгляд, определение (Дура ты. Голая дура!) и получает в ответ уменьшительно-ласкательное (Сам ты дурачок!). Отсутствие внутреннего стержня, нехватка самостоятельности, взрослости проявляется и в желании нравиться сразу всем, и в безграничном доверии матери, которая задает жизненные ориентиры и выступает его жестким судьей.

Почему же все эти и другие негативные черты, прямо названные в рассказе, не отталкивают читателя от героя?

Прежде всего потому, что в нем ощутим потенциал духовного роста. И в этом убеждает его необыкновенное, глубоко чувственное восприятие природного мира. Предельно богата палитра словесных красок, которыми пользуется повествователь и в пейзажных зарисовках, и при описании двух походов детей в горы на поиски эха. Разнообразные метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, синонимические ряды (Огромное, серьезное море простиралось до горизонта водой, а за ним - туманными мутно-синими полосами, наложенными в небе одна над другой. А в бухте оно притворялось кротким и маленьким, играя, протягива-

ло вдоль кромки берега белую нитку, скусывало ее и вновь протягивало...), звуковая, цветовая, световая лексика, слова с тактильным значением, переходные или синестетичные случаи (петляли терпко-медвяно душным орешником), авторские новообразования (кислеть размытой земли, угрюмая протемь моря; простор угрюмел, как перед долгой непогодью) -все эти изобразительные средства передают восприимчивость героя к красоте природы, которая, в свою очередь, свидетельствует о чуткости, открытости его душевной организации, несомненном присутствии творческого начала.

Однако и книжный образно-предметный характер фантазий (Каждая глыба что-нибудь напоминала: корабль, танк, быка, голову, которую победил Руслан, поверженного воина в доспехах, береговое орудие с отбитым стволом, верблюда, пасть ревущего льва, а то и части тела искромсанного гиганта...), и антропоморфизм с его фобиями (В каждом из этих незримых пересмешников чувствовался жутковатый характер... Я уже не испытывал ужаса, но всякий раз, когда невидимый шептал мне на ухо, у меня холодел позвоночник, а от рыдающего голоса сжималось сердце), и впечатлительность, яркое воображение, заставляющие героя переживать сложную гамму чувств, которую он еще даже не способен выразить в слове (Конечно, я не умел тогда назвать то мучительно-тревожное ощущение, какое охватило меня на обрыве Большого седла...), выдают его детский, ограниченный взгляд на мир. Потому и природа - лучший индикатор человеческой зрелости -

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком