научная статья по теме ЭКОЛОГИЧНОСТЬ КАК КАЧЕСТВО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ Биология

Текст научной статьи на тему «ЭКОЛОГИЧНОСТЬ КАК КАЧЕСТВО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ»

Зкологмгеское oêpàçoBàHèe è боспм^йнме

ЭКОЛОГИЧНОСТЬ КАК КАЧЕСТВО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Н. А. Курдюкова

Липецкий государственный педагогический университет

Раскрываются различные подходы к пониманию «психологической культуры», которая соотносится с понятием «экологической культуры»; обозначаются содержательные характеристики психологической и экологической культуры, подтверждающие имманентную взаимосвязь, существующую между ними.

The various approaches to understanding of «psychological culture» are given. This notion is correlated with «ecological culture». The intensional descriptions of psychological and ecological culture, which confirm the immanent connection between, are designated.

Понимание психологической культуры как личностного качества человека, процесса и результата его образования и самообразования, вызывает в последнее десятилетие интерес специалистов различных научных направлений: философов, социологов, культурологов, психологов, экологов, антропологов, педагогов. В общем виде психологическая культура рассматривается как часть общей культуры человека, которая обеспечивает его устойчивое гармоничное функционирование в соответствии с требованиями социальных и природных сред жизни.

В связи с глобальной проблемой преодоления экологического кризиса возникла не менее важная психологическая проблема рефлексии человеком своего экологического поведения, своей роли в сохранении природы и окружающей среды. «Никогда еще за всю историю люди не находились в такой тесной зависимости от состояния своей культуры, как в настоящее время. Вот почему особенно актуально сейчас развитие адекватной теории культуры с учетом тех особенностей, которые привнесены современной экологической ситуацией» [1. С.17].

Сегодня можно говорить об особо ярко выраженной гуманистической функции экологической науки и основывающейся на ней культуре отношения к природе. Отсюда тесное пересечение экологической проблематики с полем этических проблем, которые проявляются в различных психологических аспектах жизни личности: эмоциональных переживаниях, самоощущениях, мотивационных и когнитивных проявлениях, ценностных установках, практических действиях в природе, развитом экологическом сознании. Возникшие в ответ на запрос практики рационального природопользования

средовая психология и экологическая психология как самостоятельные отрасли научного знания, несомненно, охватывают огромный круг вопросов, изучающих психологические механизмы формирования и развития в онтогенезе эко-логосообразного отношения к природе.

Однако нам представляется, что развитие экосознания личности невозможно без осознания проблемы психологической культуры человека на философ-ско-методологическом уровне, поскольку она открывает новые возможности для понимания базовых стремлений и отношений личности к себе, к близким людям, к живой и неживой природе, миру в целом.

Приведенное впервые В. И. Далем определение культуры как «обработки, возделывания, образования умственного и нравственного» [2. С. 217], отразило истинное содержание этого понятия в отечественной и зарубежной литературе. В настоящее время имеется более 500 определений культуры. В них имеют место несколько подходов к рассмотрению сущности этого явления.

Так, нормативно-социологизаторский подход к культуре рассматривает ее как замкнутую систему норм; правил поведения, традиций, ритуалов, обрядов и т. п. [3, 1991]. Личность понимается здесь как человек, обладающий определенным набором качеств, позволяющих усваивать эту систему.Такой подход, с одной стороны, игнорирует реальное содержание культуры, с другой, не может адекватно описать реальный процесс развития личности.

Ограниченность этого подхода, мы полагаем, в значительной степени преодолевается в деятельностно-рационали-стическом подходе к культуре, суть которого составляет предметно-практическая деятельность. Этот подход, исходя из идей немецкой классической философии, рассматривает реальность культуры как систему предметных знаний, которые осуществляются через овладение способами предметно-практической деятельности.

Однако такое представление о культуре имеет ярко выраженную тенденцию редукции всего содержания культуры к его материальной стороне, процесса освоения культуры — к рациональным формам и способам познания, а процесса развития личности — к одностороннему интеллектуальному развитию.

Другой подход в рассмотрении содержания понятия «культура» — ценностно-диалогический, дающий более полное представление о реальности культуры. Этот подход, представленный, прежде всего в русской философской традиции [Соловьев В., Флоренский П. А., Бердяев Н. А., Бахтин М. М., Лосев А. Ф., Аверинцев С. С. и др.], рассматривает культуру как знаково-символическую реальность, выделяя в ней две не сводимые друг к другу стороны — значенческую и смысловую. При данном подходе, в отличие от знака-носителя способа деятельности, символ выступает как самостоятельная смысловая позиция — отношение к объекту как к ценности. Смысловое содержание явления культуры раскрывается не только через распредмечивание, освоение и воспроизведение способов деятельности, но также и через его диалого-предметно-смысловой аналог [3]. Таким образом, в рамках данного подхода утверждается представление об объективном существовании в культуре смыслов — отношений, которые могут быть освоены различными способами.

Анализ нормативно-социологизатор-ского, деятельностно-рационалистического и ценностно-диалогического подходов к сущности культуры привел нас к выводу о необходимости использования последнего в качестве методологической основы к раскрытию проблем становления психологической культуры.

Психология имеет глубокую традицию рассмотрения проблемы взаимоотношений человека, общества и природы. Основанием для этого служат научно-философские концепции, принципы единства мира, всеобщей связи явлений, развития, детерминизма. Однако до сих пор понятие «психологическая культура» отсутствует в словарях и учебниках. Вместе с тем термин активно используется в прикладных работах, исследователи вкладывают в него своё понимание и трактуют его:

— как часть общей культуры человека, систему знаний в области основ научной психологии, основных умений в деле понимания особенностей психики и использование этих знаний в обыденной жизни, самообразовании и профессиональной деятельности;

— как продукт социализации, образования и воспитания, включающий когнитивный, рефлексивно-перцептивный,

эмоционально-чувственный, ценностно-смысловой, коммуникативный, регулятивный, поведенческий компоненты;

— как составную часть базовой культуры личности, как системную характеристику человека, позволяющую ему эффективно самоопределяться и самореализоваться в жизни;

— как самовоспитание культурных стремлений и навыков; высокий уровень обычного и делового общения; психологическую саморегуляцию; творческий подход к делу; умение познавать и реалистически оценивать свою личность;

— как совокупность имеющихся у индивида, группы или этноса представлений о психике, формы регулирования и её развития;

— как понимание и знание себя и других людей, адекватная самооценка и оценка, регулирование личностных состояний, свойств, деятельности;

Не обращаясь к другим примерам, можно заключить следующее. Во-первых, в структуре психологической культуры личности большинством авторов выделяются компоненты: психологические знания, сознание (мировоззрение) и деятель-ностный (умений и навыки). Содержание каждого из компонентов имеет неодинаковое толкование.

Во-вторых, объединяющим все приведенные точки зрения на проблему содержания и структуры психологической культуры является гуманистический аспект понимания психологической культуры: приоритет общечеловеческих ценностей; преобладание позитивных мотиваций, конструктивного отношения к окружающей социальной и природной среде над негативными; и что особенно важно — понимание общей культуры личности через овладение психологической культурой.

В-третьих, в обсуждении понятия «психологическая культура» имеет место экологическая деятельность как часть, общекультурное свойство личности.

Таким образом, психологическая культура выступает в качестве основания общей культуры человека, как идеал, к которому следует стремиться; это новый тип культуры с переосмысленными ценностями, которые ориентированы на поиск механизма деятельности в социуме и природном комплексе.

В образовательном аспекте психологическая культура определяется новой парадигмой — от антропоцентризма к

биоцентризму, концепцией устойчивого развития общества, пониманием образования как функции культуры.

Мы рассматриваем психологическую культуру как личностное образование человека, как процесс и результат его образования и самообразования. В ее структуре мы выделяем три взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента: познавательный (система психологических знаний), деятельностный (система психологических умений и навыков), мировоззренческий (потребности, установки, склонности, ценностные ориентации).

Мы допускаем при этом, что одним из важнейших критериев развития психологической культуры может служить степень той универсальности, с какой человек относится к природе, и чем более развиты эти отношения, тем на более высоком уровне развития культуры он стоит. В связи с этим можно говорить о том, что экологичность — качество, имманентно присущее культуре.

Итак, экологичность — составная часть общей культуры личности — является одним из сущностных свойств психологической культуры.

Нельзя не отметить близость содержания психологической культуры к содержанию экологической культуры. Если экологическая культура есть единство экологической образованности, экологического сознания и экологической деятельности, направленных на гармонизацию взаимоотношений между обществом и природой, то она означает новый тип культуры с переосмысленными ценностями, которые ориентированы на поиск механизма связи с природой, в отличие от культуры, развивающейся в рамках экономических и технократических ценностей.

В этом контексте очевидное, на наш взгляд, со

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком