научная статья по теме Экономическая этнопсихология и взаимосвязь инновационных и традиционных ресурсов жизнедеятельности народов Сибири Философия

Текст научной статьи на тему «Экономическая этнопсихология и взаимосвязь инновационных и традиционных ресурсов жизнедеятельности народов Сибири»

А.Д. Карнышев

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной и экономической психологии БГУЭП, г. Иркутск

М.А. Винокуров

доктор экономических наук, профессор, ректор Байкальского Государственного Университета Экономики и Права*

Экономическая этнопсихология и взаимосвязь инновационных и традиционных ресурсов жизнедеятельности народов Сибири

Исследования в области экономической этнопсихологии, осуществляемые нами с 1999 г., позволили сделать вывод о том, что данная научно-учебная междисциплинарная отрасль рассматривает особенности психологии хозяйствования и экономического поведения разных народов, которые, в свою очередь, влияют на своеобразие экономической деятельности и образа жизни данных народов и (или) их этнических групп1.

Специфика экономического сознания и поведения, изучаемая «чисто» экономической психологией, в данном случае предстает для анализа в своих конкретных этнических вариантах. Причем их какая-то градация в научном плане неуместна: некорректно говорить, что экономическую специфику больших народов (англичане, французы, русские) изучает экономическая психология, а все «малые» можно передать ее этнической отрасли. Своеобразие и уникальность любого этноса заслуживает исследовательского внимания невзирая на «лица» и статусы.

В нашей статье речь пойдет о психолого-экономическом сопровождении деятельностей малых и «средних» этносов Сибири по сочетанию традиционных и инновационных ресурсов экономического сознания и поведения.

* Винокуров Михаил Алексеевич, e-mail: rector@isea.ru

1 См.: Винокуров М.А., Карнышев А.Д. Экономическая этнопсихология в Восточной Сибири. Иркутск, 1999; Винокуров М.А., Карнышев А.Д. Введение в экономическую этнопсихологию. Иркутск, 2007.

Сегодня очень важно и в политическом, и в экономическом, и в социальном плане осознать, что «великодержавные» позиции о неизбежности ассимиляции аборигенных народов как в мире, так и в России, об исчезновении их национального лица и духа не только не прошли испытание временем, но и оказались в противоречии с мировыми тенденциями.

Степень сохранения и развития «малых» и «средних» аборигенных этносов сегодня становится важным показателем не только демократичности развития общества, но и его соответствия мировым стандартам гуманизма, толерантности, преодоления ксенофобии. В «Конвенции 169» ЮНЕСКО о коренных народах статья 23 ориентирует в данном направлении: кустарные промыслы, сельские и общинные производства, а также виды деятельности, обеспечивающие средства существования, и традиционные виды деятельности соответствующих народов, такие, как охота, рыболовство, звероловство и собирательство, получают признание в качестве важных факторов сохранения их культуры, их экономической самостоятельности и развития.

Данные международные ориентиры вкупе с толерантными традициями российского народа требуют принятия конкретных мер для улучшения положения малых народов. Сибирь в этом плане в силу своих исторически сложившихся межэтнических взаимодействий и политэтничности может стать эффективной моделью для решения междисциплинарных проблем в масштабах всей страны, и для этого стоит предпринять соответствующие усилия не только политического, но и психолого-экономического содержания.

Объять необъятное невозможно, поэтому мы рассмотрим «житейские» аспекты традиционной экономической психологии народов, которые наиболее значимы для их самосохранения и одновременно могут стать рентабельными в региональном, федеральном и даже международном масштабах. К таковым мы относим: 1) развитие традиционных видов деятельности и их психологическое сопровождение, 2) всевозможную поддержку психологического здоровья и экологического благополучия людей.

Существует мнение, что возрождение традиционных деятельностей - это «овчинка, не стоящая выделки». Но это далеко не всегда верно. Во-первых, потенциалы развития, к примеру, традиционного скотоводства на сибирских степных просторах весьма высоки и недостаточно используются именно из-за сокращения аборигенных пород скота. Так, в США животноводство использует 43,4% питательных веществ за счет пастбищных кормов, а в России лишь 16%. Во-вторых, данная реальность - это усугубляющаяся необходимость обеспечения занятости сибиряков, вне которой десятки и даже тысячи людей из провинциальных мест останутся безработными и не будут социально защищены. В-третьих, если традиционные виды деятельностей будут продуманно сочетаться с различными отраслями современной экономики, они могут оказаться не только целесообразными, но и весьма выгодными.

Виды традиционных деятельностей, которые встречаются, к примеру, в Восточной Сибири, можно представить в следующем списке (естественно, далеко не полном):

- традиционное скотоводство (коневодство, овцеводство, яководство, верблюдоводство и др.), а также переработка его продукции;

- оленеводство, переработка и реализация продукции оленеводства (включая сбор и заготовку сухих рогов, пантов, эндокринных желез, субпродуктов, оленьих шкур);

- организация и проведение охоты: на медведей, волков, сохатых и т.п.;

- добыча, переработка и реализация пушнины, к примеру, баргузинского соболя;

- рыболовство, переработка и реализация продукции рыбного промысла (включая производство и реализацию балычных изделий, икры лососевых и сиговых рыб);

- выделка и реализация шкур диких и домашних животных;

- сбор и переработка дикоросов (ягод, грибов, орехов);

- изготовление национальной утвари, инвентаря, меховой одежды, обуви и их реализация;

- изготовление национальных сувениров и их реализация;

- сбор лекарственных трав и корений для лечения с помощью методов традиционной медицины, изготовление медицинских препаратов и снадобий.

Возрождение традиционных форм хозяйствования - это весьма сложный комплекс социально-экономических, правовых и организационных мер, которые вполне естественно вызовут определенный психологический отклик у каждого из их участников. С точки зрения права и экономики в начальном периоде возрождения необходимы:

- принятие законодательных актов об организации традиционных видов деятельности народов и их «субъектов» в целом в Российской Федерации и в каждой из территорий Сибири;

- установление конкретных правил (законов, норм) о передаче земельных участков конкретным субъектам традиционных деятельностей (отдельным гражданам, семьям, родовой или территориальной общине), с учетом возможного конкурса (конкуренции) между ними на право владения землей;

- определение финансовых источников поддержки традиционных дея-тельностей на всех уровнях (российском, субъектов Федерации, местном) с установлением порядка использования финансов, условий их кредитования, льгот по налогообложению и т.п.

Процесс возрождения и расширения традиционных форм хозяйствования нуждается в серьезном социально-психологическом обеспечении. Среди таких конкретных мер можно назвать:

- восстановление и частичная модернизация оправдывающих себя и в настоящее время нравственно-психологических норм совместной жизнедеятельности в различных этнических группах, являющихся субъектами традиционной деятельности (напоминаем: не только малочисленных народов, но и общин и сообществ любого этноса);

- поддержка социально и личностно значимых мотивов традиционных видов деятельности, разработка в этих целях наиболее оптимальных форм стимулирования труда их участников;

- психолого-педагогическое обеспечение различных методов профессионального обучения умениям и навыкам, приемам и операциям конкретных видов традиционных деятельностей;

- участие в разработке критериев оценки и самооценки эффективности каждой из форм традиционного хозяйствования, стандартов и норм проведения профессиональных конкурсов, соревнований и т.п.;

- изучение и поддержка этнически ориентированных методов управления различного рода субъектами традиционной деятельности (общиной, бригадой и т.д.);

- создание благоприятного имиджа владельцев родовых угодий, кочевых общин; участие в рекламе и маркетинге их экологически чистой и качественной продукции; этнопсихологическое обеспечение связей с общественностью по вопросам организации туризма (в том числе и международного) в таких регионах.

Особый «пласт» психологического сопровождения традиционного хозяйствования составляют вопросы экономической социализации и экономического воспитания в этнических группах - субъектах традиционных деятельностей. Причем, методы экономической социализации надо целенаправленно разрабатывать и в отношении взрослого и пожилого населения. К перипетиям рыночной экономики привыкать сегодня приходится каждому человеку. Но адаптация к рыночным условиям детей, подростков, юношества, формирование у них мотивов, умений, навыков и способностей использовать традиционные формы хозяйствования не только для сохранения, но и для развития своего этноса, для экологического благополучия родного края, для роста его престижа на российской и международной арене - это весьма значимая и перспективная задача.

Сегодня, говоря о возрождении и обновлении традиций сибирских народов, невозможно не рассматривать их конфессиональные верования и обряды. Религиозность этносов Сибири своеобразна не только в российском, но и в мировом масштабе. Так, среди «ветвей» старообрядчества здесь уникальны «се-мейские» Забайкалья и «кержаки» Западной Сибири и Алтая. Буддизм бурят и

тывинцев имеет в России только еще один аналог в Калмыкии. Особенности шаманских верований народов Сибири известны далеко за пределами страны и привлекают массу туристов и заинтересованных лиц, желающих понять особенности этого древнего полурелигиозного полумистического мировоззрения. Но что очень важно, конфессиональные взгляды и обычаи становятся все более и более экономически значимыми. Стоит оценить эту тенденцию, опираясь на традиционные восточные конфессии.

В сибирских аборигенных этносах идет быстрое возрождение шаманизма, а представители других народов с уважением относятся к данному процессу. В связи с этим, на наш взгляд, в общественных, а тем более психологических дисциплинах настало время реабилитировать шаман

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком