научная статья по теме ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ Психология

Текст научной статьи на тему «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ЖУРНАЛ, 2004, том 25, № 5, с. 32-49

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ

© 2004 г. В. А. Хащенко

Кандидат психологических наук, профессор факультета психологии Московского гуманитарного университета, Москва

Дается теоретический анализ феномена экономической идентичности личности, его определение, способы измерения, соотношения с другими видами идентичности. Излагаются теоретические основания изучения структуры экономической идентичности как феномена экономического самосознания личности. Описаны результаты эмпирического исследования механизмов формирования экономической идентичности личности: экономической самокатегоризации, социально-психологической адаптации, экономической социализации. Выявлены психологические основания оценки экономико-психологического статуса личности, включающие: субъективную шкалу благосостояния, удовлетворение потребностей личности, самооценку делового потенциала, удовлетворенность деловой и личной самореализацией, экономическим благосостоянием. Подтверждена гипотеза о ведущей роли представлений о богатстве в становлении экономической идентичности.

Ключевые слова: Экономическая идентичность - экономическое самосознание, экономико-психологический статус, экономическая идентификация, экономическая категоризация, социально-экономическая адаптация, экономическая социализация, представления о богатстве и бедности, субъективная шкала благосостояния.

На протяжении последнего десятилетия в российском обществе происходит трансформация социально-экономических отношений, которая характеризуется изменением системы ценностей, жизненных приоритетов и проявляется в резком возрастании значимости для личности материальных благ, имущественной дифференциации, а также утрате нравственных и идеологических ориентиров. В обществе наблюдаются противоречивые процессы, свидетельствующие об общем кризисе социальной идентичности у большинства групп населения [10, 12-14]. Он выражается, с одной стороны, в утрате социальной (национальной, гражданской, политической, экономической) идентичности многими слоями населения, традиционно занимавшими ранее стабильно высокое социально-экономическое положение в обществе, с другой - в активном становлении новой социальной идентичности и отдельных ее составляющих, прежде всего политической, идеологической, экономической, в рамках формирования сменяющихся политических и экономических элит.

Проблема богатства и бедности, отношений собственности становится одной из наиболее актуальных в современной России [4, 19, 21, 25]. Представления людей о собственном материальном положении не только постоянно влияют на их повседневное экономическое поведение и взаимодействия в микросоциальной и экономической

среде, но затрагивают всю систему макроэкономических отношений с государством, во многом определяя жизненную направленность, мировоззрение, сферу ценностей человека.

Все это придает особую актуальность исследованию вопросов экономической идентификации личности как самостоятельной психологической проблемы. Уместно напомнить, что экономическая идентичность в качестве важнейшей части социальной идентичности личности практически не изучена и до сих пор не подвергалась ни теоретическому, ни эмпирическому анализу. Более того, до последнего времени в научных исследованиях само это понятие практически не использовалось. Отдельные составляющие названной проблемы изучаются в экономической психологии в рамках анализа когнитивных аспектов взаимоотношения человека и общества, в частности, при выявлении представлений людей о богатстве и бедности, их границах, социальном неравенстве, восприятии человеком собственного благосостояния [4, 33, 34]. Экономическая идентичность человека рассматривается также в связи с исследованиями экономического статуса как характеристики объективного положения личности или группы [4, 25, 33], самооценки человеком своего материального положения как психологической составляющей его экономического сознания [8, 9] и самосознания [22].

Важность целостного подхода к проблеме экономической идентичности личности и ее компонентов обусловлена общим теоретическим контекстом - главенствующей ролью экономического самосознания личности в концептуальной схеме исследования экономической психологии человека. Следует учесть также недостаточную разработанность вопросов, касающихся структуры экономического сознания (самосознания), его компонентов. Эта проблема остро встала в экономической психологии в последние годы, когда актуализировалась роль экономического сознания личности в резко изменяющейся социально-экономической среде [8, 9, 19, 22, 25]. В исследовании экономической идентичности личности ключевыми вопросами, на наш взгляд, является определение: содержания данного понятия, психологических механизмов формирования, структуры, соотношения с другими видами идентичности, например, личностной или эгоидентичностью (по Э. Эриксону), а также способов измерения.

Актуальность проблемы обуславливает необходимость проведения специальных эмпирических исследований, а также разработки общего теоретического подхода к пониманию феномена экономической идентичности личности. В данной статье мы остановимся на изложении теоретических оснований изучения феномена экономической идентичности как центрального компонента экономического самосознания личности, а также на результатах эмпирического исследования психологических критериев измерения экономической самоидентичности личности на основе анализа субъективной модели осознания человеком своей принадлежности к определенной имущественной группе.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Согласно исходным теоретическим предпосылкам экономическая идентичность должна изучаться в рамках единого процесса формирования социальной идентичности личности. Как составная ее часть эта психологическая категория выражает осознание человеком своей принадлежности к конкретной социальной общности, определяемой экономическими признаками. В таком качестве экономическая идентичность обладает присущими только ей особенностями. С целью выявления последних остановимся на общих теоретических представлениях о природе феномена идентичности личности. Не претендуя на полноту теоретического анализа (данному вопросу посвящены специальные работы [2, 3, 15]), выделим некоторые положения, принципиальные для нашего исследования.

Следует отметить, что в отечественной социальной психологии понятие идентичности до не-

давнего времени использовалось крайне редко. Только в 90-е гг. XX в. интерес к данной проблеме вырос в связи с исследованием феномена личностной и этнической идентичности [2, 3, 6, 10, 12, 15, 18, 20]. Начиная с работ Э. Эриксона [26] понятие идентичности рассматривается в рамках соотнесения двух ее видов - личной и социальной (более подробно см. [15]). Наиболее распространенное теоретическое представление о ее природе предполагает, что социальная идентичность взаимосвязана с ингрупповым подобием и межгрупповой дифференциацией, а личностная трактуется как черты (свойства), позволяющие дифференцировать данного индивида среди других людей, в том числе - членов своей группы. Социальную идентичность определяют обычно в терминах группового членства, принадлежности к социальной группе, включенности в какую-либо социальную категорию. Под личностной идентичностью понимают набор индивидуальных характеристик, которые делают человека одновременно подобным самому себе и отличным от других. Эти идеи получили свое первоначальное оформление в теории социальной идентичности X. Тэшфела и теории самокатегоризации Дж.Тернера [3, 15]. В рамках данных концепций социальная идентичность охватывает ту часть Я-концепции индивида, которая возникает из осознания своего членства в социальной группе, а также ценностного и эмоционального значения, придаваемого такому членству. Утверждается, что в основе как личностной, так и социальной идентичности лежат единые процессы категоризации - социальная идентификация (осознание принадлежности) и дифференциация (осознание различий). Современные последователи этой теории рассматривают проблему идентичности в рамках когнитивной схемы Я - Мы - Другие. При том социальная и личностная идентичности составляют единый образ Я личности. Личностная идентичность в данном понимании - это субсистема знаний о себе, которые формируются из сравнений себя с членами ингруппы и состоят из набора специфичных для Я черт личности. Социальную идентичность также составляет набор специфических черт, но выявляющихся в ходе социального сравнения представителей ингруппы и аутгруппы [27, 31]. Иными словами идентичность есть лишь феномен межгруппового восприятия. Данный подход доминирует в исследованиях этнической идентичности [26].

В противовес этой точке зрения в последнее время исследователи высказывают предположение о том, что личностная идентичность является продуктом социальной идентичности: восприятие социального давления и адаптация к нему - это активный и селективный процесс, и личностная идентичность выступает как бы его "остаточным" образованием. Так, в теории социальных

репрезентаций С. Московичи и его последователи исходят из единства указанных понятий и подчеркивают важность социального контекста детерминации этого явления. Личностная идентичность рассматривается в рамках социальной репрезентации в качестве организующего принципа индивидуальной позиции в системе символических взаимоотношений индивидов и групп. Идентичность - это не набор атрибутов, автоматически продуцируемый принадлежностью к определенной социальной категории, а социальный конструкт, связанный с разными социальными элементами и в том числе - с доминантностью статуса в обществе [28, 29, 35]. С точки зрения К.А. Абульхановой анализ реальных социальных связей, а не только символьных отношений человека с миром, указывает на возможность обратной связи социальной и личностной идентичностей. Социальная идентичность несет на себе отпечаток личной позиции человека, "угла его зрения" на мир, порождаемого эпицентризмом Я личности, личн

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком