научная статья по теме Экономическая система и экономическое мышление диалектического типа Биология

Текст научной статьи на тему «Экономическая система и экономическое мышление диалектического типа»

Литература

1. Современное российское общество: переходный период / Отв. ред. В.А. Мансуров. М.: ИС РАН, 2003.

2. Социальные конфликты в современной России / Под ред. Е.И. Степанова. М.: Эдиториал. УРС, 1999.

3. Социальное согласие в современном мире / Отв. ред. Г.М. Денисовский. М.: Центр общечеловеческих ценностей. 2000.

4. Российская идентичность в условиях трансформаций / Отв. ред. М.К. Горшков, Н.Е. Тихонова. М., 2005.

5. Дробижева Л.М. Этническая толерантность современной молодежи. / Сб. Россия: трансформирующееся общество. М., 2001.

УДК 65.011.7

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ТИПА

Летунова Ольга Владимировна, доцент кафедры «Философии и социальных наук», докторант, кандидат философских наук Сибирский государственный аэрокосмический университет, г. Красноярск, Россия leto3105@mail т

В статье раскрываются основные принципы диалектического экономического мышления. Показано, что тип экономического мышления детерминирует формирование соответствующей экономической системы.

Ключевые слова: принципы диалектики; диалектическая логика; экономическая система.

ECONOMIC SYSTEM AND ECONOMIC THINKING DIALECTICAL TYPE

Olga Letunova, Associate Professor of "Philosophy and Social Sciences", doctoral, PhD

Siberian State Aerospace University, Krasnoyarsk, Russia leto3105@mail. ru

The article describes the basic principles of dialectical economic thinking. Shown that the type of economic thinking determines the formation of the respective economic systems.

Keywords: principles of dialectics; dialectical logic; the economic system.

Анализ экономических проблем с политической или правой точки зрения значительно сужает сферу представлений об экономическом развитии. В этом отношении представляется необходимым провести философский анализ экономического мышления, выявить его основные типы и принципы, в соответствии с которыми оно реализуется. В данной статье наиболее подробно проанализирован диалектический тип экономического мышления и обоснована его адекватность соответствующей экономической системе.

Любое мышление, в том числе и экономическое, осуществляется по законам логики, которые, согласно современным исследованиям, характеризуются значительной дифференциацией. Прежде всего это касается соотношения формальной и диалектической логик, изучающих мышление с различных сторон, реализовывающихся в соответствии с различными системами теоретизирования и различными методологическими традициями. В.Н. Борисов пишет: «...различие формальной и диалектической логики по предмету исследования связывалось с противоположностью диалектического и метафизического методов познания и приобретало общее методологическое значение» [1, с.4]. Принимая во внимание различия метафизической и диалектической систем теоретизирования, и, соблюдая теоретическую строгость философского анализа, возникает необходимость различения законов логики в соответствии с адекватной им систе-

мой теоретизирования. С этой точки зрения метафизическое мышление осуществляется по законам формальных логик, в то время как диалектическое мышление осуществляется по законам диалектической логики. О различии логики формальной и логики диалектической В.С. Библер пишет: «Диалектическая логика, в отличие от формальной логики, характеризуется двумя моментами: во-первых, сознательным установлением неразрывной связи субъективного (законы диалектики) с объективным (законами объективной диалектики), диалектическая логика есть учение о достижении объективной истины, во-вторых, диалектическая логика, в отличие от формальной, раскрывает внутреннюю связь, диалектическое единство всех форм и категорий мышления. Причем соответствие субъективной диалектики (логики) с объективной диалектикой требует всеобщейвзаимосвязи и взаимозависимости всех логических категорий»[2, с.9]. Как видно, диалектическая логика в своем основании содержит, во-первых, принцип единства мира (связь объективного и субъективного), и, во-вторых, принцип всеобщей связи явлений.

Одним из основоположников идеи о диалектической логике является византийский богослов Иоанн Дамаскин. Предметом диалектики Иоанна Дамаскина выступают устойчивые понятия, которые исследуются в их взаимных связях. При этом, Иоанн Дамаскин отождествляет диалектику с логикой, и, понимая под философией познание предметов так, как они существуют в действительности, диалектическая логика явилась логикой образов действительности. Дальнейшему развитию диалектического мышления послужила мысль Аристотеля о том, что философское познание - есть познание сущности.

Диалектическая логика, являясь логикой образов действительности, выступает как содержательная логика, поскольку, во-первых, ее содержание раскрывается в ходе действия законов диалектики по принципу единства мира. М.Г. Макаров пишет: «Диалектическая логика и есть именно содержательное учение о формах мысли в их движении и развитии» [3, с.50]. Следовательно, эта содержательность раскрывается законами диалектики и категориальным аппаратом этих законов. Кроме того, В.С. Биб-лер показывает: «Однако в реальной действительности не только отдельные предметы связаны с другими предметами, но и группы

предметов связаны между собой, весь мир представляет собой связное единое целое. Поэтому, взятые в отрыве друг от друга, даже взятые попарно, диалектические категории теряют свою диалектичность, оказываются не в силах отразить конкретную действительность, становятся не объективными, а субъективными, не логически конкретными, а абстрактными» [2, с.7] Отсюда, диалектические категории способны отражать действительность только в составе всеобщей связи явлений. Их содержательность, например с точки зрения закона единства и борьбы противоположностей предстает как содержательность того или иного объекта как источника движения и развития, а сам категориальный аппарат предстает как образ действительности.

Во-вторых, содержательность диалектической логики задается объективными условиями и субъективными факторами, поэтому ее категориями выступают образы действительности. В связи с этим, диалектическая логика всегда адекватна объективным условиям и субъективным факторам, которые выступают в качестве ее детерминантов, в качестве понятийного аппарата выступают категории диалектики, в качестве системы доказательств - практика в ее тектологическом оформлении. В частности, диалектическая логика представлена в русских пословицах и поговорках, которые не всегда имеют прямое значение, а задают систему поведения, ее логику. Например: «Уменье и труд все перетрут», «Не начавши - думай, а начавши - делай», «На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай!», «Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда» и пр. Как видно, пословицы отражают то, как необходимо себя вести, учитывая определенные условия. Такая система поведения задается диалектическим мышлением, поскольку условия, в рамках которых оно реализуется заставляют мыслить именно так. В этом отношении Б.М. Кедров пишет: «Диалектика требует всегда иметь ввиду условия и обстоятельства, в которых совершаются любые действия, протекают любые события» [4, с.10]. При этом, диалектическая логика, задающая систему поведения, выступает как сознательная, субъективная диалектика, которая является отражением объективной диалектики. Соответственно, познание действительности осуществляется в рамках теории

познания как теории отражения, раскрывающейся по принципу единства мира и всеобщей связи явлений.

Согласно теории отражения образ является существованием сущности прообраза и опосредуется некоторой определенностью всеобщей связи. Тем самым диалектическое мышление в соответствии с теорией познания как теорией отражения раскрывается категориями диалектики, которые отражают действительность. Г.С. Батищев пишет: «Категории вообще должны быть поняты не как отчужденные, принявшие вид самостоятельных сил и стоящие над всем миром и человеческой активностью, а как формы человеческой деятельности, которые, выступая в качестве идеальных, совпадают с формами объектов. Это совпадение осуществляется не каким-то посторонним рациональному процессу иррациональным «отнесением» к объекту, а самой деятельностью и имманентно ей. Ибо само активное методологическое функционирование категорий - это не дополнение к тому, что в них тождественно всеобщим формам действительности, а единственно возможный способ, каким они реализуют свое совпадение с последними. Они выполняют свои функции в меру своего совпадения с этими формами» [5, с.10]. Как видно, речь идет о категориях диалектики, которые, выступая идеальным, совпадают с материальным как формами объекта. Поскольку это совпадение не зависит от сознательной деятельности, постольку оно является отражением. Тем самым, субъективная диалектика как диалектика сознания является отражением объективной диалектики природы. При этом, субъективная диалектика раскрывается как оформленность объективной диалектики, а диалектическая логика как сознательная определенность субъективной диалектики.

Содержательность диалектического мышления, так же как и содержательность диалектической логики раскрывается категориями, выступающими образами действительности, поэтому и актуализируется теория познания как теория отражения. Л.К. Науменко показывает: «Сущность всех вещей одна - материя, закономерно организованная и закономерно движущаяся. Эта ее сущность состоит в ее целостности, единстве. Поэтому и все единичные предметы познания, предметы опыта признаются существенными лишь постольку, поскольку они принадлежат

этому единству, этой целостности» [7, с.143]. Познание сущности единичных вещей в единстве, в целостности осуществляется по принципу единства мира, при этом целостность является организованной, где организованность выступает как одно из оформлений совершенства. В.И. Ленин пишет: «Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи» [8, с.53]. Тем самым, идеальное неотделимо от материального, что соответствует принципу единства мира. И далее: «...независимо от нашего сознания существует физичес

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком