научная статья по теме ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ ЛИДЕРА НАЦИОНАЛЬНО-ЛИБЕРАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ГЕРМАНИИ Ф. НАУМАНА И ЕГО ВКЛАД В РАЗРАБОТКУ КОНСТИТУЦИИ ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ (ВЕЙМАРСКОЙ) 1919 Г Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ ЛИДЕРА НАЦИОНАЛЬНО-ЛИБЕРАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ГЕРМАНИИ Ф. НАУМАНА И ЕГО ВКЛАД В РАЗРАБОТКУ КОНСТИТУЦИИ ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ (ВЕЙМАРСКОЙ) 1919 Г»

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2015, № 8, с. 53-59

ПРАВОВАЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ МЫСЛЬ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ ЛИДЕРА НАЦИОНАЛЬНО-ЛИБЕРАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ГЕРМАНИИ Ф. НАУМАНА И ЕГО ВКЛАД В РАЗРАБОТКУ КОНСТИТУЦИИ ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ (ВЕЙМАРСКОЙ) 1919 г.

© 2015 г. Дорина Валентиновна Зорилэ1

Аннотация: в статье анализируются социально-экономические и правовые взгляды одного из видных представителей национально-либерального движения Германии Ф. Наумана, теоретические взгляды и политическая деятельность которого оказали заметное влияние на законодательный процесс в Национальном учредительном собрании (Веймарском) Германии 1919 г.

Annotation: the article presents the main economic and legal views of one of the leaders of German national-liberal movement Fr. Naumann, whose approaches and political activities influenced the legislation of National (Weimar) congress 1919.

Ключевые слова: Национальное учредительное собрание, либерализм, социально-экономические права и свободы, конституционное развитие.

Кey words: National congress, liberalism, social-economic rights, constitutional development.

В последние годы наблюдается высокий интерес к веймарскому периоду германской истории, в отечественный научный оборот вовлекаются новые, в нашей стране не исследованные стороны политической жизни Германии 20-х годов. Протоколы заседаний Национального учредительного собрания в Веймаре в 1919 г. свидетельствуют о всплеске политико-правовой мысли, который наблюдался в Германии в этот период. Многие видные деятели, представлявшие широкий спектр политических взглядов, активно участвовали в дебатах учредительного органа власти, воспринимая происходящее как исторический шанс через законотворчество воплотить свои идеи на практике. Одним из таких депутатов был лидер национально-либерального движения Германии Фридрих Науман (1860-1919).

Ф. Науману, ставшему депутатом Национального учредительного собрания 1919 г. и назначенному главой подкомитета Национального собрания по разработке раздела конституции о правах человека2, посвящено отдельное отечественное

1 Докторант кафедры истории государства и права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат юридических наук, доцент (Е-mail: sorina.dosha.2014@ yandex.ru).

2 По инициативе Ф. Наумана в Конституцию Германской империи 1919 г. был включен разд. II ("Права и обязанности немцев") (см.: Apelt W. Geschichte der Weimarer Verfassung, München, 1946).

историческое исследование3. Его взгляды, в том числе по финансово-экономической проблематике, нашли отражение в целом ряде положений, сформулированных в ходе обсуждения новой конституции. Вклад Ф. Наумана в работу Национального учредительного собрания, экономическая и правовая составляющая концепций Ф. Наумана, изложенная им в теоретических работах, а также в его выступлениях в ходе дебатов в Учредительном собрании, представляют несомненный интерес с историко-правовой точки зрения.

На учредительном собрании партия Ф. На-умана блокировалась с социал-демократами и католической партией Центра. В своей речи на 6-м заседании Национального законодательного собрания в феврале 1919 г. Науман дал анализ политическому составу собрания, который в целом сложился и был точно описан им еще за 15 лет до Веймара: "Внутри системы власти сегодня сложилось большинство, состоящее из Центра, либералов и социал-демократов, которых объединяет целый ряд положений, касающихся социальных реформ"4. Осознавая необходимость обновления либерализма как политического течения, Науман весьма критически оценивал его позиции, отме-

3 См.: Максаковская Е.Д. Социально-политическая концепция Фридриха Наумана, 1860-1919 гг. Дисс. ... канд. ист. наук. М., 2002.

4 Naumann F. Neudeutsche Wirtschaftspolitik. Berlin - Schöneberg, 1906. S. 380.

чая значительный отход населения от либеральных партий. Он считал, что экономический мир, в который в свое время вошел либерализм, сильно отличался от того, в котором либерализм стремился найти свое место в начале ХХ в. "Между консервативно-либеральной политикой, которая выражается в таможенных мерах и мерах по поддержанию среднего слоя, и социально-демократической политикой, которая в теории представляет экономический либерализм просто как часть прошлого, либерализм сохранил для себя относительно небольшое пространство нашей общественной жизни, и пока он имеет в своем активе по крайней мере столько же поражений, сколько завоеваний"5.

Говоря о необходимости тактического союза либералов с социал-демократами, в теоретических работах Науман достаточно подробно писал об общности их концептуальных позиций. Утверждая, что либерализм и социал-демократия в экономике более близки друг другу, нежели они это в целом признают, он находил разные признаки этого сходства: в частности, общую оптимистическую оценку экономического развития, отличавшую их от партий правого толка. "Либералов и социалистов роднит также стремление к как можно более высокому техническому оснащению. Тем и другим претят все меры, с помощью которых удерживают старый уклад в коммерции, технике, народном хозяйстве, только потому, что прогресс нарушает сложившиеся привычки и удобства. И те и другие постоянно спрашивают: как мы можем высвободить от бесполезной работы людские силы, чтобы задействовать их на более привлекательных работах"6.

Развитие организации труда, утверждал Ф. На-уман, за последние четыре десятилетия создало как для либерализма, так и для социалистов новую ситуацию, в которой они могут найти свое место легче, чем прежде. Новое он усматривал в том, что либеральный предприниматель-одиночка не воспринимался уже как последняя привычная форма в народном хозяйстве - "система объединений заявляет о себе как основная форма современного экономического периода". В этом обстоятельстве как для либерализма, так и для социализма Науман видел повод для полного пересмотра их прежних рассуждений: "Для либерализма пропадает предпосылка его старого экономического мировоззрения, а для социализма возникает неожиданный результат: практическая

5 Ibid. S.425.

6 Ibid. S. 424, 425.

социализация общества, то есть централизованное управление производством, обеспечена не пролетариатом, а классом собственников"7. Ф. Науман призывал либерализм ради собственного выживания выступать за индустриальную конституцию (Industrieverfassung), за свободную коалицию, тарифные соглашения, охрану труда, за все, что повышает цену отдельной личности в общей массе рабочих и служащих. "Социализм практически не может делать ничего иного, нежели должен делать новый основательный (grundsatzlicher) либерализм. Социалистический элемент в социал-демократическом мировоззрении уже в такой высокой степени воспринят всем экономическим сообществом капитализма, что управление производством уже не является неким особым идеалом социал-демократии. Угольный картель, стальной трест, крупные банки обеспечивают эту часть марксистской программы гораздо быстрее и основательнее, чем это смогло бы когда-либо сделать пролетарское движение. Социал-демократия вносит свой вклад в социализацию общества организуя рабочий класс". Этот вклад Науман оценивал как значительный, но он всего лишь часть общего большого процесса, к которому относятся сельскохозяйственные товарищества, объединения ремесленников, коммерсантов, служащих, техников, предпринимателей, а также картели. "Социалистическое - это больше не особенность социал-демократов. Идея товариществ стала гораздо более всеобщей, а идея государственного социализма была отметена практикой. Что иного остается большому социал-демократическому движению, кроме как приложить все усилия к демократизации экономического порядка? Оно должно демократизировать крупные предприятия, картели, товарищества. Но это и есть старая либеральная идея борьбы многих за участие во власти"8.

В обоих движениях Науман видел и представителей прежних убеждений: "Есть либерализм остановившихся в развитии мелких бюргеров и социализм далеких от практики утопистов, но между этими двумя отмирающими формами, у которых все больше уходит из-под ног реальность, формируется общность всех тех, кто хочет добиться прогресса и свободы на почве действительности, принимая особенности самостоятельно развивающейся экономики, но наполняя и развивая ее правами и гарантиями защиты личности. Возникает мировоззрение тех, кто борется за технику и за свободу, возникает новая немецкая

7 Ibid. S. 426.

8 Ibid. S.427.

экономическая политика"9. На фоне изложенного данью классическому либерализму и несколько архаично выглядит ст. 164 Веймарской конституции, закрепившая права "среднего слоя"10.

На Национальном собрании доминировала идея экономического развития, депутаты часто применяли новый термин - "экономическая демократия". Экономические идеи существенно отразились на содержании разрабатываемой Конституции: в нее вошел специальный раздел "Хозяйственная жизнь", много положений об экономических правах содержится в других разделах Конституции. В своей речи в Национальном законодательном собрании11 Ф. Науман определил в качестве основной внутриполитической задачи Учредительного собрания завершение революции, в качестве внешнеполитической задачи -заключение договора о мире - задачи, с которыми, как он считал, правые политические силы не справятся. Он констатировал отсутствие единой социально-экономической задачи у социалистов и несоциалистов. Это, по его мнению, спасало от догматизма и должно было способствовать более реалистичной политике новых властей12. После падения монархии, когда возникло единое государство, без привилегированных каст "должен начаться постоянный процесс выравнивания интересов села и города, мелких и крупных предприятий, предпринимателей и рабочих, служащих и рабочих, неквалифицированных и высококвалифицированных рабочих, чтобы масса внутренних противоречий не разорвала либерализм изнут-ри"13. Такая идея социального примирения нашла отражение в ч. 1 ст. 165 Конституции14.

Говоря о будущем государственном устройстве, Ф. Науман отмечал, что прошлое подавляющего

9 Ibid. S.428.

10 "Самостоятельный средний

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком