научная статья по теме ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИДЕИ КОРАНА И ПРАКТИКА СОВРЕМЕННОГО ИСЛАМА Экономика и экономические науки

Текст научной статьи на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИДЕИ КОРАНА И ПРАКТИКА СОВРЕМЕННОГО ИСЛАМА»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, 2009, № 3, с. 99-105

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИДЕИ КОРАНА И ПРАКТИКА СОВРЕМЕННОГО ИСЛАМА © 2009 г. Р. Капинос

Несмотря на то, что мусульманство существует уже второе тысячелетие, его основные экономические идеи, опирающиеся на неизменный текст Корана и хадисы (рассказы о жизни и изречениях пророка Мухаммеда) почти не меняются ни от времени, ни от национальных особенностей народов. Более того, несмотря на раскол мусульманства на секты, каждая из них исповедует одни и те же экономические принципы. Это обеспечивает единообразие экономического пространства на огромной территории, позволяет проводить единую экономическую политику по отношению к немусульманским странам, выступать мощным фронтом в мировом хозяйственном соревновании1.

Именно в экономическом учении Корана проявляется подлинное миролюбие и человеколюбие ислама, его противоположность распространившемуся в наши дни лжемусульманскому экстремизму.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

С самых ранних сур (глав) в Коране уже сформировалось очень четкое и простое уче-

КАПИНОС Роман Валерьевич, кандидат экономических наук, доцент Харьковского национального педагогического университета имени Г.С. Сковороды.

Утверждение петербургского профессора Л. Мяснико-вой об эфемерности исламской цивилизации нельзя оценить иначе, как голословное. Примечательно, что Л. Мясникова противоречит сама себе: в своей статье она не только говорит об "исламском мире" (см., например, с. 146), но и описывает некоторые важнейшие его черты (общее выше индивидуального, обязанности приоритетны над правами). См.: Мясникова Л. "Перезагрузка" исламской матрицы // Вопросы экономики. 2007. < 9. С. 135-136, 140.

В журнале "МЭ и МО" опубликованы материалы научного семинара на тему: «Исламский мир: "отстающее развитие" и мусульманский радикализм». Примечательно, что из девяти выступивших семеро, по сути, высказались в поддержку исламской экономики (см.: МЭ и МО. 2008. < 1. С. 95-103). Чтобы избежать упреков в излишней тенденциозности, прибавлю, что отношу себя к русскому православному христианству.

ние о хозяйстве2. Более поздние по времени суры лишь разъясняют отдельные понятия. Причем основные экономические принципы Корана можно найти почти в каждой из 114 сур. Часто они даже описываются одними и теми же словами. К тому же все принципы настолько связаны друг с другом, что из любого можно вывести все остальные:

1. Помощь бедным.

2. Обязательность мусульманских налогов.

3. Честная торговля.

4. Трудолюбие.

5. Всякая собственность - Аллаха.

6. Общность пользования экономическими благами.

7. Экономика - это служение.

8. Богатство - испытание и награда.

9. Отрицание ростовщичества.

10. Отказ от роскоши.

Сугубо экономические категории типа "цена", "выгода", "убыток" разбросаны по всему тексту Корана. Пророк Мухаммед был торговцем, и даже приходящие к нему откровения он излагал экономическим языком. Отказываясь от туманных богословских терминов, используя понятные каждому слова, он делал возвышенное религиозное учение доступным и близким любому человеку.

Помощь бедным. Милостыня является главным делом мусульманина по отношению к людям и важнейшей частью экономического механизма

2 Р.И. Беккин, в целом весьма основательный исследователь

религиозных хозяйств, явно погрешил против истины, утверждая, что "исламской экономике всего 60 лет" и что "на сегодняшний день общие принципы ее ... не определены" (см.: Беккин Р.И. Исламская экономика: между капитализмом и социализмом // Вопросы экономики. 2007. < 9. С. 152). Он тут же приводит эти принципы: удовлетворение основных потребностей всех людей, обеспечение равенства возможностей, предотвращение концентрации богатства, предоставление возможностей для духовного самосовершенствования, обеспечение стабильности и экономического роста (с. 151). То, что эти принципы не всегда реализуются, еще не говорит об их полной нежизнеспособности.

99

7*

мусульманского общества. Она - прообраз современной налоговой системы ислама.

"Совершайте молитву - и отдавайте закят"

(милостыню) (сура 2, ст. 43) . "Кто себя от скупости освободит, тому сопутствовать удача будет и успех" (сура 64, ст. 16). Расходуя на милостыню, ты ничего не теряешь, лишь избавляясь от излишков, не нужных тебе, приобретаешь же вдвойне: успех в делах в этой жизни и в иной: "Воздаст Он вам вдвойне" (сура 64, ст. 17).

Коран очень точно и подробно перечисляет статьи расходов, на которые должна идти милостыня. Прежде всего она предназначается для тех, кто "находится в постоянной нищете", кто оказался во "временном состоянии недостатка" или разорился и не может выплатить долги (сура 9, ст. 60). Кроме того, милостыню надо тратить на выкуп из неволи, на новообращенных, на путешествующих. Из нее выделяются деньги и на распорядителей, занимающихся выдачей ее. Таким образом, забота мусульманской общины с момента ее создания направлена на помощь тем, кто реально нуждается в ней, - нищим, бедным, должникам. В наше время это безработные, бедные и нищие, бомжи, инвалиды.

Лучшая милостыня - тайная: "Когда ж вдали от всяких глаз / Вы бедным по нужде ее даете, / Сие есть лучшее для вас" (сура 2, ст. 271).

При этом милостыня не должна быть неразумной - начинать раздачу следует с тех, кого ты обязан содержать, то есть со своей семьи, и нельзя отдавать другим то, без чего не можешь обойтись ты сам и твоя семья. В семье помогать надо прежде всего родителям, затем - близким родственникам и бедным родным, друзьям, рабам и слугам (сура 4, ст. 36). Бедные освобождаются от одной из главных обязанностей мусульманина. Но все же лучшие из них те, кто, несмотря на скудость своих средств, помогают другим.

Помощь должна приносить нуждающимся максимальную пользу, нужно следить, чтобы милостыня пошла только на разумные цели. Причем, если опекун богат, он не должен брать никакой награды из имущества сироты. При разделе наследства всем родным, бедным или сиротам, пожелавшим того, должна быть отделена часть (сура 4, ст. 8).

В Иране конфискованной в ходе революции 1979 г. собственностью распоряжались две организации - Фонд помощи обездоленным и Фонд мучеников. В сельском хозяйстве земли распределялись между максимальным числом крестьян: к середине 80-х годов в 2.65 млн. хозяйств размером менее 50 га было сосредоточено почти 85% всей земли.

Община принимает милостыню как от своих членов, так и от мусульман со всего мира. К при-

3 См.: Коран. Пер. И.Ю. Крачковского. М., 1990. С. 31.

меру, в 2002 г. король Саудовской Аравии оплатил каждому из 12 жителей Харькова, совершивших хадж, половину стоимости паломничества -500 долл. Община может принять пожертвование и от немусульманской организации.

Мусульманские налоги. Традиционная исламская налоговая система основывается на нескольких налогах:

1. Закят - добровольная выплата ежегодного процента от имущества в священный месяц Рамадан.

2. Анфака - разновидность закята - обязательный благотворительный налог. Идет не только на милостыню бедным, но рассматривается и как милостыня государству на добрые дела -просвещение, частные беспроцентные ссуды на открытие дела. Несмотря на свою обязательность, должен платиться по доброй воле и с радостью, как дар, приближающий к Аллаху, а не как штраф на богатство и трудолюбие (см. сура 9, ст. 98-99).

3. Хумс (пятина). При разделе имущества высланных из Медины евреев Мухаммед впервые воспользовался провозглашенным в Коране правилом раздела добычи ("и знайте, что если вы взяли что-то из добычи, то пятая часть - Аллаху и паломникам, и родственникам, и сиротам, и беднякам, и путнику"). Пятина предназначалась на

нужды общины4.

Современный ислам очень точно определяет рубеж, за которым должен выплачиваться закят. При годовом доходе, превышающем стоимость 80 г золота, мусульманин обязан отдавать обществу 1/40 его часть (правда, этот рубеж зависит еще и от уровня жизни в стране - например, в России и Украине он значительно ниже). Для современного ислама закят стал обязательным налогом. Выплачивается ежегодно, сразу или по частям. В течение года средства распределяются нуждающимся.

В налоговой политике современных исламских стран закят сочетается с рыночными налогами типа подоходного, НДС, налога на топливо. Для мусульманского экономического мышления подоходный налог - это одна из разновидностей закята и анфаки, милостыни обществу и государству.

Честная торговля. Коран предписывает в торговле по справедливости отмеривать и отвешивать сполна, и причинение убытков другим считает прямым нечестием. Надо сказать, что это указание и современными мусульманами соблюдается очень строго. Исламская честность в торговле, противопоставившая себя распространенным до того бедуинским грабежам, способствовала бурному разви-

4 Существовала также такая форма налога, как джизья -его должны были платить иудеи и христиане, чтобы оставаться в своей вере.

тию торговли в исламских странах, завоеванию мусульманами ведущих рынков мира, - до того, что сами понятия "купец", "торговый человек" стали синонимами восточного человека. Ислам, объединив множество народов, способствовал бурному развитию торговых отношений между ними, превращению исламских стран в зону свободной торговли.

В современных исламских государствах, например в Саудовской Аравии, торговля жестко контролируется законом. Так, за контрабанду полагается наказание в виде ампутации конечностей. Следование исламским принципам и в наши дни никак не означает изоляции в торговой жизни: в 2005 г. Саудовская Аравия вступила в ВТО, обсуждается вопрос об освобождении иностранных инвестиций от подоходного налога на 15 лет.

О силе влияния ислама на торговлю можно судить по утверждению Корана, что "... при любых расчетах / Достаточно свидетельства Аллаха" (сура 4, ст. 6). Торговая сделка должна основываться на взаимном согласии сторон и приносить добро каждому: "Расходуйте свое добро в торговых сделках / Лишь по взаимодоброй воле" (сура 4, ст. 29).

Продавая, покупая и требуя возврата долга, следует, по словам пророка Мухаммеда, проявлять великодушие. Недопустимо искусственно взвинчивать цены,

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком