научная статья по теме ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ГРУППИРОВКА “БОКО ХАРАМ” В НИГЕРИИ: УГРОЗА МЕСТНОГО ИЛИ ГЛОБАЛЬНОГО УРОВНЯ? Экономика и экономические науки

Текст научной статьи на тему «ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ГРУППИРОВКА “БОКО ХАРАМ” В НИГЕРИИ: УГРОЗА МЕСТНОГО ИЛИ ГЛОБАЛЬНОГО УРОВНЯ?»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, 2015, № 1, с. 17-27

ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ГРУППИРОВКА "БОКО ХАРАМ" В НИГЕРИИ: УГРОЗА МЕСТНОГО ИЛИ ГЛОБАЛЬНОГО УРОВНЯ?

© 2015 г. А. Яшлавский

В последние годы возросла активность действующей в Нигерии исламистской экстремистской группировки "Боко Харам". Возникшее на севере этой западноафриканской страны как локальное движение "БокоХарам", выступающее за создание исламского государства, со временем превратилось в серьезнейший фактор нестабильности не только в Нигерии, но и в Западной Африке, вызывая серьезные опасения за рубежом. Особый вопрос вызывает наличие связей между нигерийскими исламистами и их единомышленниками из воинствующих террористических группировок как в регионе, так и за его пределами (в частности, с различными ответвлениями "Аль-Каиды").

Ключевые слова: Нигерия, исламизм, "Боко Харам", "Аль-Каида", терроризм, экстремизм, "джихадизм", салафизм, Западная Африка, "Ансару", "Аль-Каида в исламском Магрибе".

Статья поступила в редакцию 10.08.2014.

Среди главных тем открывшегося в августе 2014 г. в Вашингтоне первого в истории саммита "США-Африка" одно из важных мест занимала проблема исламистского экстремизма на Африканском континенте. Не в последнюю очередь данная проблема связана с действующей в Нигерии радикальной группировкой "Боко Харам", которая, будучи явлением локальным и провинциальным по своему происхождению, привлекает к себе пристальное и тревожное внимание не только на национальном (нигерийском) уровне, но и на уровне региональном и даже глобальном.

Мощный накал внимания мировых СМИ и иностранных правительств к считавшейся "местной" группировке "Боко Харам" связан с похищением в апреле 2014 г. на севере Нигерии в штате Борно из школы более 200 девочек-учениц. В поисках девочек приняли участие силовики из таких стран, как Великобритания, США, Китай, Франция. В частности, Соединенные Штаты объявили об отправке примерно 80 военных в Чад на поиски школьниц. Великобритания направила для участия в поисковой операции самолет. В Париже в мае 2014 г. состоялась международная конференция с участием нигерийского президента Г. Джонатана. Лидеры африканских стран (помимо Нигерии - Бенина, Камеруна, Нигера и Чада), принимавшие участие в этой встрече, заявили о своем намерении

ЯШЛАВСКИЙ Андрей Эдуардович, кандидат политических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН, РФ, 117997, Москва, ул. Профсоюзная, д. 23 (dosier@mail.ru).

объявить войну "Боко Харам", а французский президент Ф. Олланд назвал исламистов из северной Нигерии угрозой Западной и Центральной Африке. Похищение нигерийских школьниц усилило страхи мирового сообщества насчет возможной связи "Боко Харам" с международными террористами и потенциального вывода операций группировки с местного на более широкий уровень.

НИГЕРИЯ: РАСКОЛОТОЕ ОБЩЕСТВО

Нигерию, которую часто называют "гигантом Африки", населяют около 170 млн. человек. Это страна с самой большой на континенте численностью населения. В ней проживают более 500 этнических групп, крупнейшими из которых являются хауса, ибо (игбо) и йоруба. Страна разделена примерно пополам между христианским югом и центром и мусульманским севером и юго-западом. По данным Pew Research Center, в 2012 г. 49.3% населения Нигерии исповедовало христианство (большинство нигерийских христиан - протестанты, около четверти - католики), а 48.8% - ислам1. Хотя большинство нигерийских мусульман являются суннитами, в стране имеется довольно значительное шиитское меньшинство (главным образом в северных штатах Кано и Сокото). При этом следует иметь в виду, что в Нигерии, несмотря на принадлежность большинства населения к христианским

1 http://www.rewforum.org/2011/12/19/global-christianity-regions/; http://www.pewforam.org/2012/12/18global-religious-landscape-muslim/Regional

конфессиям и к исламу, укоренены традиционные анимистические верования, в том числе в виде смешивания синкретических ритуалов с элементами монотеистических религий [1, р. 24].

В результате межобщинных столкновений между мусульманами и христианами в Нигерии с 1999 г., по данным Human Rights Watch и CFR Nigeria Security Tracker, погибли более 25 тыс. человек. Появление в условиях этого конфликта такого актора, как "Боко Харам", привело к усилению волны насилия в Нигерии.

Этно-религиозное насилие связывают, в частности, с британским колониальным наследием: "Проводя границы ради административного удобства, имперские власти мало заботились о племенной однородности. Нигерия - родина сотен этнических групп с давними политическими и религиозными противоречиями. Постколониальное междоусобное насилие между христианами и мусульманами стало проблемой, убившей десятки тысяч людей" [2, p. 146].

В то же время вряд ли можно сбрасывать со счетов социально-экономические проблемы как один из факторов нестабильности Нигерии. Несмотря на наличие богатых природных ресурсов и на то, что ВВП на душу населения превышает в этой стране 2700 долл. США, Нигерия остается страной с одним из беднейших в мире населением. По оценкам, 70% его живет на сумму менее 1.25 долл. США в день. При этом велика разница в доходах между населением различных регионов страны: так, на севере Нигерии 72% живет в условиях бедности, тогда как на юге численность бедных составляет 27%, а в дельте реки Нигер - 35% [3]. К бедности, безработице (особенно в молодежной среде) и общей экономической вялости северных штатов следует прибавить повсеместную коррупцию, плохое управление, жестокость служб безопасности, внесудебные расправы, распространенную преступность, несбалансированную национальную экономику, при которой нефтяное богатство сосредоточено в дельте Нигера и на юге страны [2, p. 147].

Федеративное устройство многонациональной и многоконфессиональной Нигерии тоже может рассматриваться как фактор нестабильности с учетом диспропорций в развитии различных частей государства. Как отмечает один из исследователей, "разделенная на доведенный до разорения мусульманский север и относительно процветающий христианский юг, Нигерия - страна резких контрастов и диспропорций. Эти различия усугубляются

автономной северной культурой, где исламское образование плохо готовит студентов для императивов современного общества" [2, p. 146].

Более того, высказываются даже мнения, что Нигерия может считаться "несостоявшимся государством", в частности, в связи с тем, что федеральное правительство не контролирует целиком и полностью территорию государства [4]. Так, в дельте Нигера ряд районов находится под контролем таких группировок, как MEND ("Движение за эмансипацию дельты Нигера") и др., а на севере страны вне правительственного контроля находятся районы, занятые группировкой "Боко Харам" [5, p. 2].

В то же время очевидна разница между преимущественно социальными требованиями боевиков MEND, которые в 2004 г. потребовали от нигерийского правительства увеличить долю от нефтяных доходов, переводимую местным жителям, и радикальной повесткой религиозного характера движения "Боко Харам". По мнению одного из авторов, "MEND - это реформистское по своей природе повстанческое движение, пытающееся инициировать политико-экономические изменения, в то время как "Боко Харам" - это основанное на идеологии реакционно-традиционалистское повстанческое движение, а потому более бескомпромиссное и догматическое" [6, p. 3].

ЭВОЛЮЦИЯ "БОКО ХАРАМ"

"Боко Харам" - экстремистская террористическая группировка, базирующаяся главным образом на северо-востоке Нигерии, а также в северных районах Камеруна и Нигера, - приобрела зловещую известность не только на западе Африки, но и во всем мире. По некоторым оценкам, в результате насильственных действий этой группировки в 2002-2013 гг. погибли 10 тыс. человек.

"Боко Харам" была основана как местное са-лафитское движение, которое к 2009 г. переросло в салафитско-джихадистскую группировку. Выросшая из групп молодежи, воодушевленных романтическими мечтами о восстановлении исламского Халифата и иллюзорными представлениями о доколониальных временах, группировка превратилась в разветвленное движение, использующее политически и религиозно мотивированное насилие.

Катализатором активизации деятельности этого движения послужили в числе прочего события 1999 г., когда в Нигерии началось исламистское восстание (именуемое также "шариатским конфликтом") в связи с введением шариата

в нескольких северных штатах страны, населенных преимущественно мусульманами, несмотря на то, что такие действия не соответствуют и не поддерживаются светской конституцией Нигерии, и христианское меньшинство с ними не согласно. По состоянию на 2014 г. шариат действует в 9 нигерийских штатах (Замфара, Кано, Сокото, Кацина, Баучи, Борно, Джигава, Кебби, Йобе), еще в трех штатах (Кадуна, Нигер, Гомбе) также практикуется шариат в районах с преобладающим мусульманским населением.

Самоназвание группировки - "Джамаат людей Сунны за проповедь и джихад" ("Jama'atu Ahlis Sunna Lidda'awati Wal-Jihad"), но более она известна как "Боко Харам", что с языка хауса и арабского буквально переводится как "Западное образование греховно". В качестве еще одного варианта перевода предлагается и такой: "Книги запретны" (в данном случае, книги западной цивилизации) [7, p. 180].

Термин "Боко Харам" основан на идеологии группировки, которая находит отчасти выражение в форме призывов к мусульманам (прежде всего родителям, учащимся и всем, кто связан с образовательной системой) не следовать системе западного образования [8, p. 4].

Дело доходило до курьезных заявлений духовного лидера "Боко Харам" Мохаммеда Юсуфа, который в интервью BBC (2009 г.) утверждал, что концепт сферической Земли противоречит исламскому учению и должен быть отвергнут наряду с дарвиновским учением. В частности, он заявлял: "Есть известные исламские проповедники, которые понимают, что нынешнее образование в западном стиле содержит вещи, которые противоречат нашей мусульманской вере". При этом, по словам нигерийского ученого Хуссайна Закарии, Мохаммед Юсуф был очень хорошо образован в западном духе, отлично говорил по-английски и не чурался

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком