научная статья по теме ЭЛЕВСИНСКИЕ ЖРЕЧЕСКИЕ РОДЫ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ЭЛЕВСИНСКИЕ ЖРЕЧЕСКИЕ РОДЫ»



© 2011 г.

В.С. Ленская

ЭЛЕВСИНСКИЕ ЖРЕЧЕСКИЕ РОДЫ*

В статье рассматриваются главные роды, осуществлявшие контроль над Элевсинскими мистериями, - Евмолпиды и Керики - и основные жреческие должности, которые занимали представители этих родов в Элевсине.

Ключевые слова: аристократия, жречество, Элевсин, Евмолпиды, Керики, иеро-фант, дадух.

С ранних времен древнегреческая аристократия осуществляла контроль над религиозной жизнью общины, что являлось одним из эффективнейших средств укрепления харизматичности ее власти. Почти каждый знатный род имел под своим попечением какой-нибудь культ, руководство которым передавалось членами рода из поколения в поколение1. Связь рода с культом была настолько сильна и неоспорима, что даже такие великие реформаторы, как Солон и Клисфен, избегали вмешиваться в наследственные культовые дела (Arist. Ath. pol. 21. 6). В религиозной области традиции, пожалуй, были особенно неприкосновенны2. Наиболее яркий пример такого наследственного контроля над культом -Евмолпиды и Керики (Arist. Ath. Pol. 39. 2). Евмолпиды получили эту почетную миссию еще в гомеровское время (Hom. Hymn. in Cerer. 475 sq.); после того как культ стал государственным, жрецы продолжали кооптироваться из этого же рода: иерофанты, иерофантиды, элевсинские экзегеты были Евмолпидами3. Дадухи, дадухусы, иерокерики, жрецы ém Роцф избирались из древнего афинского рода Кериков4, жрицы Деметры и Коры - из не менее древнего рода Филлидов5. Должности жрицы Деметры и Коры продолжали замещаться представительницами рода Филлидов до конца существования мистерий6.

Ленская Валерия Серговна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН.

* Работа выполнена при поддержке Fondation Maison des sciences de l'homme (Paris). Выражаю благодарность Дому наук о человеке в Париже за предоставленную мне возможность работать в парижских библиотеках La bibliothèque Gernet-Glotz и La bibliothèque d'Ulm Lettres et Sciences humaines (ENS).

1 Topffer 1889, 2-4; Feaver 1957, 128.

2 Dodds 1957, 189 f.

3 Clinton 1974, 10 ff., 89-93, 116.

4 Andoc. I. 127; Schol. Aeschin. III. 18; Aristid. Eleus. or. 257. 23; см. Clinton 1974 , 47 ff.; Topffer 1889, 87, 90.

5 Feaver 1957, 125; Topffer 1889, 96.

6 Topffer 1889, 96; Clinton 1974, 56.

Вот лишь несколько примеров других знатных родов, заведовавших различными культами: Бузиги, контролировавшие культ Зевса Палладия7, Ликомиды -культ Аполлона Дафнефора8, Гефиреи - культ Деметры Ахайи9 , Эвпатриды -культы Зевса Оградного и Аполлона Отчего10. Керики, кроме Элевсинского культа, патронировали культы Аполлона Делийского и Пифийского11, Праксиергиды -ритуалы культа Афины на празднике Омовения12, Фиталиды - культ Тесея13 и Посейдона Фитальмия14, Гесихиды - культы Ee^vai 0eai15 , Саламинии - культ Афины Скиры, Эврисака, Аглавры, Пандросы, Куротрофы16 и Геракла Портмос-ского17. Согласно декрету 363/362 г., жрецы выбирались жребием из одной из ветвей рода Саламиниев (одна ветвь проживала в Гептафилах, другая в Сунии)18. Этеобутады контролировали культы Посейдона Эрехтея19 и Афины Полиады (Aeschin. II. 147. 10)20.

Все гентильные жрецы исполняли свои обязанности пожизненно. По вопросу о способах занятия жреческих должностей среди ученых не сложилось единого мнения: Ж. Марта считает, что одни роды использовали жеребьевку (Этеобутады), другие - выборы (Евмолпиды)21, К. Клинтон22 и Д. Фивер23 полагают, что основным методом были выборы из небольшого числа ранее намеченных кандидатов. И. Тепфер пишет о наследовании24, П. Фукар25, Э. Кернс26, Дж. Блок и С. Ламберт -о жеребьевке27. С. Алишер отмечает, что в лемме под словом yevv^xai в Патмос-ских схолиях к Демосфену (со ссылкой на Аристотеля) для обозначения избрания жрецов используется выражение ек^проиуто - об этом же пишет и Гарпократион (s.v. yevv^xai); однако Алишер считает, что жеребьевка применялась не ко всем членам рода, а к краткому списку кандидатов, составлявшемуся заранее28. В любом случае выборы или жеребьевка происходили только внутри рода, за которым был «закреплен» тот или иной культ; если жреческий род вымирал, то жречество

7 Töpffer 1889, 137, n.1.

8 Töpffer 1889, 208-225.

9 IG II2. 5153; Töpffer 1889, 296 f.

10 Oehler 1907, 1164-1165.

11 Foucart 1914, 157.

12 Plut. Alc. 34; Hesych, s.v. Прфер-^бш,; Töpffer 1889, 133-136.

13 Plut. Thes. 23; Ziegler 1941, 1176-1177.

14 IG II2. 5061; Töpffer 1889, 254.

15 Töpffer 1889, 170.

16 Töpffer 1889, 287 ff.; Ferguson 1938, 1 f.

17 Garland 1984, 94.

18 Ferguson 1938, 12 f.

19 Plut. Vit. X or. 843a-c, e-f; Apollod. Bibl. III. 15. 1.

20 Эти два культа контролировались двумя ветвями рода Этеобутадов, которые, насколько известно, не вступали друг с другом в браки (см. Davies 1971, 348-349; Garland 1984, 78).

21 Martha 1882, 35-39.

22 Clinton 1974, 45, 67.

23 Foucart 1914, 127.

24 Töpffer 1889, 125-127.

25 Foucart 1914, 169.

26 Kearns 1989, 71.

27 Blok, Lambert 2009, 95-121.

28 Aleshire 1994, 329, 333; того же мнения придерживается Клинтон (1974, 67).

обыкновенно передавалось другому роду29. Предпосылки для появления «демократического» жречества, т.е. жрецов, избираемых из всех членов общины (как правило, на год), появились лишь после реформ Клисфена; первый случай такого жречества засвидетельствован для 448/447 г. до н.э., когда жребием из всех афинских гражданок была избрана жрица Афины Ники; древние и наиболее почитаемые культы традиционно оставались под покровительством известных родов30.

Жреческие должности совмещались с выполнением гражданских административных и военных обязанностей: например, Каллий из рода Кериков, бывший дадухом в Элевсине в 490-446/445 гг. до н.э. (или даже позднее), сражался при Марафоне и впоследствии ездил в Персию с дипломатической миссией31. Его сын Гиппоник, также дадух, был стратегом в 426/425 гг. до н.э. (Thuc. III. 91. 4; Athen. V. 218 b). Каллий, сын этого Гиппоника, тоже бывший дадухом, являлся стратегом в 391/390 г. до н.э. (Xen. Hell. IV. 5. 13), спартанским проксеном (Xen. Hell. V. 4. 22) и ездил послом в Спарту (Xen. Hell. VI. 3. 2-6). Ликург, жрец Посейдона Эрех-тея, в течение 12 лет управлял финансами Афин (338-326 гг. до н.э.) (Plut. Mor. 841a-844a; IG II2. 457). Дадух Сосипатр был казначеем Элевсина и находившегося в нем храма Деметры, в 190 г. н.э. архонтом-эпонимом являлся дадух Клавдий, в 200 г. н.э. - дадух Фабий из Марафона32, архонтами были иерокерик Кассиан, жрец ém ßro^ro Меммий, стратегом - иерокерик Тит Копоний Максим33. Наименьшей политической активностью отличался иерофант: для времени до I в. до н.э. нам известен только один случай участия иерофанта в государственных делах -иерофант Аристокл назван npôaoôov novnaa^évoç npôç x-v ßoo^-v - «выступивший в Совете» (SEG 19: 124, 23-27, 148 г. до н.э.). В позднейший период иерофан-ты были более активны: например, в 86/85 г. до н.э. иерофант был архонтом (хотя до занятия своей должности и они могли сделать блестящую карьеру)34.

Главными родами, ответственными за проведение Элевсинских мистерий, были роды Евмолпидов и Кериков. Согласно Павсанию, после войны Элевсина с Афинами «элевсинцы во всем остальном были подчинены афинянам, таинства же совершали только они одни» (Paus. I. 38. 3). В надписях название этих родов впервые встречается в V в. до н.э. (IG I2. 6, 109; 76, 36); у Афинея сохранился фрагмент закона Солона о священном посольстве на Делос35, где упомянуты глашатаи из рода Кериков: хю K-poKé éK xoO yévooç xrôv K-p-Krov xoo x-ç |ioax-npiôxiôoç (Athen. 234 e-f). В статье мы используем источники, относящиеся к периоду от начала V в. до н.э. до первых веков нашей эры; к сожалению, невозможно сосредоточить исследование в рамках более узкого хронологического периода, поскольку объем сохранившихся источников сравнительно невелик: Элевсинские мистерии относились к тем религиозным праздникам, тайну которых разглашать было запрещено. Однако

29 Латышев 1997, 53.

30 Garland 1990, 77; Feaver 1957, 127, 136; Blok 2009, 165; Lambert 2010, 153 ff.; Arist. Ath. pol. 21. 6: «Роды же, фратрии и жречества (xàç ièpraovvaç) он [Клисфен] предоставил всем иметь по отеческим законам». Заметим, что набор жрецов из среды демоса также должен был контролироваться государством: так, Платон пишет, что жрецы должны выбираться èк кa0apè'uo'uoôv oi^cèrav, т.е. из семей с безупречной репутацией (Plato. Leg. 759c).

31 Plut. Aristid. 5, 6-7; Schol. Aristoph. Nub. 63; Davies 1971, 258-261; Clinton 1974, 47.

32 Новосадский 1887, 64.

33 Dittenberger 1885, 34-35.

34 Clinton 1974, 29, 45.

35 Ruschenbusch 1966, 102 (F. 88).

те свидетельства, которыми мы располагаем, говорят о том, что на протяжении веков и сами мистерии, и положение жреческого персонала мало изменились.

Только Евмолпиды и Керики могли посвящать в таинства36; в их ведении также находилось управление храмом ката та латрш (Arist. Ath. pol. 39. 2). Во время мистерий apxrov tôv Ev^o^môrôv определял роль эфебов в процессии из Элевсина в Афины и обратно ката та ар%а1а vópap.a (IG II2. 1078, ок. 220 г. н.э.). Они несли ответственность перед государством, как индивидуально - так был осужден и наказан иерофант Архий за совершение нечестивого поступка (Dem. LIX. 116) - так и коллективно37. В надписи, датируемой временем ок. 460 г. до н.э., читаем, что в случае нарушения порядка посвящения Евмолпиды и Керики могли быть наказаны штрафом38. Они обязаны были подчиняться решениям народного собрания: в процессе Алкивиада «было постановлено, чтобы его прокляли все жрецы и жрицы» (Plut. Alc. 22), после же решения о его возвращении «Евмолпидам и Керикам было предписано снять с него проклятия» (ibid. 33; пер. Е. Озерецкой), хотя они и призывали афинян не делать этого (Thuc. VIII. 53).

Поскольку Элевсинские мистерии имели большое государственное значение, важную роль в них играли полисные магистраты: архонт-басилевс, его паредры, эпистаты и эпимелеты39; Евмолпиды и Керики, как было уже сказано, исполняли жреческие обязанности и занимались делами храма.

Евмолпиды выдвигали из своей среды иерофанта (Aesch. III. 18; Aristid. Eleus

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком