научная статья по теме ЕПАРХИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ЭПОХИ РЕВОЛЮЦИЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ: ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ И АРХЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА (НА ПРИМЕРЕ СМОЛЕНСКОЙ ЕПАРХИИ)* История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ЕПАРХИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ЭПОХИ РЕВОЛЮЦИЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ: ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ И АРХЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА (НА ПРИМЕРЕ СМОЛЕНСКОЙ ЕПАРХИИ)*»

МАКСИМ ВЛАДИМИРОВИЧ КАИЛЬ

аспирант кафедры истории России Смоленского государственного университета, помощник проректора Смоленского государственного университета по научной и инвестиционной работе (Смоленск)

Тел.: 8-910-725-08-05; E-mail: mvkail@mail.ru Исследование дает источниковедческую и археографическую характеристику корпуса источников по истории Русской православной церкви типичной для центральной России. Характеризуется их сохранность, соотношение источников различного происхождения в воссоздании епархиальной жизни и реалий государственно-церковных отношений 1917-1922 гг.

Ключевые слова: епархиальное управление, государственно-церковные отношения, источниковедение, археография.

Епархиальная история эпохи революций и гражданской войны: характеристика источников и археографическая практика (НА ПРИМЕРЕ СМОЛЕНСКОЙ ЕПАРХИИ)*

Исследования истории отдельных епархий Русской православной церкви первых послереволюционных лет, воссоздание государственно-церковных отношений в российской провинции (на локальных материалах) составляют значимую часть современной (постсоветской) историографии церковной истории. За два неполных десятилетия в России подготовлено немало диссертационных исследований, воссоздающих реалии государственно-церковных отношений в различных регионах страны1. В большинстве своем они фиксировали и характеризовали многочисленные конфликтные ситуации, репрессивные практики властей, демонстрирующие ход изменений в государственно-церковных отношениях. Но вопросы генезиса этих отношений, проблема определения их природы оставались за рамками большинства региональных исследований. Кроме того, вплоть до последнего времени методологический концепт «гонений», заимствованный из церковной печати и публицистики, довлел над светской историографией и выступал каноном церковной. Во многом проблемы подобия региональных исследований, их определенный, справедливо критикуемый, дисконцептуализм и зауженность проблематики2 связаны с ограниченностью и статичностью их источниковой базы, отсутствием у исследователей осознания необходимости привлечения исчерпывающей, а потому порою противоречивой совокупности источников. Для констатации фактов православных жертв и иллюстрации различных репрессивных акций, действительно, достаточно привлечь протоколы губернских партийных и исполнительных органов, в очередной раз обратиться к содержанию советских декретов и патриарших посланий, проследить по материалам местных исполкомов динамику закрытия храмов, специфику налогового и иных форм воздействия на священство и картина религиозной жизни и отношений представителей церкви с государством, казалось бы, создана.

Причина такой ситуации кроется в неразработанности источниковедения церковной истории, нежелании исследователей существенно усложнять свою работу, обращаясь ко множеству источников различного происхождения и видов, характеризующих действительное многообразие эволюции православия (мимикрии и стратегий сопротивления различных групп православных, а также отдельных представителей клира и паствы) в условиях советской реальности. Разнонаправленность развития религиозной жизни провинции, естественно, не укладывается в привычные схемы. Тем более ценными выглядят в подобных условиях первые удачные попытки расширения источниковой базы исследователями религиозной жизни, позволяющие обратить внимание на ранее не освещенные грани государственно-церковных отношений в провинции. Так, А.Г. Поляков широко использовал в своей работе источники делопроизводства советских и партийных органов волостного и уездного уровня3. Существенный вклад в этой связи вносят работы, посвященные отдельным проблемам истории православия - духовному образованию4, обновленчеству5, истории трансформации православного сознания6 и др. Они безусловно способствуют расширению круга источников, характеризующих отдельные аспекты жизни церкви.

Фактически единственной на данный момент попыткой комплексно оценить характер, состояние и перспективы использования источников по церковной истории остается сборник, выпущенный в серии трудов Историко-архивного института РГГУ7. Определенное значение имеют также работы Центра истории религии и церкви Института российской истории РАН и выпускаемый центром сборник «Церковь в истории России»8, а также ряд монографических исследований его сотрудников9. Естественно связанными с проблемой источниковедческих исследований корпуса источников по церковной истории являются вопросы

археографической практики - введения выявленных источников в научный оборот посредством публикации. Особая заслуга в разработке теории и практике этой работы принадлежит сибирским ученым - академику Н.Н. Покровскому и С.Г. Петрову10.

Наша работа посвящена наиболее подробной характеристике корпуса источников по истории типичной для центральной России епархии в первые советские годы, анализу специфики их выявления, проблем и перспектив подготовки этих источников к публикации.

Одной из основных проблем источниковедения церковной истории, сужающих возможности исследования функционирования органов епархиального управления в первые советские годы, является крайняя ограниченность, неполнота и фрагментарность источников по истории епархиального управления и в целом документов именно церковного происхождения. В Государственном архиве Смоленской области (ГАСО) на хранении находятся всего несколько фондов интересующей нас группы, из них лишь источники фонда 1232 «Смоленский церковно-епархиальный совет» охватывают период с 1917 по 1920 г. (отдельные документы до 1923 г.) и содержат материалы по истории епархии, государственно-церковным отношениям; в фонде 47 «Канцелярия Смоленского и Дорогобужского епископа», насчитывающем 549 единиц хранения за 1753-1922 гг., лишь 14 дел относятся к 1917-1922 гг., и вероятно, механически были присоединены к материалам фонда при его формировании и обработке. В них отсутствуют сведения о епархиальной жизни, указанные дела относятся к разряду бракоразводных.

Повсеместная обработка, точнее формирование, фондов органов центрального (Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 831 «Канцелярия патриарха Тихона и Священного Синода»; РГИА. Ф. 833 «Священный Собор Православной Российской Церкви») и епархиального управления (Государственный архив Смоленской области (ГАСО). Ф. 1232 «Смоленский церковно-епархиальный совет») происходило в два этапа: в начале 1950-х и начале 1960-х гг., и, вероятно, стимулировалось соответствующими инструкциями по архивному ведомству. Общественные реалии периода обработки этих фондов наложили отпечаток на характер их научно-справочного аппарата, имеющего существенные изъяны (прежде всего, имеются в виду фонды региональных архивов): в предисловиях к описям, часто поверхностно и неточно, отражалась история органа-фондообразователя, явно присутствовали идеологические акценты. Региональные фонды органов епархиального управления формировались преимущественно из документов епархиальных советов (церковно-епархиальных советов), документов делопроизводства консисторий. Включение в их состав, например, метрических книг и дел по снятию «бракоблагословения» (разводам), традиционно до 1917 г. относящихся к ведению епархиальных архиереев, наряду с источниками, характеризующими собственно работу епархиальных органов в 19171921 гг. т.е. документов разнородных, а также особенности научно-справочного аппарата, позволяют характеризовать такие фонды скорее как коллекцию документов разного характера, условно отнесенных к категории «церковных»11. Вся совокупность подобных источников аккумулировалась государственными органами и передавалась на государственное хранение в ходе ликвидации органов епархиального управления, происходившей в начале 1920-х гг., не везде синхронно.

Итак, в распоряжении исследователя епархиальной жизни Смоленщины первых послереволюционных лет находятся материалы одного репрезентативного комплекса (коллекции) источников из фонда Смоленского епархиального совета. Анализ научно-справочного аппарата фонда позволяет прийти к заключению о постепенном комплектовании современного фонда на протяжении 1952-1960 гг. В первоначальной описи марта 1952 г. значатся 166 единиц хранения, бесспорно относящихся к делопроизводству Смоленского епархиального совета. В апреле 1952 г. в опись внесено еще одно дело (№ 167) явно консисторского происхождения, озаглавленное «Журнал совещаний совета, доклады, акт проверки товаров и расписания по выдаче пособий чиновникам консистории», датированное летом 1917 г. В том же месяце в опись было внесено еще 15 единиц хранения (с № 168 по 182) с материалами делопроизводства епархиального совета за 1917-1921 гг. В августе 1953 г. фонд получил существенное пополнение - внесено 132 дела (№ 183-314). В октябре 1953 г. произошло последнее крупное пополнение 15 единицами хранения (дела № 315-329), представляющими собой очень разнородные по составу и хронологии материалы. Так, дело № 315 озаглавлено «Персональная ведомость на содержание учителей духовно-учебных заведений Смоленской епархии в 1911 г.», а дело № 318 - «Метрическая книга для записи родившихся по церквам Касплянской вол. Поречского у.», сохранившаяся к тому же не полностью. Среди других материалов этой группы прошения о назначении на места младших клириков (№ 319), протоколы заседаний церковных советов за 1919 г. (№ 320), ряд дел о расторжении брака (№ 321-326), фрагменты записей метрикации послереволюционного времени (№ 328-329). В апреле 1960 г. в опись было внесено дело с уставом и материалами о деятельности Римско-католической церкви в Смоленске (№ 330).

Сложная судьба документов смоленских архивов, вывезенных в годы Второй мировой войны за границу, часть из которых - т.н. «Смоленский архив» - попала в США и получила в советологии особое звучание, в целом восстановленная к настоящему времени12, позволяет высказать осторожное предположение о том, что документы епархиальных органов, находясь на хранении в смоленском партийном архиве, могли быть вывезены, а затем возвращены в Смоленск в составе крупной его части вернувшейся в гор

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком