научная статья по теме ЭПИТАФИЯ БАТЫР-ГИРЕЯ-ОГЛУ ИЗ ТАМАНСКОГО АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО МУЗЕЯ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ЭПИТАФИЯ БАТЫР-ГИРЕЯ-ОГЛУ ИЗ ТАМАНСКОГО АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО МУЗЕЯ»

WOOD IN FILLING GRAVE PITS OF THE BURIAL GROUND

KSIROV

Yevgeny P. Denisov

The article considers a barrow cemetery Ksirov situated on the Danghara Plain in the valley of the Kizilsu River of the Khatlon Oblast (former Kulob Oblast) of Southern Tajikistan. Mostly the burial ground is presented by usual grave pits without undercut, far more rarely - with undercut (which makes them common with the Wusun burials of Zhetysu and Northern Tian Shan). In the filling of the former the wood is frequently used which is interpreted as the remains of the wooden covering. Analyzing the amount of finds of the wooden dust and rickers from the filling of the burials of another burial ground of Southern Tajikistan and finds from the burial ground Ksirov, the author concludes that Ksirov was different from another synchronic site of Northern Bactria-Tokharistan. In his opinion, the buried persons in the grave pits of Ksirov are the people known in Chinese annals as Yuezhi.

Keywords: wood, a grave pit, undercut, burials, Danghara, Tajikistan, Wusun, Yuezhi, nomads, Early Kushan period.

REFERENCES

Denisov E.P., Grenet F., 1981. Boucles d'oreilles en or à images de coqs découvertes en Bactriane. Studia Iranica, 10, pp. 307-314.

Denisov Ye.P., 1983. Mogil'niki na reke Ksirov i tokharsko-yuechzhiyskaya problema [Burial grounds on the Ksirov River and Tokhar-Yuezhi problem]. Baktriya-Tokharistan na drevnem i srednevekovom Vostoke: tezisy dokladov konferentsii, posvyashchennoy 10-letiyu Yuzhno-Tadzhikistanskoy arkheologicheskoy ekspeditsii [Bactria-Tokharistan in ancient and medieval East: abstracts on the conference addresses to the 10 anniversary of Southern

Tajikistan arcaheological expedition]. Moscow: Nauka, pp. 36-37.

Denisov Ye.P., 1989. Zagadochnyye tokhary [Mysterious Tokhars]. Pamir [Pamir], 12, pp. 133-141.

Denisov Ye.P., 1993. Izucheniye pamyatnikov antichnogo vremeni na territorii Dangarinskogo rayona [Studying of the sites of ancient time on the territory of Danghar Dustrict]. Arkheologicheskiye raboty v Tadzhikistane [Archaeological works in Tajikistan]. Dushanbe, pp. 262-272 (Trudy Instituta istorii, arkheologii i etnografii Akademii nauk Tadzhikskoy Sovetskoy Sotsialisticheskoy Respubliki, XXIV).

ЭПИТАФИЯ БАТЫР-ГИРЕЯ-ОГЛУ ИЗ ТАМАНСКОГО АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО МУЗЕЯ

© 2015 г. И.В. Зайцев*, В.Н. Чхаидзе**

* Бахчисарайский историко-культурный заповедник, Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы, Москва (ilyaaugust@yandex.ru) ** Институт археологии РАН, Москва (chkhaidze.v@yandex.ru)

В работе представлен мраморный надгробный памятник, хранящийся в Таманском археологическом музее. Эпитафия на стеле сообщает, что погребенный - Батыр-Гирей-оглу - стал шахидом и погиб от рук неверных. Датировка надгробия - не ранее начала XIX в. В работе высказывается предположение, что Батыр-Гирей-оглу являлся членом одного из княжеских кабардинских родов.

Ключевые слова: Тамань, турки, надгробные памятники, кабардинцы.

Османское присутствие на территории Таманского п-ова продолжалось с 1475 по 1783 г.; полуостров был включен в систему административного деления Османской империи: здесь находились Таманский и Адахунский санджаки, входившие в

Кафинский эйялет. Чтобы укрепить свою власть и влияние, Порта на рубеже ХУ-ХУ1 вв. приступила к развертыванию в регионе системы крепостей и опорных пунктов, одним из которых и была Таманская крепость, получившая название Хункала.

ЭПИТАФИЯ БАТЫР-ГИРЕЯ-ОГЛУ ИЗ ТАМАНСКОГО АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО МУЗЕЯ 161

В крепостях размещались турецкие гарнизоны, в Тамани базировался османский флот. Именно отсюда на протяжении ХУ1-ХУ11 вв. осуществлялись карательные походы в Предкавказье против адыгов (Некрасов, 1990. С. 42, 73, 89).

Османский период в истории Таманского п-ова до сих пор остается практически не исследованным. Изучение османского слоя Таманского городища, а также крепости Хункала проводится одним из авторов настоящей работы с 2010 г. (Чхаидзе, 2014. С. 395-398).

Среди предметов материальной культуры, относящихся к османскому времени и хранящихся в Таманском археологическом музее, также представлен ряд мраморных надгробных стел конца ХУ11-ХУ111 в., часть которых уже привлекала внимание ученых (Волков, 2009. С. 50-52), однако публикуемой ниже надписи не было в их числе.

Надгробная стела белого мрамора (шифр ТАМ-402) выставлена в лапидарии Таманского архео-

логического музея (рисунок). Ее размеры: сохранившаяся высота - 62 см, ширина - 42, толщина мрамора - до 20 см. Эпитафия выполнена путем углубления фона с разделителями строк. Сохранились три строки надписи, от четвертой - лишь две вертикальные черты:

3

Что в переводе означает: "Мученик, павший от рук неверных, покойный и прощенный Батыр-Ги-рей-оглу ...".

Указание на то, что покойный стал шахидом и погиб от рук неверных, свидетельствует, что Ба-тыр-Гирей-оглу, скорее всего, был убит в стычке с немусульманами. Известны, как минимум, два случая употребления этой формулы, причем оба про-

исходят с территории Поволжья. Первый датирован 14 зу-л-када 936 г.х. или 10 июля 1530 г. и географически привязан к г. Казань (Вельяминов-Зернов, 1863. С. 548-554; Фукс, 1914. С. 5, 6, 23; Юсупов, 1960. Табл. 68; Очерки..., 2003. С. 126, 127). Второй зафиксирован на камне из д. Старый Менгер Атнинского р-она Татарстана и датирован началом XVIII в. Русский перевод эпитафии: "Мансур, сын Исхака, пал мучеником во время войны с неверными" (Ахметзянов, 1978. С. 57).

Для Северного Кавказа более характерна арабская версия формулы1: ^ ^

Четвертая строка эпитафии вызывает много вопросов. Возможно, что две вертикальные черты, содержащиеся в ней, - это верхние части букв имени погребенного. Об этом говорит прежде всего турецкая форма подачи его отчества. Однако реконструировать само имя сына Батыр-Гирея вряд ли удастся (вариантов множество, например, с^^). При этом во всей четвертой строке или не должно быть более слов с буквами, имеющими высокие вертикальные элементы (алиф, кяф, лям), или после имени погребенного букв (и слов) не должно быть вовсе.

Менее вероятно, что сохранившиеся верхние части вертикальных знаков четвертой строки - две первые цифры года хиджры. Если это так, то они говорят о том, что смерть Батыр-Гирей-оглу наступила ранее ноября 1785 г. (когда начался 1200 г.х.). Однако существуют только четыре цифры (т.е. четыре года), которые могли бы быть записаны в этой формуле (поскольку цифры десятков и единиц должны быть в строке ниже цифр тысяч и сотен): и Тем не менее все эти годы не могут

быть датой памятника по палеографическим соображениям. Таким образом, ни имени погребенного, ни точной даты памятника мы не знаем. По данным палеографии текст может быть датирован большим временным интервалом не ранее начала XIX в.

Возможно, покойный был сыном бжедугского князя Батыр (Баты)-Гирея, известного, в частности, своей миссией в Петербург, где он вел переговоры о вступлении бжедугов в российское подданство (1795 г.)2.

Однако, скорее всего, покойный - сын Батыр-Ги-рея б. Хаджи-Гирея б. Темир-Булата б. Бек-мурзы, эпитафия которого на мавзолее в Чегеме содержит дату смерти - 1187 г.х. (25 марта 1773 г. - 13 марта 1774 г.) (Лавров, 1968. С. 65, 66. № 529). В ней он

1 См., например, Лавров, 1966. С. 152. № 392, 393, а также 383, 388, 391.

2 Батыр-Гирей погиб во время знаменитой Бзиюкской битвы

с шапсугами в 1796 г. или сразу после нее (Лавров, 1982.

С. 58).

также назван шахидом. Если это так, то Батыр-Ги-рей-оглу был правнуком умершего в 1762-1763 гг. князя Темир-Булата, погребенного в ныне не существующем мавзолее в Чегеме (Лавров, 1968. С. 62. № 517). Его дед Хаджи-Гирей в 1745 г. ездил послом в Санкт-Петербург, где передал Екатерине II петицию "кашкатавцев" с просьбой разрешить им переселиться не в Кашкатау, а на р. Чегем и Ша-лушку. В 1753 г. он был упомянут как российский подданный. Последнее упоминание о нем относится к 1761 г.

Отец и дядя Батыр-Гирей-оглу ("Ислам и Батыр-гирей Аджигиреевы") были в числе 200 кабардинцев, в 1769 г. отказавшихся присягать на верность России и переселившихся в верховья р. Кума в урочище Эшкакон. Однако после столкновения с русским отрядом они вернулись на р. Баксан и приняли присягу (Лавров, 1968. С. 138, 139).

Обращает на себя внимание не стандартная крымская форма написания династического имени Гирей tsb5 что, как кажется, связано с северокавказским контекстом его употребления. В эпитафии самого Батыр-Гирея на чегемском мавзолее мы видим такое же написание.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ахметзянов М.И. Общинные шеджере // Источниковедение и история тюркских языков. Казань, 1978. С. 45-50.

Вельяминов-Зернов В.В. Исследование о касимовских царях и царевичах. Т. 1. СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1863. 587 с.

Волков И.В. Турецкая эпиграфика из Таманского археологического музея // Пятая Кубанская археолог. конф.: Матер. конф. Краснодар, 2009. С. 50-53.

Лавров Л.И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Ч. I. Надписи X-XVII вв. Тексты, перев., ком., введение и прилож. Л.И. Лаврова. М.: Наука, 1966. 261 с.

Лавров Л.И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Ч. II. Надписи XVII-XX вв. Тексты, перев., ком., введение и прилож. Л.И. Лаврова. М.: Наука, 1968. 242 с.

Лавров Л.И. Этнография Кавказа (по полевым материалам 1924-1978 гг.). Л.: Наука, 1982. 226 с.

Некрасов А.М. Международные отношения и народы Западного Кавказа. Последняя четверть XV - первая половина XVI в. М.: Наука, 1990.

Очерки Марджани о восточных народах // Вступ. статья, ком., пер. с араб., старотатарск. языков и прим. А.Н. Юзеева. Казань: Татарское книжное изд-во, 2003. 176 с.

ЭПИТАФИЯ БАТЫР-ГИРЕЯ-ОГЛУ ИЗ ТАМАНСКОГО АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО МУЗЕЯ 163

Фукс К. История города Казани: Из русских и татарских летописей. 5-е изд. Казань: Электро-типография "Умид", 1914. VII, 23 с.

Чхаидзе В.Н. Османская крепость Хункала // "Е.И. Крупнов и развитие археологии Северного Кав-

каза": XXVIII Крупновские чтения: Матер. Междунар. науч. конф. Москва, 21-25

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком