научная статья по теме ЕРЕМЕЕВ ВЛАДИМИР ЕВСТЕГНЕЕВИЧ (9.04.1953-7.07.2011) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ЕРЕМЕЕВ ВЛАДИМИР ЕВСТЕГНЕЕВИЧ (9.04.1953-7.07.2011)»

Проблемы Дальнего Востока № 3, 2012 г.

Еремеев Владимир Евстегнеевич (9.04.1953-7.07.2011)

В июле прошлого года отечественная наука понесла непоправимый урон. Трагически в 58 лет ушел из жизни удивительный человек, редчайшим образом сочетавший в себе, казалось бы, взаимоисключающие качества педантичного рационалиста, ученого-естественника, мастеровитого технаря и чудака-гуманитария, романтичного искателя «открытий чудных» в древних текстах — Владимир Евстегнеевич Еремеев.

Он родился в Москве 9 апреля 1953 г. в семье военного и своей биографией продемонстрировал противоречивый и одновременно гармоничный, как учил Гераклит, «союз лука и лиры»: с одной стороны, был спортсменом-гребцом, музыкантом-гитаристом и изобретателем игрушек-головоломок, с другой — физиком, философом и синологом. В 1971-1977 гг. работал и учился в Московском энергетическом институте, окончил радиотехнический факультет по специальности «радиоэлектронные устройства». Затем трудился в Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии АН СССР (1977-1979) и Институте радиотехники и электроники АН СССР (1979-1980), был артистом-инструменталистом Росконцерта (1979-1982) и преподавателем физики в школе и вузе (1982-1989). С середины 1980-х гг. начал публиковаться в научных изданиях, а в перестроечный период стал аспирантом и сотрудником Института истории естествознания и техники АН СССР (1987-1990), занялся издательской деятельностью в качестве научного редактора и директора частного издательства (1989-1993), благодаря чему в свободных постсоветских условиях перешел к публикации собственных книг, тираж которых достигал 15 тыс. экз.

С сентября 1997 г. наступил последний, наиболее академичный и научно плодотворный период в жизни В.Е. Еремеева, когда он в должности доцента кафедры истории науки стал преподавать в РГГУ В феврале 1999 г. защитил диссертацию на степень кандидата философских наук по теме «Теория психосемиозиса и древняя антропокосмоло-гия». В 2005 г. включился в подготовку энциклопедии «Духовная культура Китая», в результате чего в апреле 2007 г. отправился в командировку в КНР. С августа 2008 г. стал по совместительству старшим научным сотрудником ИДВ РАН, в феврале 2010 г. перешел на кафедру зарубежной философии философского факультета РГГУ преподавать историю китайской философии и в июне того же года по совместительству стал старшим научным сотрудником отдела Китая Института востоковедения РАН.

В.Е. Еремеев избрал путь одинокогоискателя истины, на всю жизнь оставшись верным юношеской страсти к открытию тайн мироздания, которые в годы параноидальной секретности в застойном СССР многим его интеллигентным ровесникам казались уже познанными в древнейших культурах человечества. Поэтому в надежде обнаружения архаической универсальной науки он обратился к эзотерическим учениям древних греков, египтян, евреев, иранцев, индийцев и китайцев. С самого начала все его исследования в соответствии с богатым личным опытом отличались энциклопедическим подходом и стремлением представить в единых и максимально простых схемах разнородные сведения, почерпнутые из далеких друг от друга сфер знания. Пытаясь преодолеть разорванность современной культуры и дробную специализированность наук, В.Е. Еремеев ратовал за создание антропокосмологии — «единой науки будущего, в которой принцип взаимосвязанности человека и космоса станет отправным». Поэтому скрупулезно реконструируемые фрагменты единой науки древнейших цивилизаций человечества, в первую

184

In memoria

очередь индийской и китайской, он интерпретировал с помощью новейших достижений современной астрономии, физики, генетики и психологии.

Закономерно, что главным объектом его исследований стал «Канон перемен» («И цзин»), из всех священных книг человечества в наибольшей степени отвечающий признакам универсальной мироописательной схемы. Поэтому ему были посвящены и первая научная публикация В.Е. Еремеева 1985 г., и последняя монография 2005 г., которую он вполне обоснованно планировал защитить как докторскую диссертацию, но отказался от этого, всецело отдав себя работе над энциклопедией «Духовная культура Китая» и внеся немалый вклад в то, за что она была удостоена Государственной премии РФ 2010 г. В.Е. Еремеев стал главным автором и редактором самого новаторского из шести ее томов — пятого, посвященного науке, технической и военной мысли, здравоохранению и образованию. В это время он уже страдал смертельной болезнью, но мужественно преодолевал ее, безотказно выполняя все виды исследовательской, редакторской и технической деятельности, что побудило редколлегию выразить ему во Введении особую признательность как «самоотверженно выполнившему большую творческую и техническую работу». Столь же преданно как автор и редактор, осуществляющий не только научную, но текстовую редактуру, компьютерную поддержку и подбор иллюстраций, он подошел к подготовке последнего тома — об искусстве.

В.Е. Еремеев совершенно самостоятельно стал квалифицированным синологом, ведущим в России специалистом по истории китайского естествознания. Еще в начале 1980-х гг. он начал активно сотрудничать с отделом Китая тогдашнего ИВАН СССР, участвуя в ежегодной конференции «Общество и государство в Китае», в материалах которой опубликовал восемь докладов, в работе семинара «Структурные исследования китайской классики» и других научных мероприятиях, печатался в журнале «Азия и Африка сегодня». В 1990-е гг. опубликовал две монографии (одну в двух изданиях), перевел и подробно прокомментировал основополагающий неоконфуцианский трактат Чжоу Ду-ньи (1017-1073) «Тай цзи ту шо» («Изъяснение плана великого предела»). В 2000-е гг. перевел «И цзин», был одним из организаторов первой в России междисциплинарной конференции, посвященной этому главному китайскому канону и ежегодно проводившейся с 2000 г., а также Григорьевских чтений Московского музыкального общества, посвященных взаимосвязям науки и искусства. В.Е. Еремеев регулярно выступал с докладами на традиционной конференции ИДВ РАН «Философии Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация», издал две монографии, написал раздел о науке эпох Юань и Мин для планируемой 10-томной «Истории Китая», разработал программу общего курса истории китайской философии в РГГУ и написал раздел «Китайская философия» для пятого издания известного учебника «Философия», создал популярный сайт Великий предел (http://history.rsuh.ru/eremeev/), где, в частности, размещены монография «Традиционная наука Китая» (напечатана посмертно стараниями его отца — Е.И. Еремеева) и электронная модель КУБЕРа (Конструктор Универсальный бинарный Еремеева), изобретенного им по мотивам «И цзина» и кубика Рубика. Символично, что не только первый, но и последний прижизненный отчет об этом смелом походе одинокого духовного странника в таинственную страну за Китайской стеной был напечатан в сборнике «Общество и государство в Китае».

© 2012

А. Кобзев,

Институт Востоковедения РАН

In memoria

185

Публикации В.Е. Еремеева Монографии

1. Чертеж антропокосмоса: В 2-х т. М.: АСМ, 1993. 380 с.

2. Чертеж антропокосмоса. 2-е изд., испр. и доп. М.: АСМ, 1993. 384 с.

3. Теория психосемиозиса и древняя антропокосмология. М.: АСМ, 1996. 208 с.

4. Арифмосемиотика «Книги перемен». М.: Компания Спутник+, 2001. 152 с.

5. Символы и числа «Книги перемен». М.: АСМ, 2002. 400 с.

6. Символы и числа «Книги перемен». 2-е изд., испр. и доп. М.: Ладомир, 2005. 600 с.

7. Традиционная наука Китая. М.: Компания Спутник+, 2011. 553 с.

Статьи и доклады в сборниках и журналах

1. К реконструкции схемы изменчивости «И цзина» // 16-я НК ОГК. М., 1985. Ч. 1. С. 74-81.

2. Внутренняя структура бхавачакры // Тезисы аспирантов и молодых научных сотрудников. М.: ИВАН СССР, 1985. С. 37-40.

3. Некоторые аспекты древнеиндийской музыкальной системы // 4-я Всесоюзная школа молодых востоковедов. Тезисы. Т. 1: История, источниковедение, историография. М.: ИВАН СССР, 1986. С. 123-128.

4. О квантово-«музыкальном» характере древневосточной биоэнергетики // Там же. С. 129-133.

5. Ло шу, принцип «сань у» и «схема изменчивости» // 17-я НК ОГК. М., 1986. Ч. 1. С. 53-62.

6. Гармонические структуры в традиционной китайской науке // 18-я НК ОГК. М., 1987. Ч. 1. С. 118-126.

7. Космологические представления «Тай цзи ту шо» и их типологические аналоги // 19-я НКОГК. М., 1988. Ч. 1. С. 189-196.

8. Инь, ян и пять «управителей жизни» // «Азия и Африка сегодня». 1989. № 12. С. 5556.

9. О древнекитайской пространственно-временной модели мира // 20-я НК ОГК. М., 1989. Ч. 1. С. 28-33.

10. Логико-семантический конструктор «Книги перемен» // 21-я НК ОГК. М., 1990. Ч. 1. С. 63-68.

11. Еще раз об эннеаграмме // 22-я НК ОГК. М., 1991. Ч. 1. С. 154-157.

12. Психокосмос человека в контексте древнекитайской арифмосемиотики // The Sociobi-ology of Ritual and Group Identity: a Homology of Animal and Human Behaviour. Abstracts. М.: РГГУ, 1998. С. 34-35.

13. Время в древнекитайской арифмосемиотике // Музыка и категория времени: Сборник материалов конференции. М., 2003. С. 67-81.

14. От мифа — к китайскому логосу // Китайская классическая «Книга перемен» и современная наука: Сб. ст. М., 2003. С. 29-36.

15. Синергетика «Книги перемен» // Китайская классическая «Книга перемен» и современная наука: Сб. ст. М., 2003. С. 70-78.

16. Триграммы «Книги перемен» как символы взаимодействий // Троичность в мышлении: Сб. материалов конф. М., 2004. С. 99-110.

17. Идейные истоки учения Г.И. Гюрджиева // Сакральное, иррациональное и мифологическое: Сб. материалов конф. М., 2005. С. 51-67.

18. Время и триграммы древнекитайской арифмосемиотики // Этика и наука будущего. Феномен времени: Материалы 4-й междисциплинар. науч. конф. Ежегодник — 2004. М., 2005. С. 35-40.

186

In memoria

19. Традиционная китайская математика: Краткая история и основные идеи // История науки и техники. 2005. № 9. С. 28-38.

20. Древнекитайские представления о структуре психики и «человеческой сущности» // Мир психологии. М., 2005. № 4 (44). С. 251-263.

21. Древнекитайская арифмосемиотика и феномен «осевого времени

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком