научная статья по теме ЕРЕСЬ ИЛИ КОЛДОВСТВО? ДЕМОНОЛОГИЯ XV ВЕКА НА ПРОЦЕССЕ ЖАННЫ Д'АРК 160 A.A. КОТОМИНА КОЛАР МАНСЬОН. ИЗДАТЕЛЬ XV ВЕКА В ПОИСКАХ СВОЕГО ЧИТАТЕЛЯ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ЕРЕСЬ ИЛИ КОЛДОВСТВО? ДЕМОНОЛОГИЯ XV ВЕКА НА ПРОЦЕССЕ ЖАННЫ Д'АРК 160 A.A. КОТОМИНА КОЛАР МАНСЬОН. ИЗДАТЕЛЬ XV ВЕКА В ПОИСКАХ СВОЕГО ЧИТАТЕЛЯ»

O.И.Toгoeвa

ЕРЕСЬ ИЛИ КОЛДОВСТВО? ДЕМОНОЛОГИЯ XV ВЕКА НА ПРОЦЕССЕ ЖАННЫ Д'АРК

Имя Жанны д'Арк и ее история знакомы сегодня без преувеличения каждому более или менее образованному человеку. Однако далеко не всякий сумеет правильно ответить на вопрос, почему ее приговорили к смерти. Согласно расхожему мнению, Жанну сожгли на костре в Руане как ведьму1. Того же мнения придерживаются и некоторые профессиональные историки2. Тем не менее в окончательном приговоре, вынесенном Жанне 29 мая 1431 г., о колдовстве, которым якобы занималась обвиняемая, не сказано ни слова. Согласно этому документу, она признавалась еретичкой и - как вероотступница - должна была быть передана в руки светского правосудия для обязательной в подобных случаях казни3.

1 «Короткая жизнь Жанны была подчинена одной идее, которая совершенно не безусловна ни с точки зрения современников, ни тем более врагов, отправивших ее на костер как вредную u опасную ведъму». См.: Жанна д^рк (1412-1431 гг.). Люди, изменившие ход истории и сознание человечества на протяжении последнего тысячелетия // http://religion.ng.ru/printed/bogoslovie/ 2000-12-27/6 janna d arc.html (курсив мой. - O.T.); «Но после неудачной осады Парижа в 1430 г. Жанну захватили в плен свои же - завистники из французской знати, да еще и продали ее англичанам, которые впоследствии передали пленницу духовенству. В конце концов Жанну обвинили в колдовстве и 30 мая 1431 г. прилюдно предали огню». См.: Жаров А. Жанна д^рк: мифы и правда // http://nature.web.ru/db/msg.html?mid=1175641 &s= 121302000 (курсив мой. - O.T.); «Жанна д^рк была захвачена в плен в 1430 г. и предана церковному суду. По настоянию англичан она была обвинена в колдовстве, признана виновной и сожжена в Руане 30 мая 1431 г.». См.: Биографический указатель: Жанна д^рк // http://hronos.km.ru/biograf/bio d/d ark zhanna.html (курсив мой. - O.T.).

2 «Жанна д^рк была захвачена в плен в 1430 г. и предана церковному суду. По настоянию англичан она была обвинена в колдовстве, признана виновной и сожжена в Руане 30 мая 1431 г.». См.: Протоколы обвинительного процесса Жанны д^рк // Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. С.Д. Сказ-кина. М., 1963. Т. 2. С. 428 (курсив мой. - O.T.). См. также: Chiffoleau J. Dire l'indicible. Remarques sur la cathégorie du nefandum du XIIe au XVe siècle // AESC. 1990. N 2. P. 289-324; здесь P. 311; Barstow A.L. Joan of Arc: Heretic, Mystic, Shaman. N.Y., 1986. P. 81, 82, 87, 99-119.

3 «Te relapsam et hereticam decernimus et per hanc sentenciam nostram quam pro tribunali sedentes in hiis scriptis proferimus et pronnunciamus, te tanquam membrum putridum, ne cetera membra pariter incifias, ab ipsius Ecclesie unitate reiciendam

Противоречие между реальными фактами и их последующей интерпретацией заслуживает, как мне представляется, внимания. Тем более что людям XV в. - прежде всего, конечно, противникам Французского королевства и Карла VII - Жанна д'Арк также казалась ведьмой, посланной дьяволом им на погибель. Как сообщал в одном из своих писем итальянский купец Панкрацио Джу-стиниани, англичане называли ее не иначе как «проститутка и ведьма»4. Целый «букет» обидных прозвищ Жанны был собран в «Мистерии об осаде Орлеана»: здесь фигурировали и «колдунья», и «чародейка», и «дьяволица», и даже «дьявол ада»5. Английские авторы все поражения своих войск также объясняли действиями личной «колдуньи» французского короля6. Почему же в таком случае Жанна окончательно не превратилась в ведьму в ходе процесса 1431 года? Почему ее судьи не стали развивать практически готовое обвинение, предпочтя ему иное, которое необходимо было выстраивать с «чистого листа»?

Чтобы попытаться ответить на эти непростые вопросы следует прежде всего понять, почему дело Жанны д'Арк рассматривал церковный, а не светский суд. Задавшись этим вопросом впервые, я к своему удивлению не нашла прямого ответа на него в специальной литературе. Историки вплоть до настоящего времени, очевидно, не считали его важным и не уделяли ему особого вни-

et eius corpore abscindendam necnon potestati seculari relinquendam decernimus». См.: Procès de condamnation de Jeanne d'Arc / Ed. par P. Tisset. P., 1960. T. 1. P. 412. (Далее: PC, том, страница, курсив мой. - О.Т.)

4 «E entrase con le vituarie e refreschamento dentro da Oriens, che may Ingelexi non avè argumento a muoverse, bem cridava contra la dita a dirli vilania, e che l'iera una putana e incantatrixe». См.: Chronique d'Antonio Morosini. Extraits relatifs à l'histoire de France / Ed. par G. Lefèvre-Pontalis, L. Dorez. P., 1901. T. 3 (1429-1433). P. 114-115.

5 Guessard F., Certain E. de. Le «Mistere du siege d'Orleans» publié pour la première fois d'après le manuscrit unique conservé à la Bibliothèque du Vatican. P., 1862. V. 12443, 12445, 12449, 12909, 12972: «sorciere», «enchanteuse», «vaudoise», «deab-lesse», «dyable d'enfer».

6 В письме, направленном Карлу VII в сентябре 1429 г., регент Франции герцог Бедфорд заявлял, что победы его противников добыты не силой оружия, но при помощи «испорченных и подверженных суевериям людей (gens supersti-cieux et reprouciés), особенно этой непристойной и уродливой женщины (une femme desordonnée et diffamée), которая одевается как мужчина и ведет развратный образ жизни». См.: Monstrelet E. de. Chroniques // Quicherat J. Procès de condamnation et de réhabilitation de Jeanne d'Arc, dite la Pucelle. P., 1849. T. IV. P. 382. В продолжении «Хроники Брута», созданном в 1430-1431 гг., о захвате Жанны в плен сообщалось: «And at that same journey was take the wycch of fraunce, that was callid the pusshell» (цит. по: Clin-Meyer M.-V. Jeanne d'Arc sorcière? // Bulletin de l'Association des amis du Centre Jeanne d'Arc. 1987. N 11. P. 17-18).

6. Средние века. Вып. 68(4)

мания7, хотя в Северной Франции XV в. человека с подобной репутацией вполне мог ждать светский уголовный процесс по обвинению в колдовстве, о чем еще будет сказано ниже. И все же выбор был сделан в пользу церковного процесса: на его проведении изначально настаивал Университет Парижа. В письме, направленном столичными теологами герцогу Бургундскому 25 мая 1430 г.8, говорилось о необходимости расследования «по делам веры», поскольку Жанна подозревалась в «идолопоклонничестве и других преступлениях, затрагивающих нашу святую веру»9. Чем было вызвано письмо Университета и столь поспешно сформулированное предварительное обвинение? Я полагаю, проблема заключалась в особенностях процессуального права эпохи, помноженных на сложности военного времени.

Как известно, средневековое светское законодательство признавало проведение уголовного процесса только по месту жительства обвиняемого или по месту совершения преступления. Арестованного преступника следовало передать в ту или иную соответствующую инстанцию. Таким образом, рассмотрение дела Жанны д'Арк никак не могло состояться в светском суде: ее некому и некуда было передавать, если только не ее же сторонникам... Церковное процессуальное право базировалось примерно на тех же принципах. Однако при рассмотрении «дел о вере» принято было считать, что преступник совершает свои злодеяния постоянно и повсеместно - везде, где находится. Судить его, таким образом, мог любой суд, в том числе и тот, который производил арест. Следовательно, и в случае с Жанной д'Арк объявление ее подозреваемой в «преступлениях против веры» было единственной возможностью судить ее по месту ареста - на территории, подвластной англичанам10. Заявляя о необходимости церковного процесса, Парижский Университет тем самым предотвращал любые процессуальные вопросы, связанные с юрисдикцией по данному делу. Никто отныне не мог усомниться в правомочности руанских судей и потребовать передать Жанну в иные судебные инстанции.

7 Так, например, издатель материалов процесса 1431 г. Пьер Тиссе сразу ставил своих читателей перед фактом, что делом Жанны занимался церковный суд, уделяя внимание только его составу и компетенции: TissetP. Introduction // PC. III. 4.

8 Т.е. через два дня после захвата Жанны в плен 23 мая 1430 г.

9 «Nous ayons...escript et supplié... a ce que celle femme dicte "la Pucelle", estant en vostre subieccion, fust mise es mains de la justice de l'Eglise pour lui faire son proces deuement sur les ydolatries et autres matieres touchans nostre sainte foy» (PC. I. 5).

10 Tisset P. Op. cit. P. 64-65.

Это, однако, совершенно не означало, что преследовать Жанну будут именно по обвинению в ереси. Согласно булле Иоанна XXII Super IHius Specula 1326/1327 г., инквизиционный процесс можно было возбудить и в отношении колдовства, понимаемого как некие недозволенные действия и практики, и в отношении собственно ереси, понимаемой как ложь, неверное толкование Писания11. На процессе Жанны д'Арк, как мне кажется, не было заранее решено, какое именно обвинение ей следует предъявлять12. Осмелюсь даже предположить, что руанские судьи поначалу сделали выбор в пользу колдовства13, чему могло быть несколько причин. В пользу такого решения говорили прежде всего слухи, окружавшие Жанну на протяжении всей ее недолгой карьеры - та самая репутация (fama), на которую должен был обязательно опираться любой инквизиционный процесс14. Использование обвинения в колдовстве в качестве основного также весьма облегчалось ростом в этот период во Франции количества ведовских процессов, на которых предпринимались шаги к созданию «ученой» концепции колдовства, включавшей и пакт с Дьяволом, и существование секты ведьм, и полеты на шабаш15. На ее выработку не могла не влиять близость более «развитых», с этой

11 ChenuM.-D. Orthodoxie et hérésie: le point de vue du théologien// Hérésies et sociétés dans l'Europe préindustrielle / Sous dir. de J. Le Goff. P., 1968. P. 10; Beaune C. Jeanne d'Arc. P., 2004. P. 298. Подробнее о законотворчестве Иоанна XXII в отношении колдовства см.: Boureau A. Satan hérétique: l'institution judiciaire de la demonologie sous Jean XXII // Médiévales. 2003. N 44 spécial: Le Diable en procès. Demonologie et sorcellerie à la fin du Moyen Âge. P. 17-46.

12 На эту нерешительность руанских судей указ

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком