научная статья по теме ЭРИК НАУМОВИЧ КОМАРОВ (1927-2013) Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ЭРИК НАУМОВИЧ КОМАРОВ (1927-2013)»

212

ВОСТОК (ОМЕШ) 2014 № 2

Щ МЕМОМЛМ

ЭРИК НАУМОВИЧ КОМАРОВ (1927-2013)*

10 октября 2013 г. ушел из жизни яркий человек, оставивший след в душах всех, кто его знал. Он был преисполнен энергией, оптимизмом, любовью к жизни. Все дела, за которые он брался, делались им страстно, с увлечением, с полной выкладкой. А брался он за многое.

Окончив Московский институт востоковедения, Эрик Наумович сразу поступил в аспирантуру Института востоковедения АН СССР. В те времена это было уже достижением и означало, что он проявил себя как вдумчивый исследователь еще на студенческой скамье. Без преувеличения можно сказать, что он был одним из любимых учеников И.М. Рейснера, а Рейснер был Учителем с большой буквы, "заточенным" на поиски талантливых учеников.

Несколько сюжетов прошло сквозь всю творческую жизнь Эрика Наумовича. Прежде всего аграрные проблемы позднесредневековой и колониальной Индии. Анализ сельского общества Бенгалии ХУ11-ХУШ вв., выполненный в его кандидатской диссертации, до сих пор может считаться классическим. Позже он расширил рамки этой темы, проанализировав общие черты аграрной политики британцев во всех регионах Индии, а также истоки специфического традиционного индийского сельского общества.

Хронологически связана с этой темой была проблема уровня развития Индии в раннее новое время. И здесь Э.Н. Комаров стал одним из пионеров изучения в нашей стране товарных отношений, организации ремесла и уровня развития производства в Индии в период до британского завоевания.

Стремление понять доколониальное индийское общество привело к развитию его интереса к духовным, идеологическим, религиозным тенденциям, развивавшимся в тот период. Его ра-

* Анализ творчества Э.Н. Комарова и списки его основных научных работ до 2006 г. см.: Народы Азии и Африки. 1987. № 6. С. 140-142; Восток (Oriens). 2007. № 6. С. 205-208.

PERSONALIA

213

боты последних лет, посвященные идейным поискам Акбара и проповедников течений бхакти, выявили гуманистические тенденции в индийской традиционной ментальности. Эти работы еще сыграют свою роль в дальнейшем, когда востоковеды и специалисты по средневековой Европе займутся вопросом об общих закономерностях идейной эволюции человечества.

Духовные процессы, шедшие в Индии в колониальный период, также изучались Эриком Наумовичем. Привлекательные черты мировоззрений Раммохана Рая, Банкимчандры Чатто-паддхая, Шаратчандры Чаттопаддхая Свами Вивекананды, Махатмы Ганди, Джавахарлала Неру были ярко показаны в его сочинениях. Но особое место в жизни Э.Н. Комарова до последних его дней занимал Рабиндранат Тагор. Его творчество он изучил досконально, снабдив тома собрания сочинений Тагора, вышедшего в Москве в 1961-1966 гг., несколькими статьями и комментариями.

В работах, посвященных бенгальским писателям, Э.Н. Комаров выступает не только как историк-политолог, но и как филолог.

Однако стержневой проблемой в творчестве Э.Н. Комарова являлось политическое развитие Индии после достижения независимости; истоки, ход и результаты ее "элитарной модернизации" (термин, предложенный Эриком Наумовичем); закономерности мирового процесса демократизации, на который индийский опыт бросает яркий свет. В русле этих проблем он вел, как мы сказали бы сейчас, "мониторинг" индийских выборов на всех уровнях; анализ партийной структуры (с применением факторного метода и контент-анализа); сравнения политического развития Индии и других стран - основных развитых, а также России.

О последнем аспекте его деятельности надо сказать особо. Убежденный демократ по складу души и по убеждениям, Эрик Наумович еще в советское время, когда это было немодно и даже опасно, исходил в своем анализе политического развития Индии из безусловной прогрессивности демократического образа правления по сравнению с авторитарным. Установление некоего варианта демократии в нашей стране было встречено им с воодушевлением, он окунулся в российскую политическую жизнь, старался помочь российским политическим деятелям опытом Индии и других стран, которые тоже встречали трудности на пути демократизации. Продуктивность тогдашней деятельности Эрика Наумовича оценить нелегко, но, во всяком случае, он делал что мог со своей обычной страстностью.

Непробиваемый исторический оптимизм был его кредо. Он всегда верил в прогресс в самом обыденном, западническом значении этого истасканного слова. Он верил, что человечество в целом и в лице любых его представителей - от британцев до бушменов - идет к торжеству разума и демократии. На этом пути каждый народ ожидают спады, провалы и отступления, тем не менее однолинейное движение необратимо. А движение это, по убеждениям Э.Н. Комарова, в конечном счете определяется экономическим развитием. Сейчас экономоцентризм не моден. Большинство советских "быстрых разумом" ученых отвергают его вместе с догматикой марксизма-ленинизма. Но Комаров сохранял этот методологический подход. Для него неадекватность "надстройки" "базису" представляла одну из главных исследовательских задач: если демократия удерживается в экономически отсталом обществе или если она никак не может утвердиться в стране индустриально развитой - это парадокс, который требует объяснения. И он искал этих объяснений.

Буквально до последних дней он работал сразу над несколькими темами. Во-первых, это задуманная им обобщающая монография по социально-экономической и духовной истории древней и средневековой Индии. Во-вторых, анализ творчества Рабиндраната Тагора (Тагор о человеке и Боге; Тагор о любви). В-третьих - о судьбах демократии. Последняя тема естественно связывалась в его размышлениях с судьбами нашей страны. Заканчивая одну из своих последних статей, он писал: "Но мировой опыт, частично приведенный в статье, свидетельствует, что при том уровне демократизации хотя бы и ограниченной, но уже достигнутой в России после необратимого падения тоталитарного режима, дальнейшая демократизация неизбежна. Шар запущен. Остальное вопрос времени, но, очевидно, не скорого".

Многие его работы изданы на иностранных языках в США, Индии и ряде иных стран. Он пользовался известностью как специалист по политическим проблемам. Его концепции, может быть, устареют, но они останутся в истории науки.

Л.Б. АЛАЕВ, Д.Д. ВАСИЛЬЕВ, Т.Л. ШАУМЯН

214

PERSONALIA

ПОСЛЕДНИЕ НАУЧНЫЕ

Акбар. Религиозный универсализм, веротерпимость и общество // www.mgimo.ru/kf/ myweb8/conferences.htm.

Земледелие и земледелец в средневековой Индии в сравнительной перспективе // В Индию духа... Сб. статей, посвященный 70-летию Ростислава Борисовича Рыбакова. М.: Вост. лит., 2008. С. 208-227.

Производительность земледелия и масштабы изъятия прибавочного продукта земледельца средневековой Индии в сравнительной перспективе // Россия-Индия 2007. История, экономика, политика, культура. Владивосток: ДВГУ, 2008. С. 72-115.

Крестьянство в истории Индии, России и стран Центральной Азии // Восток (Oriens), 2009. № 3. С. 155-160 (совм. И.В. Дерюгиной).

Как мы изучали Индию // Ветераны востоковедения о себе. Бюллетень общества

ТРУДЫ Э.Н. КОМАРОВА

востоковедов РАН. Прил. 6. М.: Ключ, 2010. С. 21-42.

Земледелие и земледелец в древней и средневековой Индии в сравнительной перспективе // Индия-Россия 2009. Материалы исследований. Владивосток: ДВГУ, 2010. С. 11-38.

Актуальные проблемы дальнейшего изучения стран Востока. Тезисы доклада // Бюллетень общества востоковедов РАН. Вып. 19. М., 2010. С. 136-137.

Исторические предпосылки и закономерности демократизации во второй половине ХХ века. Пример Индии в сравнительной перспективе. Тезисы // Международная конференция Ассоциации по изучению Южной Азии (БАБА), Вирджинский университет содружества. Ричмонд, США. 8-10 апреля 2011 г.

Бог и человек в поэзии Тагора: от "Иша-упанишады" до "Писем о России" // Восток (Oriens), 2013. № 6. С. 119-130.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком