научная статья по теме ЕСТЕСТВЕННОЕ-ИСКУССТВЕННОЕ В ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ Комплексные проблемы общественных наук

Текст научной статьи на тему «ЕСТЕСТВЕННОЕ-ИСКУССТВЕННОЕ В ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

2013 • № 3

МЕТОДОЛОГИЯ

А.И. ПРИГОЖИН

Естественное-искусственное в инновационных процессах

Автор определяет предмет инноватики как организацию и технологии включения запланированных новшеств в социум. Цель статьи - целостное концептуальное определение этой области. Профессиональная рефлексия инноватики предлагается в парадигме "естественное-искусственное".

Ключевые слова: инноватика, нововведения, управление, естественное, искусственное.

The author defines an innovatics subject as the organization and technologies of inclusión of the planned innovations in society. Article purpose is the integral conceptual definition of this area. The professional reflection of innovatics is offered in a paradigm "natural-artificial".

Keywords: innovatics, innovations, management, natural, artificial.

Наша мысль стремится к двузначности, к делению всего по полюсам: "хорошо-плохо", "свой-чужой", "верх-низ", "было-не было", "жизнь-смерть"... Так понятнее мир. Конечно, мысль постоянно обнаруживает и промежуточные состояния, но -между крайними. Скажем, между настоящими мужчиной и женщиной есть немало интересных сочетаний. А между Богом и дьяволом - мы, грешные люди, с разной близостью к тому и другому.

Парные категории хорошо работают. Если их стимулировать, настроить на дело. Думаю, что основные проблемы инноватики уходят в отношения тоже двух категорий (состояний, свойств, природ): естественного и искусственного. Хочу показать, что некоторые проблемы инноватики могут быть лучше понятны и решены именно в парадигме этой пары категорий (далее - "Е-И").

Нововведения всегда искусственны. Они изобретаются, проектируются, заимствуются, просто придумываются. Но потом направляются в "среду внедрения", которая сложилась, устоялась, стала естественной. От того, как она их воспримет, зависит успех инновационного процесса. А значит, и судьба соответствующих организаций - от фирмы до государства.

Тут самый центр борьбы (а это именно борьба!) отнюдь не только вокруг организационного, цивилизационного развития. И центр этот двусложный: целесообразность и совместимость. Слова - два, а смыслов - много.

Сначала раскроем понятия естественного и искусственного. Они не так уж очевидны. У этой пары довольно длинный набор парных синонимов-дихотомий:

"натуральное-синтетическое", "спонтанное-планомерное", "стихийное-сознательное", "традиции-новаторство", "социальное-культурное", "непосредственность

П ригожин Аркадий Ильич — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой организационного развития Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

(в общении)-этикет", "привычное-новое", "объективное-субъективное", "потребности-цели", "природное-социальное" и т.д.

Строго говоря, каждая категория из этих пар полностью предполагает противоположную, появилась благодаря ей и без нее бессмысленна.

Почему именно пара "Е-И" была выбрана для продвижения в инноватику? Потому что она вбирает в себя все остальные в той мере, в какой это годится для инновационной проблематики. Если попробовать заменить ее любой из этого набора - выбор будет в ее пользу, то есть в содержание этой дихотомии входит всё из перечисленного, если их сфокусировать на инновациях. И дальше сказанное будет подтверждено. Кроме того, пара "Е-И" меньше других размыта общенаучным применением и не так занята посторонним содержанием.

Естественное первично. Оно обычно объясняется как природное, идущее от объективного, то есть не человеком (руководителем, законодателем) установленное. Имеется в виду не только природа Земли и биоты, но и общества, и личности, и мышления (где нет человеческой субъектности). А искусственное - вторично, порождено субъективной волей, интересом, властью, творчеством. Такое разделение, вроде бы, бесспорно, и можно двигаться дальше. И тут мы видим обращение субъективного в объективное. Ибо, во-первых, субъективно действуя, человек меняет естественную среду, его новшества становятся частью природы (преобразование Земли, животного мира необратимы). Во-вторых, человек создает новую реальность - города, организации, Интернет, которые также функционируют и развиваются по собственным законам и превращаются в естественную же среду, естественную по отношению к новым инициативам.

Естественное поглощает искусственное, встраивает его в себя. И становится естественно-искусственным. Цивилизация развивается по мере того, как искусственное в ней накапливается, вытесняя естественное. Превращение при этом всегда происходит с той или иной степенью отчуждения, противоречия, конфликта. Скажем, имеют люди общие ценности, идеалы. Кто-то их формирует, интерпретирует в идеологическую конструкцию. Сочиняет аргументы, атрибутику, приводит в систему, ставит цели, разрабатывает программу действий. На конечной стадии создает организацию, объединяющую таких людей. В организации есть лидеры, аппарат, дисциплина. И в какой-то момент природные носители ценностей замечают все большую разницу между исходной конструкцией и реальными делами партии и ее деятелями. И если последние не успеют обосновать правильность и необходимость именно такой связи между исходными и конечными состояниями партии, она разрушается. Иногда успевают...

Между верой в Бога, религией и церковью (мечетью, синагогой и т.д.) много отличий. Первая изначально присуща всем народам как мистическое чувство слабого человека ко всемогущей воле. Вторая дает процедуры: какими способами подобные чувства лучше всего, правильнее переживать и доносить. Тут уж появляются авторы, блюстители, наставники. Они создают организацию с иерархией, которая усложняется все больше и больше, с возрастающими соподчинением, хозяйством и т.д. И обязательно кто-то обнаруживает неизбежное: о, они говорят уже не от моего имени, -общность делится, и возникают иные организации. И снова - отчуждение и конфликт, очередные разделения. И все на тех же чувствах.

Само по себе преобразование исходной ситуации во вторичные и третичные формы и смыслы есть вполне естественный, точнее, естественно-искусственный процесс. И по большей части, оно позитивно для человеческого быта. Так образуется благосостояние с теми ценами, которые мы готовы платить за него.

Труд прошлый, труд живой

Еще раз подчеркну: искусственное всегда появляется в естественном, будь это естественное первичного, вторичного и т.д. порядка. И тут надо упомянуть еще один закон всемирно-исторического масштаба: овеществление прошлого труда и его господство над трудом живым. Это прежде всего относится к материальному труду, создающему здания, транспорт, технику и т.д., то есть предметный мир. Но разве

прошлый управленческий труд не объективируется в законах, оргсистемах, знаниях? Подобная объективность тоже ставит ограничения продуктам живого труда.

И вот какая идея: не надо создавать чрезмерные трудности для потомков, которые наверняка станут переделывать созданное нами. В Японии я любовался городской застройкой - длинными, плоскими и тонкими небоскребами. Прочны ли они? - невольно спросил я. Они вполне сейсмоустойчивы, но их главное достоинство в другом -их легко будет разобрать, когда изменится концепция градостроения, архитектурные взгляды или стройматериалы. Хватит строить на века. Созидать надо быстроразбор-ную среду! Не мешать будущему труду живому. Ведь интервалы между радикальными изменениями сокращаются. Новое естественное должно создаваться в расчете на очередное искусственное и в помощь ему. Уже сейчас зодчим надо думать: как полегче сносить их творения. Зодчим из разных сфер деятельности.

Вот так. Конец не только борьбе, но и разнице между искусственным и естественным, новым и старым, сегодняшним и завтрашним. Время едино. По всей протяженности. Норвежцы не хотят сжигать всю свою нефть, отнимая ее у следующих поколений. Те ведь найдут лучшее применение этому богатству. Сегодняшний труд не помешает планам потомков.

Грани стираются

Естественного становится меньше. Как все дефицитное, оно растет в цене. В середине ХХ в. успешно продавались нейлоновые рубашки, шубы по ценам выше натуральных. Теперь у потребителя обострилась страсть ко всему натуральному. Скоро избыток электронного общения обернется возвратом к разговорам живым, прямым, без технического посредничества. Но такие колебания спроса не меняют тенденцию вытеснения естественного искусственным. Более того, искусственные системы (организации, аппаратура, здания, транспортные линии и т.п.) быстро обнаружили свою фундаментальную зависимость: они способны только к саморазрушению. Техника аварийна, экономика кризисна, фирмы банкротны, власть коррупционна... А разве землетрясения, болезни, засухи не катастрофичны? Их же никто не придумывал, не внедрял1. Что с них взять?

Оргструктуры, технологии, бизнес-процессы живучи и эффективны только при создании еще одного искусственного уровня - ремонта, мотивации, управления, систем контроля. Потому что устойчивость этих систем разрушается естественной природой, в которую они погружены или соприкасаются с ней. Это человеческие интересы и отношения, которые никогда не могут быть тождественны планам, функционалам, структурам. Требуется искусственное для искусственного. И потом еще того же.

1 Впрочем, как понимать? По тексту Библии Всевышний субъект выглядит полным неудачником по отношению к человечеству: Он начал с создания двух первочеловеков, которые тут же грубо пали и были наказаны. Потомки не вняли и набирали греховность. Он затопил всех водой, оставив одно-единственное семейство. Но сразу же после спасения один из сыновей Ноя - нового отца человечества - оказался хамом, повторил грехопадение, как и множество его потомков. Тогда Всевышний субъект создал свой народ в пример другим. Но и тот пошел во многие соблазны, за что, опять же, был подвергнут страшным истязаниям. Наконец(?), Всевышний сам пришел в человечество, чтобы обратить его к себе. И снова неудача: стараясь отделаться от Него ритуалами и символами, люди продолжили ту же свою жизнь, хотя и мучась от постоянных наказаний. Будет ли пятая попытка? Она обещана

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком