научная статья по теме "ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ" В РУССКОЙ МУЗЫКЕ XVII ВЕКА: ОТ "АНГЕЛОГЛАСНОГО ПЕНИЯ" К "ГРАММАТИКЕ МУСИКИЙСКОЙ" Комплексные проблемы общественных наук

Текст научной статьи на тему «"ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ" В РУССКОЙ МУЗЫКЕ XVII ВЕКА: ОТ "АНГЕЛОГЛАСНОГО ПЕНИЯ" К "ГРАММАТИКЕ МУСИКИЙСКОЙ"»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

2004 • < 1

КУЛЬТУРА

О.В. ГУНИНА

"Эстетический поворот" в русской музыке XVII века: от "ангелогласного пения" к "грамматике мусикийской"

В истории русской культуры XVII в. считается переходным от Средневековья к Новому времени. При всей условности такого определения данный период можно рассматривать как своего рода открытое культурное пространство, лишенное каких-либо жестких рамок, границ, канонов, как эпоху поисков, споров, манифестаций, когда возникают новые течения, школы, направления в искусстве, философии, науке и пр. В то же время переходный период - это пора "самопознания" культуры, эпоха, когда ревизуются ценности предшествующего периода в противовес намечающимся. Этот спор между старым и новым - определенное подведение итогов развития уходящей культуры и выделение некоторых принципов, которыми она руководствовалась.

При этом переходный период не есть этап, в котором лишь механически перемешивается старое и новое. Не является он и "подготовительным" по отношению к последующей "устойчивой" культурной эпохе: он ценен не только тем, что в нем обнаруживаются черты и тенденции, которые впоследствии разовьются и станут характерны для следующего периода. Напротив, переходный период обладает своим собственным "лицом", своим специфическим характером.

Качественные изменения, происходящие во всем строе культуры в этот период, наблюдаются и в искусстве. Обладая способностью самодвижения, искусство в то же время культурно-исторически обусловлено, тесно связано с самосознанием той или иной культурной эпохи; генерируя новые ценности, "прорываясь" в будущее, оно воплощает также и наличное состояние культуры. Русское искусство XVII в. отражает сложную культурную ситуацию, создавшуюся на рубеже Средневековья и Нового времени. Это период активного поиска, зарождения художественной целостности нового типа, формирования нового художественного мышления, проявляющегося как в системе стилистических принципов композиции, так и в отношении к искусству, в понимании его места и значения в жизни человека.

XVII в. является "переходным" и для одной из составляющих художественной культуры - музыкальной, понимаемой здесь как совокупность музыкальных произ-

Гунина Ольга Владимировна - аспирантка Российского государственного гуманитарного университета.

ведений, музыкальной теории и музыкально-эстетических представлений1. Начало "переломного этапа" пришлось на середину века, когда в Россию с Украины было завезено партесное пение. Этот новый стиль церковно-певческого искусства нес с собой и новый эстетический идеал, новый способ восприятия музыки. Успешное распространение партесного пения в Московском царстве свидетельствует о своего рода "эстетическом повороте" в русской музыкальной культуре. Постепенно утверждалось иное, отличное от средневекового, отношение к музыке, к ее месту и роли в жизни человека.

* * *

Переходный период от Средневековья к Новому времени стали исследовать как отдельный, качественно своеобразный этап русской культуры сравнительно недавно; ранее он характеризовался по-разному в зависимости от подхода исследователя к анализу истории России (собственно говоря, этот период не укладывается непосредственно в рамки XVII в. - его временные границы неопределенны и размыты). В последние десятилетия в Москве проводятся научные конференции по проблемам русской культуры второй половины XVII - начала XVIII в. (Филевские чтения), в которых участвуют российские и зарубежные специалисты различного профиля [Филевские... 1993]. В 2002 г. в Институте человека РАН состоялась конференция "Человек между Царством и Империей: культурно-исторические реалии, идейные столкновения, рождение перспектив", центральной темой которой стало изучение человека во всех его ракурсах в переходный период [Человек. 2003]. Таким образом, можно говорить о выработке единой научной концепции в изучении данного периода. И в качестве одной из характерных тенденций его культуры выделяется процесс секуляризации, или обмирщения, культуры.

"Секуляризация" - понятие, широко применяемое для характеристики социокультурных сдвигов, происходящих в XVII в. как в целом, так и в отдельных сферах культуры: литературе, изобразительном искусстве, музыке и пр. Оно связывается обычно с нарастающим кризисом средневекового религиозного мировоззрения, который был обусловлен и имманентными закономерностями русской культуры, и западноевропейскими влияниями2. При этом следует заметить, что кризис средневековой религиозности не есть кризис религиозного мировоззрения вообще. Так, некоторые исследователи предлагают видеть в обмирщении не упадок веры, а «.преодоление свойственной средневековой эпохе бинарности культуры, то есть четкого деления человеческого опыта на две сферы, из которых одна, непосредственно связанная с религиозной медитацией, представлялась сферой высших, непреходящих ценностей, сферой священного (сакрального), а "мирское" - или чем-то значительно менее ценным, или вовсе имеющим отрицательную ценность» [Вайгачев, 1991, с. 51]. Кроме того, говоря о возникновении новых явлений в культуре XVII в., необходимо помнить о роли церкви в этом процессе: ведь почти все новое, что возникало в этом столетии, появлялось именно в сфере влияния церкви или хотя бы с ее санкции. Большая часть ведущих деятелей культуры носила духовные звания, а монастыри (например, Заиконоспасский и Чудов или же обители, основанные Никоном) занимали не последнее место в формировании и распространении новшеств.

В то же время до XVII в. можно говорить о нераздельном существовании культуры и веры: считается, что древнерусская культура - это культура достаточно цело-

1 Рассматривается в первую очередь профессиональное музыкальное искусство, то есть искусство церковно-певческое.

2 Влияние западноевропейской культуры (в первую очередь через Польшу и Украину) сыграло определенную роль в трансформации русской культуры XVII в. Однако не следует переоценивать его значения, лишь им объясняя все изменения в русской культуре.

стная, сочетающая в себе в сложном синтезе светские и церковные элементы. К ней приложимы такие характеристики, как каноничность, соборность, анонимность. Культура же Нового времени разделяется фактически на две культуры: светскую и религиозную (духовную). Причем вера и все связанное с церковью становится все более узким сектором, область же светской культуры расширяется, утверждаясь в центре культурной и общественной жизни. Таким образом, в XVII в. происходит, можно сказать, выделение собственно "культуры" и собственно "веры": ".культура добилась автономии и стала самодовлеющей силой, то есть неким свободным феноменом, регулирующим общение между людьми" [Панченко, 1984, с. 41]. Культура, в которой утверждаются тенденции к секуляризации, во многом утрачивает качества, присущие древнерусской культуре, лишается целостности и духовного единства. В ней исподволь усиливаются рациональные, утилитарные элементы, постепенно начинающие доминировать над сферой веры.

Кризис средневекового религиозного мировоззрения сопровождался и секуляризацией эстетического сознания, что выражалось в его переориентации от "вечного" небесного мира к обыденной, быстротекущей земной жизни: видимый, чувственно воспринимаемый мир оказывался теперь достойным не меньшего внимания, чем сфера "невидимого". Этот "эстетический поворот" особенно характерен для художественного мышления.

Как известно, большинство видов древнерусского искусства были так или иначе связаны с организацией церковного культа, сердцевина которого - богослужение -высший синтез разнородных художественных сфер. В этом синтезе, где ".все сплетается со всем" [Флоренский, 1996, с. 210], участвуют живопись, архитектура, музыка, декоративно-прикладное искусство.

Как заметил Д. Лихачев, для Средневековья характерно единство художественного стиля, пронизывающее древнерусское художество: оно было традиционным, существовало благодаря некой "эстетической негибкости" людей того времени, которая, ".с одной стороны, способствовала проведению в жизнь единого стилистического начала, а с другой стороны, закрывала людям своего времени пути к овладению и пониманию других стилей, других культур, а также индивидуального начала в творчестве" [Лихачев, 1987, с. 203]. "Стиль эпохи", единый для всех искусств и для своего времени, вызывал к жизни такие характеристики средневековой культуры, как каноничность, анонимность, соборность.

В XVII в. "храмовый синтез искусств" распадается, утрачиваются какие-то глубинные связи, соединявшие искусство и другие области культуры в единую целостность, отдельные виды искусств начинают формировать свою собственную внутреннюю структуру. Художественное творчество постепенно обретает самоценность, все явственнее выходит за рамки средневекового канона, превращается практически в обыкновенное ремесло, тогда как в Древней Руси ему придавался смысл сакрального действа. Теперь же на передний план выдвигается требование не благочестия, а мастерства.

Отличительные особенности русской художественной культуры XVII в. - стремление к декоративности, пестроте, дробность форм, яркие и контрастные решения композиций, внутренний динамизм и пр. Все это - характерные черты стиля барокко3. Постепенно оттесняются на второй план такие главнейшие качества древнерусской художественной культуры, как глубокая духовность, софийность. Это усиление собственно эстетического начала можно обнаружить и в литературе, и в живописи, и в декоративно-прикладных искусствах, и в музыке: "Равновесие между религиозными и эстетическими ценностями, характерное для классического русского Средневековья, нарушается в сторону эстетического компонента, за счет которого культура пытается ликвидировать возникающий дефицит духовности" [Бычков, 1995, с. 418].

3 Относительно русского барокко XVII в. нет однозначного мнения: разные ученые по-разному оценивают его содержание или вообще отказывают ему в существовании в этот период.

Итак, XVII в. открывается новым темам, идеям, явлениям и пр., не всеми, может быть, замечаемым и уж, конечно, не всеми

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком