научная статья по теме Этика ответственности: происхождение и тенденции концептуальной эволюции Биология

Текст научной статьи на тему «Этика ответственности: происхождение и тенденции концептуальной эволюции»

Б01: 10.12731/wsd-2014-7.1-15 УДК 17+ 159.947.23

ЭТИКА ОТВЕТСТВЕННОСТИ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ

Соколов В.М., Стовба А.В.

Одним из значимых социально-этических ориентиров развития современного общества и человека является феномен ответственности. В статье рассматриваются концептуальные подходы в исследовании различных типов этических теорий ответственности. Пределы ответственности раздвигались по мере усложнения социально-исторических форм человеческого существования и особое звучание приобрели в современную эпоху. Проблематика ответственности и различные ее проявления в современном мире становится весьма актуальной. Осознание социальной значимости и опасности возросших возможностей человеческой деятельности актуализировали исследования в области этики и одновременно усилили интерес к поискам принципиально новых концепций ответственности. Тенденции развития человеческой цивилизации в ее ценностных основаниях привели во второй половине ХХ века к выделению этики ответственности в особую сферу морально-этических знаний. Кроме того нашей задачей было показать особенности трансформации этики ответственности на разных этапах ее развития до поисков

биоэтического императива ответственности в настоящее время.

Ключевые слова: этика ответственности; современные концепции ответственности; биотехнологии; биоэтический императив ответственности.

TYE ETHICS OF RESPONSIBILITY: ITS ORIGIN AND THE TENDENCIES OF THE CONCEPTUAL EVOLUTION

Sokolov V.M., Stovba A.V.

One of the most significant socio-ethical guidelines for development of the modern society and the man is the phenomenon of responsibility. The article deals with the conceptual approaches in the study of different types of ethical theories of liability. The limits of liability are moved apart as the complication of the socio-historical forms of the human existence and nowadays have become especially significant. The issues of liability and its various manifestations in the modern world are becoming very relevant. The awareness of the social importance and danger of increased human activity stimulated the researches in the field of ethics and simultaneously strengthened the interest to the search of the fundamentally new concepts of responsibility. In the second half of the 20th century the trends in the development of the human civilization in its valuable bases led to the selection of the ethics of responsibility in a special sphere of ethical knowledge. In addition, our task was to show the peculiarities of transforma-

tion the ethics responsibility at different stages of its development up to the searches of bioethical imperative of responsibility at the present time.

Keywords: ethic of responsibility; modern concept of liability; biotechnology; bioethical imperative responsibility.

В центре современной системы ценностных координат общества и человека можно, пожалуй, выделить важнейшее качество -ответственность. Задача настоящей статьи - представить в общих чертах ход эволюции и тенденции развития данного феномена сквозь призму складывающихся подходов в дискурсе этики ответственности. Моральный и социально-философский феномен ответственности носит во многом партикулярный характер, т.е. возникает в качестве поисков адекватных ответов на складывающиеся обстоятельства и вызовы эпохи; развивается и видоизменяется в зависимости от специфических потребностей человека и общества в ту или иную эпоху.

Следует отметить, что предпосылки поисков ответственных способов жизни и деятельности человека имеют давние исторические традиции в западноевропейской этико-философской мысли, восходящие к работам Сократа, Аристотеля, Гиппократа. Все древние философы-моралисты требовали от человека не более того, что позволяла его природа, поэтому в своих учениях завещали нравственное (внутреннее) самосовершенствование человека, а по отношению к внешней среде призывали к предельно ответственным способам жизни и поведения. Их этико-норматив-ные системы придавали духовную осмысленность жизни, служили сокровенными ориентирами в построении правильных, ответственных способов бытия человека.

Пространство и потребность ответственного поведения человека неизменно расширяется от века к веку и обнаруживается в каких-то новых формах и проявлениях. Весьма показательным является то, что развитие представлений об ответственности как этическом феномене всецело относится к прошлому веку и шло по нарастающей траектории. В контексте перехода от традиционного к современному обществу с имманентно присущим ему интенцией развития материального производства и экономических отношений тема ответственности приобретает новое звучание. Начиная примерно с середины ХХ века понятие «ответственность» становится актуальным и оказывается в центре внимания философской мысли. Это связано прежде всего с тем, что прогресс человечества стал оцениваться с точки зрения уровня технологического приложения, так как изначально изобретение технологии мыслилось источником общественного развития, повышения качества жизни человека.

Распространение научных открытий и материализация идей происходит с такой ошеломляющей быстротой, что намного опережает духовно-нравственное развитие человека. С превращением науки и техники из средства деятельности в субстанцию создается особый, как бы идущий на смену биосферы новый технически контролируемый мир - технобиосфера. Становление информационно-технологической цивилизации сопровождается ростом социокультурных проблем и нарастанием антропологической напряженности. Отмечаемый многими исследователями кризис ценностно-мировоззренческих установок современного общества во многом обусловлен его научно-технологическим развитием, которое в значительной мере меняет представление

о природе, человеке и технике. Так, например, Э. Демиденко считает, что начался новый антропосоциальный процесс интеграции человека и техносферы, формирования биотехносоциального существа в человеческом облике [4, с. 108].

В своих футуристических прогнозах философы и ученые рисуют картину ужасного постчеловеческого будущего, где нано-роботы и наномашины, выйдя из-под контроля в считанные дни уничтожают всю биологическую структуру Земли. Критически мыслящие ученые и философы видят в этом большую угрозу существованию самого человека и ставят вопрос о восстановлении нарушенного равновесия между техносферой и биосферой. Как отмечает российский философ В. Кутырев: «Человеческая деятельность достигла мега- и наномасштабов. Она превысила сферу жизни и стала определяться мощью постчеловеческого разума. Передовой отряд цивилизации втягивается в процесс инобытия, что проявляется в его влечении к Ничто, mortido и трансгуманизму» [9].

Эта же мысль остро звучит в статье одного из основателей и ведущего разработчика Sun Microsystems Била Джоя, «Почему мы не нужны будущему» [18], который полагает, что объединение нанотехнологий, искусственного интеллекта и биотехнологий может стать причиной смертельной опасности для будущего человечества. В этих обстоятельствах со стороны ученых, философов, религиозных деятелей высказываются разные точки зрения по поводу внедрения биотехнологий. В опубликованной инструкции Папы Римского Бенедикта XVI, определяющей биоэтические принципы католической церкви, - «Dignitas Personae» -обращается к человеческой личности как ценностной мере и гра-

нице, которая должна стать преградой для исследований в области стволовых клеток, нередко требующих гибели эмбрионов человека[17].

Достижения в области молекулярной биологии и биотехнологии заложили основы новой медицины и можно сказать революционизировали медицинскую науку. То, что казалось в медицинской науке фантастическим вчера, уже сегодня постепенно внедряется в реальную жизнь. Новейшие биотехнологические достижения ведут к тому, что объектом изменения становится уже не внешняя природа, а биофизическое строение человека. Передовые медицинские технологии в области генной инженерии, по мнению специалистов, невозможно удержать в рамках медицинской терапии. Автор книги «Генетически модифицированные атлеты»[20] Энди Миа провел специальный анализ того, какие негативные последствия могут возникнуть в результате практического применения генной инженерии, причем не только в спорте, но и повседневной жизни миллионов людей. Энди Миа пришел к выводу, что развитие биомедицины не только расширяет возможности человека, но и ставит вопрос о сущности человечности (humanness), которая рассматривается как условие самоидентичности человека.

Многие философы и политики сосредоточены сегодня на проблеме психологического воздействия на сознание и поведение, медикаментозного, генетического и других способов вмешательства в естественную природу человека. Этой проблеме специально посвящена книга американского философа Ф. Фукуямы «Наше постчеловеческое будущее» [14], где автор обсуждает систему последствий в недалеком будущем от экспериментов по измене-

нию человеческой природы. В рамках этой программы производятся опыты по клонированию людей, производство генетически модифицированных продуктов питания и прочей биотехнологии. Биогенетическая угроза, по мнению философа, оказывается гораздо сильнее других, поскольку нацелена на последний оплот, в котором нуждается человек для своего самоудостоверения: «В конечном счете, биотехнология принесет нам утрату нашей человеческой сущности - то есть важного качества, на котором держится наше ощущение того, кто мы такие и куда идем» [14, с. 147].

Все эти вопросы ложатся в основу дискурса биоэтической тревоги, требуют учета, оценки степени риска и ответственности за будущее человеческого существования. Как отмечает в этой связи Б.Г. Юдин, алармистские сценарии «постчеловеческого будущего», которые рисует Фукуяма и другие философы, выглядят довольно мрачными и «при этом некоторые из тенденций такого развития событий уже реализуются» [16, с. 18].

Действительно можно согласиться с этой точкой зрения, а именно в том, что на тему неуклонного нарастания экологического, антропологического кризиса и других глобальных проблемах бе

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком