научная статья по теме ЭТИМОЛОГИЯ И ОНТОЛОГИЯ ПОНЯТИЯ «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО» В РОССИИ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ЭТИМОЛОГИЯ И ОНТОЛОГИЯ ПОНЯТИЯ «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО» В РОССИИ»

ТЕОтЯШшсттЯттгтютвжптвт

Филиппова Ж. Д.

ЭТИМОЛОГИЯ И ОНТОЛОГИЯ ПОНЯТИЯ «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО» В РОССИИ

Анализируется этимология и онтология понятия «гражданское общество» в России. Ключевые слова: гражданское общество, развитие исторических концепций гражданского общества, предпосылки возникновения и развития институтов гражданского общества в России.

Filippova J. D.

ETYMOLOGY AND ONTOLOGY OF THE CONCEPT OF «CIVIL SOCIETY» IN RUSSIA

The article analyzes the etymology and ontology of the concept of«civil society» in Russia. Keywords: civil society, the development of historical concepts of civil society, the preconditions for the emergence and development of civil society in Russia.

Слово «civitas» (от латинского civis - «гражданин») обозначает гражданскую общину, члены которой были субъектами римского гражданского права (ius civile).

Слова «civitas», «civis», «ius civile» имели синкретичный (слитный) смысл, без различения их политических и неполитических значений1. По мнению В. С. Нерсесянца, неполитическое значение вышеуказанных слов сохранилось в терминах «гражданское общество», «гражданское право», а политическое значение - в термине «гражданин».

Античные философы Платон, Аристотель и Цицерон использовали понятие «гражданское общество», обозначая сложившиеся в Древней Греции и Древнем Риме общественные системы.

Согласно трудам французского исследователя Д. Кола, впервые термин «гражданское общество» был упомянут во II в. до н.э. в «Политике» Аристотеля: «...Прежде чем определить, что есть государство, необходимо выяснить понятие "гражданин", ибо государство есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское общество»2.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что исследование проблем гражданского общества восходит к античной философской мысли.

Понятие «гражданское общество» было категорией юриспруденции в период Античности, в политической философии Средневековья - отражало отличие от религиозных институтов, а в XVI в. - от природного, естественного состояния. С XVII в. это понятие начинает вбирать в себя отдельные черты его современного содержания. Причем, по мнению Л. Ю. Гру-дициной3, порой содержание совпадает с названием, как у А. Фергюсона в «Очерках истории гражданского общества», или, напротив, как у А. Смита, без упоминания термина «гражданское общество» с достаточной полнотой отражаются его сущностные характеристики: общество с выраженной частной активностью, отличное от семьи, отстоящее от государства.

Устойчивое употребление термин «гражданское общество» приобрел в XVIII в.

Гражданское общество - это «употребляемое в особом смысле некоторыми юристами обозначение совокупности лиц, которые в данное время и на данной территории участвуют в образовании гражданского права. Член гражданского общества выступает или в качестве субъекта гражданских

Филиппова Ж. Д.

прав, или в качестве власти (законодательства и суда), которая по призыву субъектов защищает их права»4.

Представляется интересной точка зрения О. Г. Румянцева, рассматривающего гражданское общество в концепции конституционного строя России. По его мнению, существуют три начала гражданского общества - индивид, коллектив, цивилизованная власть. Само понятие «гражданское общество» он рассматривает как микромир конституционной модели, повторяющий указанное взаимодействие «на собственном этаже»5.

О. Г. Румянцев полагает, что проблема гражданского общества сводится к предотвращению форм организаций, в том числе государственных, при которых внутренние интересы членов общества подменяются внешними интересами аппарата6.

В. Д. Зорькин и В. А. Кикоть рассматривают гражданское общество как необходимый и рациональный способ социального существования людей, основанный на разуме, свободе, праве и демократии. В нем создается реальная возможность для самореализации личности и человеческих коллективов и тем самым устанавливается оптимальная мера вмешательства в экономический, социальный и духовный процесс7.

По мнению О. Е. Кутафина, «в условиях традиционной неразвитости институтов гражданского общества в нашей стране необходимо конституционное закрепление основ их свободного саморазвития»8.

Л. Карпов отмечает, что гражданское общество «есть совокупность независимых от государства производителей, а также саморегулирующихся организаций вроде профсоюзов, политических партий, культурных организаций, научных ассоциаций, а также семьи и церкви»9.

Е. Н. Гуренко и О. И. Шкаратан говорят о гражданском обществе как «системе общественных институтов», «особой сфере социального общения, сплачивающей людей в сообще-

1 Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства: Учебник. - М.: Норма-Инфра-М, 1999. - С. 279.

2 Аристотель. Политика. - М., 1965. - С. 5.

3 Грудицина Л. Ю. Исторические особенности возникновения и

развития гражданского общества в России // Законодательство и

экономика. - 2009. - № 6.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - СПб., 1992. - С. 97.

Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России. - М., 1994. С. 75.

Калашников С. В. Конституционные основы формирования гражданского общества в Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2001. - С. 35, 36.

Зорькин В. Д., Кикоть В. А. Новая Конституция - путь к свободе. -М., 1995. - С. 4.

Государственное право Российской Федерации / Под ред. О. Е. Кутафина. - М., 1993. - Т. 1. - С. 78.

Карпов Л. Россия и правовое государство // Свободная мысль. -1992. - № 9. - С. 24.

4

5

6

7

8

9

Филиппова Ж. Д.

ство на основе добровольных связей независимо от экономических отношений и обладающей собственными функциями: выражать различные общественные интересы, опосредовать отношения между личностью и государством, ограничивать всемогущество последнего»10.

В отечественной юридической литературе отмечается, что гражданское общество - это комплексное явление, регламентированное нормами не только права, но и морали, обычаями, содержание которого определяется историческим опытом, национальными традициями и уровнем развития демократии11.

Три различных подхода к развитию исторических концепций и практических моделей гражданского общества эпохи Возрождения и Нового времени возникли на основе различных положений и опыта.

Первый уходит вглубь южноевропейской традиции с первыми зачатками гражданского общества в итальянских городах-государствах времен Ренессанса. Эта традиция хорошо выражена в трудах Н. Макиавелли.

Второй связан с континентально-европейской традицией, формировавшейся под влиянием немецкого культурного круга. Появлению свободного гражданина во многом способствовала гильдия как одна из первых форм объединения ремесленников и торговцев, как форма ассоциаций, защищавших их от произвола государства и оказавших влияние на процесс управления городами.

Третий - либеральная англо-американская традиция (Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Смит, Т. Пейн, А. Токвиль, Д. Милль), внесшая большой вклад в разработку концепции гражданского общества.

По мнению отечественных ученых, развитие гражданского общества задержалось в Восточной Европе, России и странах СНГ.

Одни исследователи видят основания российского гражданского общества в крестьянской общине, православной идеологии и, следовательно, требуют восстановления соборности, общинности и других присущих только славянам черт, существовавших до октября 1917 г. Другие считают, что гражданского общества в пространствах Российской империи и СССР не существовало и его нужно создавать впервые.

По мнению Л. Ю. Грудицыной, особенности зарождения12 гражданского общества в Европе и России были разными. Наиболее значимые из них:

- территория Российской Федерации, ее протяженность;

- государственное централизованное начало, усиливавшееся от центра к периферии, где губернатор был «больше, чем государь»;

- неразвитость в России рынка при господстве крестьянской общины и подавляющей доле крестьян в составе населения;

- недостаточное развитие частной собственности, стимулов сельскохозяйственного труда, предпринимательства;

- общинность и реформы, задумывавшиеся «сверху».

Б. Н. Чичерин, Е. Н. Трубецкой, П. И. Новгородцев, С. Л. Франк и др. рассматривали комплекс европейских идей о гражданском обществе, уделяя особое внимание его правовым аспектам. В своей трактовке гражданского общества они были оригинальны: в отличие от европейских авторов делали акцент не столько на правах, сколько на обязанностях личности по отношению к общественному целому, которое зависит именно от солидарности и взаимодействия граждан.

10 Гуренко Е. Н., Шкаратан О. И. От этатизма к становлению гражданского общества // Рабочий класс и современный мир. -1990. - № 3. - С. 154, 155.

11 Новая Конституция России: два проекта // Конституционный вестник. - 1993. - № 16. - С. 1-25.

12 Черниловский З. М. Гражданское общество: опыт исследования // Государство и право. - 1992. - № 6. - С. 47.

Одной из концептуальных предпосылок возникновения и развития институтов гражданского общества в России можно указать наличие в составе органов государственной власти Киевского государства народного собрания (вече), о роли которого в отдельных российских землях до сих пор в современной историко-правовой науке ведутся научные споры. В. И. Сергеевич полагал, что деятельность веча в древнерусских городах ограничивалась призванием князя, законодательной функцией, объявлением войны и заключением мира13. Эту позицию в основном разделяет И. Я. Фроянов. Он считает, что в XI в. вече на Руси ведало вопросами войны и мира, санкционировало сборы средств для военных предприятий, меняло князей14. Однако И. Я. Фроянов не включает в компетенцию веча такую важную функцию, как законодательная, поскольку, по его мнению, относящиеся к XI в. летописи рисуют вече как верховный демократический орган власти, развивавшийся наряду с княжеской властью.

В гражданском обществе усматривается не естественное состояние свободы, но исторически складывающееся устройство нравственной жизни, охватывающее, по мнению И. Я. Фроянова и А. Ю. Дворниченко, «экономику, общественные группы давления и институты, ответственные за испо

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком