научная статья по теме ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИК РОССИИ (КАРЕЛИЯ, ТАТАРСТАН, ЯКУТИЯ) Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук

Текст научной статьи на тему «ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИК РОССИИ (КАРЕЛИЯ, ТАТАРСТАН, ЯКУТИЯ)»

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, 2007, том 77, № 12, с. 1118-1126

ИЗ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

Авторы публикуемой ниже статьи анализируют результаты социологического исследования, проведённого в рамках проекта "The quest for Ethno-National Identity: Positive and Negative Effects". В ходе опросов выявлялась этническая идентичность населения ряда российских республик, устанавливались факторы, влияющие на её формирование, проблемы межэтнической коммуникации.

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИК РОССИИ

(КАРЕЛИЯ, ТАТАРСТАН, ЯКУТИЯ)

В. А. Прохода, В. В. Рязанцев

Опрос, о котором пойдёт речь, проводился Центром социологических исследований МГУ им. М.В. Ломоносова в 2005 г. методом личного интервью (£асе-КЛж:е) среди городского населения Башкирии, Карелии, Коми, Татарстана и Якутии. В каждой республике опрашивались представители титульного этноса и русские. Они же опрашивались и вне республик: в Москве (русские и якуты), Пермском крае (русские и коми), Саратовской (русские и татары), Тверской (русские и карелы), Челябинской (русские и башкиры) областях. Общее число респондентов - 4858 человек.

Далее будут рассмотрены установки представителей четырёх национальностей - карел, русских, татар и якутов, проживающих на территории Карелии, Татарстана и Якутии. Выбор этих республик, различающихся по географическому положению, величине территории, специфике эко-

Авторы работают в лаборатории изучения общественного мнения Института комплексных исследований образования МГУ им. М.В. Ломоносова. ПРОХОДА Владимир Анатольевич - кандидат социологических наук, старший научный сотрудник. РЯЗАНЦЕВ Вячеслав Викторович - кандидат социологических наук, старший научный сотрудник.

номической жизни, обусловлен особенностями национального состава их населения. Мы исходили из того, что формирование идентичности связано с гетерогенностью/гомогенностью этнического окружения, а также со статусом, который имеет этнос в региональном сообществе (этническое большинство/меньшинство). В Татарстане большинством является титульный этнос - татары, русские - вторые по численности. В Карелии подавляющее большинство - русские, а карелы составляют меньшинство. Наконец, в Якутии соотношение русских и якутов примерно одинаково.

На механизмы идентификации людей существенное влияние оказали социо-этно-политиче-ские процессы, происходившие последние 15-20 лет и затронувшие практически все регионы страны. К их числу относятся повышение статуса бывших российских автономий, а также появление в республиках РФ национальных политических элит, оказавшихся на "гребне волны" благодаря усилиям местного электората.

После распада Советского Союза в политической жизни республик России актуализировалась тема их политического статуса, республиканского гражданства и этномобилизационных возможностей языка титульных народов. А поскольку ситуация менялась стремительно, у республиканских лидеров практически в одночасье вырос и наполнился новым содержанием политический вес. Всё происходившее было важно и для населения. Осознание себя гражданами высокостатусной, имеющей все атрибуты независимого государства республики становилось для людей, прежде всего принадлежащих к титульному этносу, важнейшим элементом гражданской идентичности. У них появилось и стало укрепляться консолидированное "мы", основанное на очень важном для каждого человека позитивном образе своего этноса и места своего проживания.

Борьба за достижение и удержание политической власти в республиках базировалась на политическом мифе о сложностях во взаимоотношениях с федеральным центром. Драматизация этого мифа позволила создать соответствующий имидж борца за республиканские и этнические интересы многим политическим лидерам.

Заняв свое место в массовом сознании населения, эта тема продолжает оставаться актуальной, несмотря на кардинальные перемены, произошедшие во взаимоотношениях Москвы и республик. Этнокультурные различия титульного и нетитульного населения, экономические, политические и правовые границы республиканской самостоятельности, межнациональные отношения продолжают влиять на эволюцию этнической и гражданской идентичности людей.

Под этнической идентичностью обычно понимается осознание "представителями одного этноса единства своего происхождения, традиций, ценностей, верований, исторической преемственности" [1, с. 54]. Изучение этого феномена особенно актуально в условиях, когда на мировое развитие всё большее влияние оказывает процесс глобализации. Противоречивость данного процесса, неприятие связанных с ним явлений (массовая культура, экономические интервенции, неравноправный экономический обмен и т.д.) зачастую проявляются в стремлении людей подчеркнуть свою самобытность прежде всего путём этнической мобилизации.

Для населения бывшего СССР в условиях общего кризиса социальной идентичности, исчезновения институционального содержания категории "советский человек", изменений в межэтнических отношениях резко возросла роль этнического фактора.

Этноидентичность может принимать самые разные формы - от негативной до позитивной, от моно- до множественной идентичности, от гипо-до гиперидентичности. Доминирование в общественном сознании тех или иных её форм можно рассматривать в качестве индикатора социального самочувствия различных этнических общностей, позволяющего судить об уровне этнической напряжённости, прогнозировать очаги потенциальных межэтнических конфликтов. Всё это имеет особое значение в условиях такой многонациональной страны, как Россия.

Отбор респондентов, представляющих ту или иную этническую группу, осуществлялся с помощью вопроса: "Человеком какой национальности вы себя считаете?". Поскольку в некоторых случаях такая формулировка позволяет зафиксировать только так называемую декларируемую идентичность, которая проявляется в "самоназва-

нии" и зависит от социального контекста [2], задача обнаружения этнической идентичности потребовала дополнительных вопросов. Так, устойчивость (этническая константность) и непротиворечивость этнической идентичности проверялась путём выявления степени согласия/несогласия опрошенных, вне зависимости от их национальности, с двумя суждениями: "Я представитель карельского/татарского/якутского народа"; "Я представитель русского народа".

Оказалось, что в сознании некоторой части респондентов имеет место так называемая усложнённая идентичность, когда опрошенные не смогли относительно чётко определиться со своей принадлежностью к той или иной этнической группе. Наибольший процент чётко определившихся с идентичностью респондентов зафиксирован среди татар. Среди респондентов, указавших в качестве своей национальности "татарин (-ка)", уверенно идентифицируют себя с татарским народом 90.1%, одновременно относят себя к русскому народу 11.5%. Двойственность идентичности характерна для карелов (с карелами - 87.3%, с русскими - 57.3%), якутов (с якутским народом -79%, с русскими - 21%), а также для русских. В Татарстане относительно уверенно считают себя представителями татарского народа 9.1% людей, относящих себя к русским; с карельским народом идентифицируют себя 17.2% русских в Карелии, с якутским - 15.8% русских в Якутии.

Интересно отметить, что процент русских с устойчивой идентичностью в республиках и ненациональных субъектах Федерации существенно не различается. Относят себя к русскому народу 92.5% русских в Татарстане (96.9% в Саратовской области), 93.1% русских в Карелии (93% в Тверской области). Исключением является, пожалуй, Якутия, где только 78.6% русских идентифицируют себя с русским народом, тогда как в Москве -92.7%.

Оценивая непротиворечивость этноидентич-ности респондентов, было бы некорректно ограничиваться только рассмотрением её линейной биполярной модели. Мы разделяем подход, согласно которому индивид с разной степенью интенсивности может идентифицировать себя как с одной, так и одновременно с двумя и более этническими общностями [2].

Для выявления возможных типов этнической идентичности использовалась процедура иерархического кластерного анализа. Кластеризация проводилась по двум переменным ("Я представитель татарского/карельского/якутского народа"; "Я представитель русского народа") для каждой республики, отдельно для русских и представителей титульного этноса. Полное согласие с выска-

зыванием кодировалось 5 баллами, полное несогласие - 1 баллом.

Выявленная типология оказалась универсальной и повторилась у представителей различных этносов практически во всех рассматриваемых республиках1. В то же время в каждой из республик пропорциональное соотношение кластеров имеет свои особенности.

Интересно распределились по кластерам карелы. Для них в большинстве своем (65.4%) характерна идентичность одновременно с двумя этносами - карелами (средний балл по кластеру - 4.87) и русскими (4.51), что позволяет говорить о чётко выраженной биэтнической идентичности. Согласно распространённому мнению, именно такая идентичность наиболее благоприятна для этнического меньшинства в полиэтническом сообществе. Лишь у 27.7% респондентов имеет место классический вариант этнической идентичности, то есть моноэтническая идентичность со своей этнической группой (с карелами - 4.58; с русскими - 1.66).

Моноэтническая идентичность с русскими фиксируется у 5.3% подвыборки (с карелами -1.95, с русскими - 4.74). Такой тип, по мнению ряда исследователей, возможен, когда в полиэтническом сообществе "чужая группа расценивается как имеющая более высокий экономический, социальный и прочий статус, чем своя" [2, с. 272]. В последнем по численности кластере (1.7%) оказались респонденты со слабо выраженной идентичностью (с карелами - 1, с русскими - 1.17). По-видимому, в жизни этих респондентов этнический фактор играет второстепенную роль, что проявляется в этнической индифферентности. Возможно, в кластер оказались включены социально пассивные респонденты. Слабо выраженная идентичность может быть и следствием этнического нигилизма, проявляющегося в отрицании собственных культурных ценностей.

В Татарстане сравнительно больше доля респондентов, имеющих классическую моноэ

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком