научная статья по теме ЭТНИЧНОСТЬ И ФЕДЕРАЛИЗМ: ОПЫТ ЭФИОПИИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ЭТНИЧНОСТЬ И ФЕДЕРАЛИЗМ: ОПЫТ ЭФИОПИИ»

СТАТЬИ

ЭО, 2008 г., № 1 © Р.Н. Исмагилова

ЭТНИЧНОСТЬ И ФЕДЕРАЛИЗМ: ОПЫТ ЭФИОПИИ

Этничность - долгоиграющий фактор развития. В полиэтничных государствах проблемы межэтнических взаимодействий всегда будут одними из наиболее трудных. Причина этого вовсе не в существовании изначальных антагонизмов между разными этническими общностями, как это иногда объясняют, а в наличии социально-экономических и политических факторов: борьба за ресурсы, неадекватное государственное устройство, плохое управление, намеренная мобилизация этничности в политических, конфликтных целях.

В подавляющем большинстве многоэтнических государств мира (баски в Испании, ирландцы в Великобритании, постсоветские государства, оромо в Эфиопии, огони, иджо и другие народы в Нигерии и т.д. - это лишь некоторые примеры) существует радикальный этнический национализм, и государство пока что не может противопоставить ему формулы общественнного устройства, которые обеспечивали бы гражданское равенство независимо от этнической принадлежности, а этнокультурным общностям давали бы гарантии сохранения их культуры и справедливого участия в экономической, политической и общественной жизни (хотя на бумаге это декларируется).

Известно, что большинство африканских государств - не демократические и не эт-нократические. Они контролируются одной или несколькими группами, которые подчиняют своей власти (или стремятся к этому) другие и, в первую очередь, этнические меньшинства. Это порождает политическую мобилизацию этнических общностей, межэтническую напряженность и конфликты.

Требования этнических общностей равенства, участия в управлении на всех уровнях - неотъемлемая часть демократии. Таким требованиям отвечает федерализм, который не только обеспечивает институционные рамки для распределения и разделения политической власти, но возможность этническим общностям принимать участие в процессе принятия решений.

Сохраняющаяся этническая напряженность и конфликты во многих районах мира, агрессивный национализм - причины возрастания в последние десятилетия интереса как теоретического, так и практического, к проблемам самоопределения, государственного устройства, различным формам федерализма, автономии, включая культурную.

Опыт Эфиопии с населением 80,8 млн чел. (по данным ООН за 2007 г.), с ее мульти-культурализмом, который, я уверена, сохранится и в будущем, - очень важен для многих государств со сложным этническим составом.

Этнополитическая ситуация в Эфиопии как в прошлом, так и ныне является довольно сложной. Едва ли можно с большой долей достоверности назвать точное число этнических групп, населяющих Эфиопию. Согласно детальной переписи населения 1994 г., в стране насчитывалось более 80 этнических групп (The 1994 Census). Американский ученый Д. Левин приводит названия 135 различных этнических подгрупп (Le-vine 2000: 188-197). Самые многочисленные народы Эфиопии, по переписи населения 1994 г.,: оромо - 17 млн, амхара - 16 млн чел. Они составляют около 65% населения.

Роза Нургалиевна Исмагилова - доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, зав. Центром "Энциклопедия Африки" Института Африки РАН.

Амхаризация в прошлом, в период Хайле Селассие, была серьезной причиной неудовлетворенности, этнической напряженности и конфликтов между разными народами. До сегодняшнего дня в стране существует этническая стратификация. Самое высокое положение в обществе всегда занимали амхара. Ниже них на иерархической лестнице располагались не-амхарские народы: тыграй, оромо, гураге и другие. Еще ниже - омотские и нилотские народы (Shack 1973). На самой нижней ступени находились шанкелла, барейя, агау. Именно эти народы были источником рабов, начиная с XV в., и названия "шанкелла", "барейя" стали синонимом слова "раб". Эти группы населения традиционно рассматривались как парии (Pankhurst 1976: 41).

Господство тыграй после падения режима Менгисту является причиной недовольства многих этнических групп, и в первую очередь амхара, потерявших свое доминирующее положение, а также оромо, афар и др. (Abbink 1995; Walle Engdayehu 1993).

В последние годы некоторые политики выдвигают идею создания большого штата Тыграй путем присоединения к существующему штату тыграй, живущих в соседней Эритрее. Оромо, наиболее многочисленный народ страны, никогда не играли большой роли в управлении страной, и ныне их статус не изменился. Они разделены на несколько политических фракций, одна из которых - Фронт освобождения оромо - выступает за отделение от Эфиопии и создание независимого государства "Оромия".

Амхара - одна из наиболее привилегированных этнических групп. Однако существует разительный дисбаланс между общественным и экономическим положением амхара и их политической слабостью. Такая ситуация приводит к этнической мобилизации в целях достижения политической власти. Потеря ими господствующего положения в политике вызвала горечь и озлобление.

Сомали - небольшая по численности этническая группа. Но они населяют компактную территорию (Огаден) и открыто выражают свое недовольство существующим положением. Некоторые группировки сомали ("Аль-Иттихад аль-Исламия"), которые играют лидирующую роль в процессе этнической мобилизации, стоят на открыто се-цессионистских позициях. В настоящее время эфиопское правительство контролирует ситуацию в Огадене путем административных и политических мер. Однако, как полагают некоторые ученые, если соседнее государство Сомали объединится с главой ога-денского клана, стабильность в этом регионе Эфиопии едва ли сохранится (Szayna 2000: 214).

На межэтнические отношения также воздействуют этнические стереотипы, такие социальные структуры и институты, как профессиональные касты, домашнее рабство, иерархия кланов, которые продолжают существовать в Эфиопии, как и во многих странах Африки. До сих пор физический труд и ремесло (кузнечество, ткачество, крашение, обработка дерева и др.) считаются у некоторых народов унизительным занятием (Baker 1976; Lewis 1970; Shack 1964; Wolde Michael 1971).

Во время полевых исследований в Эфиопии в феврале-апреле 1992 г. я изучала сохраняющиеся традиционные структуры, такие как профессиональные касты, остатки домашнего рабства, система гада (традиционная социальная организация у оромо), этническая стратификация, этнические предрассудки и предубеждения и их роль в современном эфиопском обществе (Ismagilova 1994: 871-879).

Многие существующие стереотипы возникли в далеком прошлом. Они передаются из поколения в поколение, и не важно, какое высокое положение в обществе может занимать человек (даже в высших эшелонах власти), окружающие всегда помнят его предков рабов даже в седьмом поколении. По данным моих информантов, традиция по сей день считает потомков рабов людьми второго сорта.

В Эфиопии, как и в некоторых других странах (Конго-Киншаса, Ангола и др.), представители низших каст не имеют реальной власти, хотя и занимают высшие посты в партийных и государственных органах. Их просто-напросто игнорируют.

Этничность в Эфиопии проявляется в различных сферах - в деятельности партий, в функционировании правящих органов власти, в армии, в общественной и экономической жизни, в области культуры и т.д.

Ныне действующие в Эфиопии партии и организации в реальности выражают интересы той или иной этнической группы, хотя лидеры этих партий могут категорически отрицать это. Приведу лишь один пример: в 1994 г. в Эфиопии насчитывалось более 80 подобных организаций, партий и движений. Некоторые из них представляли интересы небольших этнических групп, например, Демократический фронт дауро, Демократическое движение мареко и др. Имелось 9 организаций сомали, созданных на клановой основе, 6 организаций оромо, несколько партий амхара и т.д.

Для большинства эфиопов их этническая принадлежность значит больше, чем общеэфиопская идентичность. На вопрос: "кто вы по этнической принадлежности?" ответ будет: "Я - амхара", "Я - гураге" и т.д. Эфиопия ни в коей мере не является исключением, поэтому в Нигерии на тот же вопрос вам ответят: "Я - йоруба", "Я - игбо" и т.д., в ЮАР: - "Я - коса", "Я - зулу".

Этничность, этнические чувства используются политиками в различных целях. Социальная дифференциация по этническим границам, неравный доступ к властным структурам, правовая и культурная дискриминация, сохраняющаяся этническая иерархия и негативные этнические предубеждения и стереотипы - причины возникновения напряженности и вместе с тем необходимые условия для этнической мобилизации.

Федерализм в Эфиопии. Одним из важных механизмов решения этнических проблем в полиэтнических обществах является такая форма государственного устройства, как федерация. Существуют две основных точки зрения, касающиеся принципа создания федерации: одни ученые и практики считают, что в ее основу должен быть положен этнический принцип, другие выступают за территориальный (с учетом или без учета этнокультурного фактора). Эти концепции отражают существующую реальность.

Как известно, в мире имеется два типа федераций: в одних в основу административно-государственного устройства положен этнический принцип (Индия, Нигерия, Югославия, Чехия и Словакия, бывший Советский Союз); в других (США, ФРГ, Бразилия, Мексика и др.) этот принцип отсутствует. В некоторых странах федерации нет, но выделены автономии (Испания, Китай и др.). Каждое федеративное государство имеет свои особенности. Они обусловлены степенью гетерогенности/гомогенности этнолингвистической структуры, разнотипностью политических и социально-экономических систем субъектов федерации и т.д. Общим признаком всех федераций является разделение полномочий между центральной властью и субъектами федерации.

Федерализм означает расширение полномочий субъектов федерации, утверждение в них гражданского равноправия для всех жителей, независимо от их численности и уровня развития.

Другой важный вопрос - представительство в высших органах власти как в центре, так и на местах. Должна ли учитываться существующая этническая структура или нет? По этому вопросу также нет единого мнения. Более того, вопрос об этническом составе правит

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком