научная статья по теме ЭТНИЧНОСТЬ И ВЛАСТЬ (СОЦИАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ В КАЗАХСТАНЕ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД) Комплексные проблемы общественных наук

Текст научной статьи на тему «ЭТНИЧНОСТЬ И ВЛАСТЬ (СОЦИАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ В КАЗАХСТАНЕ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД)»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

2008 • < 5

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Ж.У. КЫДЫРАЛИНА

Этничность и власть

(Социально-этнические конфликты в Казахстане в советский период)

Категории "национальное самосознание", "этничность" и "национализм" в современном мире не утрачивают своей актуальности и остроты. Более того, в нынешних условиях наблюдается значительное повышение роли этнического фактора в общественных процессах: мир полон социальных и политических конфликтов, начинавшихся и продолжающих развиваться по линиям этнических разломов. Отсюда вытекает необходимость, во-первых, постоянного учета властью и обществом данного фактора в целях обеспечения безопасности и стабильности, а во-вторых, извлечения уроков из советского прошлого, которое после тотального нигилизма 1990-х гг. в очередной раз становится объектом политического мифотворчества и присущих этому манипуляций.

Один из примеров такого рода - миф о том, что в Советском Союзе этнической конфликтности как социально значимого феномена якобы не существовало, а обострение межнациональных противоречий, переходящих в трения вплоть до вооруженной конфронтации, - результат демократического транзита и рыночных реформ.

В действительности межнациональные отношения в СССР всегда оставались зоной риска. Однако высшее партийно-государственное руководство, проповедовавшее учение о "пролетарском интернационализме" и успокаивавшее себя и общественность тезисом о единстве советского народа, зачастую не осознавало остроты и серьезности этнических проблем. Формулируя лозунги и тезисы о "дружбе народов", "расцвете и сближении культур", "стирании различий между нациями", "формировании новой исторической общности", советские идеологи стремились попросту абстрагироваться от острых сторон национального вопроса, предпочитая замалчивать связанные с ним проблемы. Идеология внушала, что данный вопрос в стране решен полностью и окончательно, а условия для межэтнических противоречий и конфликтов в ней отсутствуют. Поэтому документальные источники об этнических конфликтах в центре и союзных республиках, трактуемых как "отдельные националистические проявления", были строго засекречены, да и по сию пору значительный их массив все еще остается недоступным для исследователей. Поэтому обнаруженные мною в Архиве Президента Республики Казахстан (АП РК) и Специальном государственном архиве Комитета национальной безопасности Республики Казахстан (СГА КНБ РК) материалы по этнической ситуации в этой советской республике, во-первых, позволяют раскрыть механизмы нарастания этноконфликтного потенциала в обществе и характерные для соответствующей эпохи способы реагирования на это властей. Во-вторых, дают возможность деконструировать

Кыдыралина Жанна Уркинбаевна — кандидат исторических наук, доцент кафедры политических технологий Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан (Астана).

опасный в политическом плане миф о бесконфликтности общества, управляемого тоталитарными методами.

Я намеренно воздерживаюсь от описания ситуации в Алма-Ате в декабре 1986 г. -жестокого подавления выступлений казахской молодежи на площади им. Л. Брежнева, поскольку эти события, во-первых, получили объективную оценку, благодаря работе комиссии по их расследованию, созданной I Съездом народных депутатов СССР по инициативе казахского поэта М. Шаханова, поддержанной известными и авторитетными в стране людьми - А. Сахаровым, Б. Ельциным, Е. Евтушенко, Ч. Айтматовым и др. Во-вторых, это был, в первую очередь, конфликт союзной республики с союзным Центром, тогда как предмет моего исследования - этническая конфликтность внутри Казахстана.

Итак, реальная ситуация в Казахской ССР с начала 1950-х гг. - отнюдь не та идиллическая картина межнационального братства, которая наверняка знакома многим по художественным кинолентам об освоении целины. Естественно, начавшееся после смерти И. Сталина частичное улучшение политического климата в стране способствовало позитивным сдвигам в национальном вопросе и позиции центральной власти в ее взаимоотношениях с союзными республиками (как минимум, депортации целых народов в Казахстан прекратились). Тем не менее издержки политических решений Центра, принимавшихся без учета этнического фактора, были очевидны. И это приводило к раскручиванию спирали межэтнических конфликтов, что показала, в частности, целинная эпопея.

К моменту освоения целинных и залежных земель в северном Казахстане проживало неоднородное население, представленное казахами и спецпереселенцами - немцами, чеченцами, ингушами, крымскими татарами, турками-месхетинцами. Прибытие сюда значительного количества целинников - главным образом, русской и украинской молодежи, среди которой, помимо добровольцев было немало социально неустроенных людей, включая неоднократно судимых за уголовные преступления (АП РК. Ф. 708. Оп. 14. Д. 259. Л. 147-160), способствовало образованию в республике не менее трех линий потенциальной этнической напряженности.

Первая из них - конфликтность на бытовой почве между представителями различных национальных общностей. Ее первопричиной была не столько собственно межэтническая рознь, сколько социальная необустроенность и незащищенность участников целинной кампании. Поскольку эти сюжеты неоднократно описывались исследователями (см., например, [Поль, 2004]), я ограничусь краткой констатацией фактов. Официальные советские СМИ того времени описывали деятельность всесоюзных молодежных строек в восторженных тонах, тщательно скрывая от общественности реальную картину творившихся там безобразий. Бездушное отношение к судьбам приехавших людей, невыносимо тяжелые условия труда и быта (жизнь в палатках, антисанитария), плохая организация системы общественного питания, перебои в обеспечении питьевой водой, использование целинников на работах не по специальности, необеспеченность строительными материалами, несвоевременная выплата заработной платы и низкий ее уровень, - вот основные компоненты целинной эпопеи. Они-то и стали причиной крупных выступлений рабочих, например, в Темиртау 1 августа 1959 г., в ходе подавления которого 16 человек погибли, 50 - получили ранения. Или забастовка строителей элеватора в Павлодарской области (22 июля 1961 г.) из-за недельной задержки выплаты зарплаты, в результате чего люди были вынуждены питаться в столовой в долг под залог своих паспортов и комсомольских билетов (СГА КНБ РК. Ф. 9. Оп. 9. Арх. № 1. Л. 72; Л. 193).

Неудивительно, что в такой атмосфере легко вспыхивали бытовые ссоры, зачастую оборачивающиеся этнической микроконфликтностью. Хотя официальные сводки всегда стремились квалифицировать подобные случаи как чисто бытовое хулиганство, прикрывая его описания эвфемизмами типа "антиобщественные проявления", "массовые беспорядки" и т.п., отдельные документы фиксировали этническую принадлежность групп - участников противоправных действий. Например, когда речь шла об участниках массовой драки курсантов школы механизации и спецпереселенцев - чечен-

цев и ингушей (12 декабря 1954 г., с. Елизаветинка Акмолинской области). Точно так же "групповыми хулиганскими проявлениями" были названы столкновения в Павлодаре (23-24 мая 1964 г.) между молодыми рабочими-строителями треста "Промстрой" и местной казахской молодежью. Большинство таких конфликтов происходило в летне-осенний период - во время уборки урожая, когда в Казахстане появлялось особенно много "случайных" людей, приезжавших добровольно или направляемых на уборку (СГА КНБ РК. Ф. 9 Оп. 12. Арх. № 1. Л. 289-299). По мере налаживания жизни, укоренения на новом месте переселенцев из других регионов страны обстановка стала постепенно нормализовываться. Определенный эффект дали действия по поддержанию общественного порядка правоохранительными органами. Главным фактором обеспечения относительной стабильности в регионе стал переход от мобилизационных методов освоения целины к созданию там нормальных по советским меркам условий для жизни людей.

Начавшаяся после XX съезда КПСС политика реабилитации депортированных народов и восстановление некоторых их автономий, существовавших до Великой отечественной войны (балкарской, чеченской и ингушской, калмыцкой, карачаевской), стали первыми шагами в направлении хотя бы частичного восстановления исторической справедливости. Однако проведение этого курса не могло не спровоцировать ряд этнокон-фликтных ситуаций. Как только в 1956 г. со спецпоселенцев были сняты ограничения по передвижению, началось возвращение людей из мест ссылки на прежнее место жительства. Процесс возврата бывших ссыльных на родину не мог идти гладко хотя бы потому, что их домами и имуществом с 1944 г. пользовались, причем на законных для того времени основаниях, другие люди. Негативный сценарий развития событий усугублялся и тем, что "возвращенцы" и сменившее их население, как правило, относились к разным этносам. Например, к 1958 г, стало очевидным, что значительное количество сосланных вайнахских семей вынужденно остались в Казахстане, потому что часть территории ликвидированной Чечено-Ингушской АССР была передана Северной Осетии. Так что принятие 9 января 1957 г. Постановления ЦК КПСС и Указа Президиума Верховного Совета СССР о восстановлении этой автономной республики вызвало многочисленные жалобы и претензии всех, кого не удовлетворял произошедший территориальный раздел.

Закономерным следствием такого рода неурегулированности и логической незавершенности действий советского правительства по ликвидации последствий сталинской депортации стало нарастание конфликтности по линии противостояния репрессированных народов и местной власти, связанное с активизацией их правозащитной деятельности. Оно вылилось в растянувшуюся на долгие десятилетия борьбу за возвращение в места исконного проживания и восстановление автономий. Яркий тому пример - движение за полную реабилитацию советских немцев, с которых, как и с крымских татар, до Указа Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 1964 г. не было смыто клеймо предателей и изменников.

Скрытая дискриминация немцев местными властями и ощущение явной истори

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком