научная статья по теме Этноконфессиональные процессы в странах Востока в условиях модернизационного вызова современности Философия

Текст научной статьи на тему «Этноконфессиональные процессы в странах Востока в условиях модернизационного вызова современности»

В.Н. Шевелев доктор философских наук, профессор ИППК Южного федерального университета*

Этноконфессиональные процессы в странах Востока в условиях модернизационного вызова современности

В условиях сложной современности в целом ряде стран Востока в социальном пространстве модернизации как «способа справиться с проблемой современности» происходят крупномасштабные и противоречивые преобразования, затронувшие все элементы социального бытия. Однако современная социальная реальность Востока - это реальность, где не срабатывают имеющиеся индивидуальные и групповые практики. Тем самым постулат неопределенности оказывается соединенным с идеей модернизационного обновления, когда ослабление и/или дезорганизация общественных структур, отсутствие норм или ценностей, на которые индивиды могли бы ориентироваться в своей жизни, становятся основой распространения неадекватных форм реакции на окружающую реальность. Так образуется новая стилистика философского осмысления социального бытия и практик преобразований.

В восточных обществах в ходе модернизации социальный мир меняется непредсказуемо в рамках кризиса традиционных связей, утраты социокультурной идентичности индивидами и общностями, когда человек вынужден заново определять свое место в мире, находить или самостоятельно формировать адекватные поведенческие и коммуникативные структуры. Все это оказывает свое воздействие на этноконфессиональные процессы. Так, модернизация восточных обществ оказывается тесно увязанной с вызовом современности, в том числе с противоречивыми и конфликтными этноконфессиональными процессами'.

Современный этап мирового развития характеризуется формированием единого глобального пространства, связывающего различные культуры и народы. Одновременно существенным явлением становятся как бы противоположные тенденции - поиск путей самоидентификации в глобализирующемся мире, стремление народов сохранить свою уникальность и своеобразие, выражающиеся в культуре, языке, религии и возрождении национальных традиций. На фоне этого этноконфессиональный фактор приобретает особое звучание.

* Шевелев Владимир Николаевич, e-mail: infoippk@sfedu.ru

1 Государственность и модернизация в странах Юго-Восточной Азии. М., 1999.

Возникает необходимость выявления особенностей становления, общественной роли и судеб этносов и наций, тенденций этносоциального и национального развития государств на современном Востоке, характера самоидентификации и мировосприятия населяющих его народов.

В современной литературе этнические и конфессиональные процессы все чаще рассматриваются как составная часть совокупности общественных отношений на фоне широкой панорамы социально-экономических и политических условий в той или иной стране, регионе и в тесном взаимодействии с этими условиями2. Для современного этапа развития этнонациональных отношений характерны следующие процессы: 1) этническая консолидация народов, проявляющаяся в развитии их политической, экономической, языковой и культурной самостоятельности, упрочении национально-государственной целостности; 2) межэтническая интеграция - расширение и углубление сотрудничества народов во всех сферах жизни ради более полного удовлетворения их потребностей (эта тенденция проявляется в процессе глобализации и регионализации); 3) ассимиляция - как бы «растворение» одних народов в других, сопровождающаяся утратой языка, традиций, обычаев, этнической самобытности и этнического самосознания.

Вместе с тем в современном мире набирают силу негативные для миропорядка и международной безопасности явления. Многие негативные явления в межнациональных отношениях связаны с формированием этнонаций. Этот процесс стал определяющим в возникновении этнического парадокса современности - значительного повышения роли этничности в общественных процессах, возрастания интереса к этнической культуре на фоне усиливающейся интернационализации культурной, экономической и политической жизни человечества.

Возвышение этничности стало закономерным ответом людей на процесс глобализации, охвативший сегодня все страны и народы мира. В этих условиях этничность выполняет интегративную функцию - она объединяет представителей этносов, независимо от их классовой, социально-статусной или профессиональной принадлежности. Но возрастание роли этничности стало и мощным конфликтогенным фактором, вызывающим появление все новых очагов межэтнической напряженности, чреватых не только локальными, но и региональными войнами.

Наибольшую остроту приобретают конфликты, связанные с религиозным противостоянием, территориальными претензиями и проблемой идентичности (сохранения самобытности этносов). Среди

2

Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания / отв. ред. М.П. Мчедлов. М., 2007.

всех видов социальных конфликтов межэтнические конфликты наиболее глубоко укоренены в сознании людей, они с большим трудом поддаются урегулированию и могут длиться десятки и даже сотни лет3.

Провозглашение «строительства единой нации» в ряде стран Востока часто приводит к острой межэтнической напряженности и кровавым столкновениям. Во всех таких случаях руководящая элита берет курс на унитаризм и бюрократический централизм, отказывая иным культурам и этническим общностям в автономизации, обвиняя этнические группы в регионализме, сепаратизме и шовинизме.

В подобных конфликтах государство, как правило, неспособно выступать в качестве беспристрастной третьей силы, потому что в любой полиэтничной стране современного Востока господствующие элиты сами принадлежат к определенным этническим группам и в той или иной мере выражают их интересы, обычно отождествляя таковые с интересами всего общества4.

«Нациестроительство» становится, как правило, политико-идеологической доктриной тогда, когда в стране есть политически доминирующая национально-этническая группа, претендующая на роль ассимилятора, растворителя в себе остальных этнических культур и групп. Историки отмечают, что государства, идущие под лозунгом «строительства единой нации», не интегрированы. Их прочность обеспечивается принуждающей силой, ограничением политических прав этнических групп и граждан, организационных возможностей и доступа к власти для подавляющего большинства населения, основная масса которого скорее подданные, чем граждане.

Идеологическое назначение доктрины «нациестроительства» особенно проявилось на Филиппинах, где уже сложилось несколько задающих тон национально-этнических общностей: бисайцы (35 % населения), тогальцы (25), илоканцы (10 %). Но до создания более широкой общности еще довольно далеко. Признаки «единой нации» не видны даже в Маниле - гигантском промышленном центре, рынок и капиталистическая деятельность которого, казалось, должны были бы способствовать ее формированию. Устойчиво сохраняются корпоративные и обособленные этнические группы со своими языками, обычаями и культурой.

В Индии также «сверхидеей» государственного курса является построение нации-государства. С самого начала политическая элита сознательно стремилась институционализировать парадигму полиэтничной нации-государства, поскольку это исключало политическое доминирование какой-либо одной, пусть и наиболее многочисленной этно-лингвистической группы. Подобный опыт национального строительства может оказаться вполне функциональным

3 Абдулатипов Р.Г. Этнополитология. СПб., 2004.

4 Саидов Х.С. Полиэтнические общества Востока: общее и особенное в этнонациональных процессах Афганистана и Ирана: автореф. дис. ... д-ра полит. наук. М., 2010.

на современном Западе, где социально-политические процессы испытывают на себе растущее воздействие фактора

с.

мультикультурализма5.

Получив независимость как федеративное государство, Индия в ту пору состояла из полиэтнических штатов и княжеств, не способных решать проблемы, стоявшие перед уже сложившимися национально-этническими общностями. В последующие десятилетия в соответствии с демократическими процессами шла реорганизация федерации на принципах национально-этнического устройства. К 1960 г. число федеративных субъектов достигло 14, а в 1987 г. - 25. Это штаты с высокой степенью этнической однородности, в которых компактно расселенные народы добились национально-территориальной автономии. Союз штатов, в сущности, оформил союз индийских народов. Демократия в индийском обществе благоприятствует развитию национально-этнических процессов. А реальный и совершенствующийся федерализм, национальная свобода, институционализация многонациональности государства способствуют демократизации всей политической системы страны.

Индийские ученые считают: одним из важных элементов сохранения единства и территориальной целостности страны выступает ее бесконечное культурное многообразие, сложная социальная структура общества, соединяющая в себе различные стадиальные типы производительных сил, этнолингвистические общности (многие из которых численно превосходят крупные европейские народы) и социокультурные образования, имеющие свою логику эволюционного развития. В этой связи особую практическую значимость приобретает проблема воздействия модернизации на социокультурное многообразие современного индийского социума6.

Вместе с тем исследование особенностей этноконфессиональных конфликтов в Индии позволяет выделить следующие закономерности. Во-первых, важную роль в ряду причин социально-политической напряженности на северо-востоке страны занимает чувство исторической несправедливости и попрания национального достоинства. Во-вторых, формальное равенство граждан еще не гарантирует равенства фактического. Исторически сложившиеся различия имеют мощную инерцию и требуют специальных социальных, культурных и политических программ для их устранения. Даже в полной мере используя преимущества демократического режима, различные этнические, социальные и религиозные общности могут быть отстранены от реальной власти. В-третьих, конфликты тесно связаны с религиозной нетерпимостью и притеснением религиозных меньшинств. Межконфессионные распри индусской и мусульманской общин в Джамму

5 Володин А. Единая Индия. иРЬ: http://www.intelros.ru/20

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком