научная статья по теме ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ Психология

Текст научной статьи на тему «ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ЖУРНАЛ, 2014, том 35, № 4, с. 68-81

КРОССКУЛЬТУРНАЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ1

© 2014 г. Р. М. Шамионов

Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии образования и развития Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, Саратов,

e-mail: shamionov@mail.ru

Представлены результаты теоретического анализа исследований этнокультурной специфики субъективного благополучия личности. Выделены основные проблемы детерминации субъективного благополучия (влияние культурных измерений, эффектов этнической социализации личности, принадлежности к титульной группе). Приводятся данные об особенностях субъективного благополучия, обусловленных этнопсихологическим статусом личности (идентичностью, ценностными ориентациями, приверженностью культуре и т.п.), характером межэтнических взаимоотношений. Отмечается необходимость комплексного анализа этно-, социально- и индивидуально-психологических факторов субъективного благополучия. Делается вывод о высокой социальной, научно-теоретический и практической значимости этнопсихологических исследований субъективного благополучия в России.

Ключевые слова: субъективное благополучие, удовлетворенность, счастье, баланс эмоций, личность, этническая группа, культура, отношение, социализация, идентичность, ценности, субъект, бытие, этнические нормы, детерминанты.

Изучение этнокультурной специфики субъективного благополучия и его детерминант является важной задачей современной психологии. Субъективное благополучие личности большинством исследователей-психологов понимается как "позитивное переживание", ощущение счастья, удовлетворенности жизнью. Соответственно, эмпирические исследования субъективного благополучия личности, как правило, предполагают выявление уровней удовлетворенности, счастья, баланса эмоций (соотношение положительных и отрицательных) и других, измеряемых с помощью специальных шкал (самооценки) или разработанных психодиагностических инструментов. Проблема субъективного благополучия личности в этнопсихологическом измерении лишь относительно недавно стала предметом специального психологического анализа. В отечественной психологии до сих пор исследования носят эпизодичный характер; в ограниченном количестве научных работ затрагивается весьма узкий круг вопросов [3-5, 7, 10, 19, 24]. В зарубежной психологии разработка этой проблемы стала одним из приоритетных

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (грант № 14-06-00250а).

направлений в связи с усилением межэтнических контактов и объективными процессами межэтнического взаимодействия в мультикультур-ном обществе [27, 29, 35, 39, 46, 49, 52]. Однако результаты этих исследований не могут быть с легкостью перенесены на российские условия, поскольку исторически сложившаяся ситуация межэтнических взаимоотношений и современные вызовы имеют свою специфику. Тем не менее они способствуют осмыслению теоретических проблем и постановке эмпирических задач, связанных с этнопсихологическими и кросскуль-турными исследованиями субъективного благополучия личности. Как отмечает Н.М. Лебедева, поиск культурных различий и универсалий - две взаимосвязанные и важнейшие задачи этнической психологии [11]. Однако, поскольку существует множество классификаций культур и культурных измерений2, наблюдается довольно пестрая картина исследований этнокультурных факторов субъективного благополучия.

2 Например, в исследованиях часто различают "восточную" и "западную" культуры, выделенные по региональному признаку и критерию близости языков, религий и пр.; коллективистскую и индивидуалистскую, простую и сложную, этническую и национальную (государственную) и т.п.

В результате исследований субъективного благополучия, проведенных в разных странах с помощью различных методик, определялись его степень, детерминанты (этнокультурные, экономические, политические, социальные, индивидуальные и пр.), а также критерии оценок [1, 8, 9, 21, 23, 26, 29, 35, 41, 43, 45]. Кроме того, анализ тех или иных аспектов этого явления показал, что даже несмотря на близкие социально-экономические и культурные условия, субъективное благополучие может быть различным у представителей разных стран и народов [1, 21, 23, 35]. Между тем, субъективное благополучие представителей различных групп является не только показателем социального благополучия, но и весомым регулятором социального поведения. Из этого следует значимость изучения этнокультурной специфики (различий уровневых и структурных характеристик субъективного благополучия в зависимости от принадлежности личности к определенной этнической группе, своеобразных критериев оценок бытия) и детерминант (языка (значений), культурных измерений, идентичности, ценностей, норм и т.д.) этого явления. Важным обстоятельством остается и недостаточность теоретических и эмпирических исследований структуры субъективного благополучия, его критериев и соотношения имплицитных и эксплицитных теорий для целостного понимания этого явления.

Исходя из сказанного, становится понятной сложность задачи изучения субъективного благополучия, определения его универсальных составляющих и их специфичных особенностей, а также необходимость выявления этнокультурных детерминант этого явления.

Цель данной работы заключается в анализе и обобщении эмпирических исследований этнокультурной специфики и факторов субъективного благополучия личности.

Задачи исследования:

1) Выявить общие закономерности по результатам эмпирических исследований субъективного благополучия, проведенных с учетом "факторов культуры".

2) Оценить уровень развития исследований этнокультурных детерминант субъективного благополучия личности в отечественной и зарубежной психологии.

3)Проанализировать исследования этнокультурной специфики субъективного благополучия в контексте этнической социализации и ее эффектов.

Начало психологического (социально-психологического) изучения этнокультурной специфики субъективного благополучия связано с исследованиями, развернувшимися во второй половине ХХ века, в которых внимание психологов было направлено на изучение его эмоционального компонента. Первые исследования были направлены на сравнение степени переживаемого счастья, удовлетворенности жизнью представителей разных государств и народов на основе массовых опросов с использованием прямых вопросов [1]. Однако они не могли избежать ряда недостатков, преимущественно обусловленных различиями в понимании счастья, культурными нормами, регулирующими презентацию счастья и удовлетворенность жизнью представителей этнических групп и государств.

В последние десятилетия развернулись масштабные сравнительные исследования этнокультурных факторов субъективного благополучия за рубежом, в результате которых удалось выявить этническую специфику коррелируемых с ним психологических переменных: экстраверсии, ней-ротизма, баланса эмоций, доверия и т.п., а также ряда установок и ценностей (например, по итогам Всемирного обследования ценностей) [1, 9, 21, 23, 29, 41, 43, 45, 46]. Усилия исследователей были сконцентрированы вокруг проблемы определения тех этнокультурных феноменов, которые обладают наиболее мощным влиянием на переживание субъективного благополучия представителей различных этнических групп. Однако зарубежные психологи также отмечают смешивание национальных (государственных) и этнических особенностей и факторов субъективного благополучия в различных исследованиях и признают различия уровней (параметров) субъективного благополучия между государствами и этническими группами внутри государств [29, 30].

Важно отметить наличие либо отсутствие общих (близких) культурных характеристик у представителей контактирующих народов, а также опыт этих контактов. Наличие исторического опыта взаимодействия представителей этногрупп, очевидно, создает общие критерии благополучия и формирование соответствующей специфики его структуры благодаря взаимопроникновению культур, чего явно недостает в случае отсутствия такового с представителями других этнических групп, связи с которыми ограничены относительно малым временным промежутком, даже несмотря на близкие культурные измерения (например, индивидуализм или коллективизм). Поэтому исследования этнокультурной специфики долж-

ны предусматривать различение традиционных (универсальных) и специфичных переменных, касается ли это ценностей, представлений, степени владения нормами или других характеристик.

Несмотря на многочисленные попытки объективации исследований этнокультурной специфики субъективного благополучия [27, 29-31, 42-47], к настоящему моменту можно с определенной уверенностью утверждать, что единого подхода не выработано. Исследователи, придерживающиеся гедонистического и эвдемонистического подходов к субъективному благополучию, сталкиваясь с проблемой его этнокультурной обусловленности, испытывают ограничения по использованию каких-либо этнокультурных переменных (например, изучается культурная норма на проявление положительных эмоций, приятие счастья и т.п.). Поэтому представляются важными теоретические исследования, направленные на разработку исследовательских подходов с учетом этнокультурного фактора.

В отечественной психологии эмпирические исследования, затрагивающие в той или иной степени этнокультурный аспект проблемы субъективного благополучия, начались относительно недавно, с конца 80-х годов - это работы В.В. Гриценко [5], И.А. Джидарьян [7], Л.В. Куликова [9], Н.М. Лебедевой [10], А.В. Сухарева [18], Е.Е. Бочаровой [3] и ряда других исследователей (хотя различные виды удовлетворенности вне этнического фактора изучались с 70-х гг. ХХ в., например, удовлетворенность трудом (С.Л. Арефьев, В.П. Захаров, К. Муздыбаев и др.), положением индивида в группе (Б.Д. Парыгин и др.)). Это связано с тем, что длительное время имелись идеологические барьеры для постановки подобных исследований. Как отмечает И.А. Джидарьян, конкретно-научное исследование проблемы счастья и удовлетворенности жизнью было заблокировано идейно-политическими установками или идеологиче

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком