научная статья по теме Этнокультурные контакты населения Елабужского края в домонгольскую эпоху Биология

Текст научной статьи на тему «Этнокультурные контакты населения Елабужского края в домонгольскую эпоху»

ния функционировали в своем большинстве на средства благотворителей, и отчасти - государства.

Список литературы

1. Государственный архив Кировской области (ГАКО) Ф. 582. Оп. 26. Д. 46.

2. ГАКО. Ф. 582. Оп. 96. Д. 132.

3. ГАКО. Ф. 582. Оп. 96. Д. 173.

4. ГАКО. Ф. 582. Оп. 26. Д. 846.

5. Магсумов Т.А. Общества вспомоществования нуждающимся ученикам в Поволжье в конце XIX - начале XX в. // Российская история. 2015. № 4. C. 63-69.

6. У милосердия древние корни (благотворительность и милосердие в Казани XVIII - начале XX вв.) / сб. документов и материалов / Сост. А.М. Ди-митриева, Р.Р. Исмагилов, Н.А. Шарангина, отв. ред. Л.В. Горохова, науч. ред. Д.Р. Шарафутдинов. Казань: Гасыр, 2002. 208 с.

7. Устав богадельни Крупенниковых в г. Казани. Казань, 1898.

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ КОНТАКТЫ НАСЕЛЕНИЯ ЕЛАБУЖСКОГО КРАЯ В ДОМОНГОЛЬСКУЮ ЭПОХУ

Нигамаев А.З.

Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Елабуга, Россия

Статья посвящена анализу этнокультурного состава населения одного из наиболее значимых районов Прикамья - Елабужского края. Опираясь на археологический материал, добытый в ходе полевых исследований и сопоставляя его с данными других наук, автор показывает сложную структуру населения края в домонгольский период. Как показывают источники, миграции населения Среднего Поволжья и Прикамья не закончились с возник-

новением Волжской Болгарии, а продолжались в течении всего домонгольского времени.

Ключевые слова: Восточное Предкамье; волжские болгары; домонгольский период; поселения; керамика; угорские племена; финно-пермское население; Камский торговый путь; некрополь; украшения.

ETHNOCULTURAL CONTACTS OF THE POPULATION OF THE YELABUGA REGION DURING THE DOMONGOLSKY ERA

Nigamaev A.Z.

Elabuga Institute (branch) of Kazan (Volga region) Federal University,

Elabuga, Russia

Article is devoted to the analysis of ethnocultural structure of the population of one of the most significant districts ofPrikamye - the Yelabuga region. Leaning on the archaeological material extracted during field researches and comparing it with data of other sciences, the author shows difficult structure of the population of the region during the domongolsky period. As show sources, population shifts of Central Volga area and Prikamye didn't end with emergence of the Volga Bulgaria, and proceeded during the whole domongolsky time.

Keywords: East Predkamye; Volga Bulgarians; domongolsky period; settlements; ceramics; Ugrian tribes; finno-Perm population; Kamsky trade way; necropolis; jewelry.

Археологические памятники Елабужского края домонгольского периода представляют большой интерес для изучения этнического состава населения. Как правило, в периферии любого государства наряду с основным, «титульным», народом проживают представители соседних, иноэтничных народов. Елабужский край в этом отношении не исключение. Из-за недостаточности информации из письменных источников для изучения данной проблемы необходимо обращаться к источникам веще-

ственным, так или иначе несущим информацию об этнокультурном составе населения рассматриваемого региона.

К домонгольским памятникам Елабужского края относятся Елабуж-ское и Котловское I городища, посад средневековой Алабуги, Танайское I селище, Елабужские II и IV некрополи, Елабужский клад, Елабужские и Танайские находки, а также разрушенный могильник на Кумысской стоянке. Наиболее интересные материалы по проблеме этнокультурных контактов местного населения можно получить из средневековой Алабуги.

Общеизвестно, что в возникновении и развитии Волжской Болгарии прикамские и приуральские племена сыграли не меньшую роль, чем переселенцы с Кавказа и Дона. Процесс вливания выходцев с северо-востока в состав населения этого государства был постоянным в течение всего домонгольского периода. Занимающее выгодное географическое положение и контролирующее весьма значительную часть Камы Восточное Предкамье всегда было объектом освоения для мигрантов лесного и степного происхождения. Незадолго до начала болгарской колонизации прикамских земель Икско-Зайское междуречье превратилось в зону расселения угорских племен, которые проникали туда с бассейна нижней и средней Агидели. Отдельные группы этого населения переправлялись и на правобережье Камы, которое входило в ареал расселения достаточно смешанного, но в основе своей финно-угорского населения, составившего в дальнейшем основу так называемой «чумойтлинской» культуры. Следы этого проникновения в виде кушнаренковской посуды выявлены и на Луговском могильнике.

С середины X в. из районов Среднего Урала в Волжскую Болгарию проникает новая волна угров, в некоторой степени тюркизированных, которые изготавливали специфичную круглодонную посуду с цилиндрической шейкой, украшенной гребенчато-шнуровой орнаментацией. Памятники с такой посудой, отнесенные Е.П. Казаковым к постпетрогромской культуре, изучены на широкой территории Приуралья и Прикамья [5]. К началу болгарской колонизации края на территории Елабужского городища в пределах первой линии обороны проживала группа данного населения, испытавшая значительное финно-пермское влияние. Время прихода

этого населения на устье р. Тоймы представляется возможным отнести ко второй половине X столетия. Выбор места для постоянного проживания был обусловлен природно-географическими условиями местности, в частности, близостью переправы через Каму, за которой начинались основные территории обитания угорского населения.

В конце X в. земли Восточного Предкамья становятся объектом активной колонизации со стороны волжских болгар. На высоких мысах правобережья Камы, а также ее притоков один за другим стали строиться небольшие и недолговременные военные крепости - сторожевые пункты по Камской торговой магистрали и рубежам государства, служившие убежищами для немногочисленного болгарского населения в случае опасности. Большинство из них, как Котловское I городище, в скором времени прекращают свое существование, а другие, наоборот, становятся важными центрами колонизации края и дают начало поселениям городского типа.

Строительство болгарами крепости Алабуга на месте уже существующего (угорского?) поселения можно рассматривать как завершение процесса вхождения края в Болгарское государство. Военно-политические и торговые интересы болгар, взявших в свои руки т.н. «хазарскую торговлю», требовали прежде всего контроля над переправой, Камским торговым путем и сетью небольших речек как Тойма, по которой осуществлялись контакты с финно-пермским (чепецким) миром. Поэтому возникшее на рубеже Х-Х1 вв. на высоком мысу правого берега Камы новое болгарское поселение можно рассматривать, прежде всего, как военно-административный и торговый центр округи. В дальнейшем, с XII столетия, в связи со строительством белокаменной мечети-цитадели, усиливается его значение как культового центра. Не исключено, что она была построена на месте прежде существовавших на этом месте языческого святилища и заменившей его деревянной мечети.

Судя по археологическим материалам, болгарское население, колонизировавшее Восточное Предкамье, не было однородным. Вместе с общеболгарской посудой всегда присутствует керамика типа «джукетау» (ХШ группа по Т.А. Хлебниковой [9]), которая на Елабужском городище представлена

3-5 % от средневековой посуды (на западной половине внутренней территории до 10-12 %). Несколько фрагментов обнаружено в посаде Алабуги, и что самое примечательное, наряду с высококачественной общеболгарской керамикой, присутствие которой можно объяснить как привозную вещь, джуке-тауская посуда обнаружена и в языческом IV некрополе X - начала XII вв.

Носителей джукетауской керамики можно связывать с известными по восточным источникам эсегелами - чигилами. Это юго-восточно-казахстанских истоков население пришло на Среднюю Волгу в конце IX в. на волне печенежских наступлений в Приуралье. В район слияния Камы и Волги эсегелы, вероятнее всего, спустились с Бельско-Тулвинского междуречья, пройдя вдоль южных границ Восточного Предкамья. Немногочисленные группы этого населения уже тогда могли остаться в крае. Поэтому присутствие джукетауской посуды в памятниках Елабужского края следует рассматривать как результат ремиграции эсегелов на северо-восток. Коренное этногенетическое отличие от болгар дало носителям данной традиции изготовления керамики возможность самоидентифицироваться в течение всего домонгольского и золотоордынского периодов. Анализ материалов Елабужского, Чаллынского и, в особенности, Кир-менского комплексов показывает, что джукетауское население было более восприимчиво к контактам с другими прикамскими этнокультурными группами, скажем с носителями VII, УШ и XVШ групп керамики.

Часть угорского населения приняла участие в строительстве болгарской крепости Алабуга и проживала в ней в течение всего домонгольского времени. В противном случае сложно объяснить тот факт, что керамика «постпетрогром» в керамическом комплексе большинства раскопов данного памятника занимает более 50 % от всей средневековой посуды. С уграми могут быть связаны захоронения из Елабужского II некрополя. Среди прочего, там были обнаружены украшения, состоящие из двух медных шумящих подвесок и серебряного височного кольца с шаровидной пронизкой. Подвески, по мнению Е.П. Казакова, имеют аналогии в угорском мире [4, с. 26-27]. Хотя на наш взгляд, шумящие подвески такого типа более характерны для населения бассейна р. Чепца [2; 3].

О присутствии в сложном процессе этногенеза населения региона групп верхнекамских истоков, которые проникали в Волжскую Болгарию волнами с конца X в. до монгольских завоеваний, выразительнее всего говорят материалы посада Алабуги. Там наряду с болгарской керамикой домонгольского облика из нижних отложений культурного слоя в коллекции находок хорошо представлена изготовленная вручную, иногда с подправкой на круге, посуда из глиняного теста с большим содержанием толченой раковины. Некоторые сосуды, имеющие чашевидную форму с оригинальными ручками подтреугольного сечения с горизонтальной площадкой в верхней части («языком»), украшены гр

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком