научная статья по теме ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ЭТНОНАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук

Текст научной статьи на тему «ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ЭТНОНАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА»

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, 2012, том 82, № 12, с. 1067-1074

НАУКА И ОБЩЕСТВО

В статье обобщаются результаты теоретических и эмпирических этносоциологических исследований, проведённых под руководством автора в разных регионах Сибири, в Восточном Казахстане и Монголии. Обсуждаются вопросы этничности в условиях глобализации, ценностные доминанты массового сознания населения, тенденции этносоциального развития народов Сибири, проблемы современной государственной национальной политики в России, в частности, в отношении коренных малочисленных народов Севера.

ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ЭТНОНАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Ю.В. Попков

Глобализация и этничность. Глобализация сегодня выражается в усилении взаимосвязи и взаимозависимости разных стран и народов и неизбежно ведёт к нарастанию унифицирующих тенденций развития. Характерные явления обусловлены формированием глобального информационного пространства, невиданной ранее системы коммуникаций, социальных сетей, интернет-сообществ. Под их влиянием возникли новые механизмы воздействия на сознание и поведение людей, на их идентичность, которые являются мощным ресурсом социокультурных трансформаций.

Казалось бы, в условиях усиления глобализации и процессов унификации происходит угасание этнической идентичности, размывание этнических общностей и групп. В русле такой познавательной установки выполнено много исследований известных учёных. Об этом свидетельствуют, например, сами названия работ ведущего отечественного этнолога академика В.А. Тишкова: "Забыть о нации" [1], "Реквием по этносу" [2]. Одновременно всё более популярной становится позиция конструктивистов, отстаивающих тезис о том, что не существует этносов как реальных общностей, что этничность (национальность) — свободный выбор человека. Иногда это так и есть. В реальной

ПОПКОВ Юрий Владимирович — доктор философских наук, заместитель директора по науке и заведующий сектором этносоциальных исследований Института философии и права СО РАН.

жизни нередки случаи, когда человек определяет свою национальность не "по крови" или по воспитанию, а под воздействием пропаганды или руководствуясь чисто конъюнктурными соображениями, например, если это даёт определённые преференции или обеспечивает (пусть даже иллюзорно) его безопасность. Но подобная ситуация не является общим правилом. В то же время позиция конструктивизма находит проявление в практической политике, в частности, при определении концептуальных ориентиров переписи населения. И дело доходит до курьёзов: по результатам последней переписи населения, отмечается появление "новых национальностей", в том числе с названиями таких экзотических литературных, мифологических "народов", как хоббиты, эльфы и т.п. [3].

Следствием сложного и противоречивого процесса, каким является глобализация, становится, с одной стороны, усиление интеграционных процессов, с другой — стимулирование разных форм этнокультурной фрагментации, локализации, регионализации. Соответственно, можно говорить об эффектах как сближения и унификации культур, так и их относительного обособления. Реальное противоречие состоит в том, что в ответ на унифицирующие тенденции глобального монополизма повсеместно растёт стремление представителей этнокультурных сообществ возрождать традиции и поддерживать их своеобразие. Происходит сближение, но одновременно сохраняются различия — расово-антропологические, языковые, этнокультурные. Глобализация усиливает тенденцию, которую более 20 лет назад зафиксировал Ю.В. Арутюнян на основе обобщения конкретно-социологических этносоциальных исследований: «Вопреки принятому у нас стереотипу, растущее сходство социальных черт наций отнюдь не приводит, как это прогнозировалось, к их

"слиянию". Скорее, наоборот, такое "сходство" усиливает автономию, взаимную социальную независимость народов и стремление к свободному самовыражению» [4, с. 48].

Мало того, глобализация ведёт к оживлению национализма. Хорошо известно, например, что французы активно противятся американизации, а бретонцы, будучи гражданами Франции, стремятся оставаться бретонцами. В недавнем прошлом франкоязычный Квебек чуть было не отделился от остальной Канады — на референдуме для этого не хватило лишь нескольких тысяч голосов. Сейчас в Шотландии пришла к власти националистическая партия, и её представители уже заявили, что будут ставить вопрос о выходе из состава Великобритании.

Современный мир переживает своеобразный этнический взрыв, конкретными проявлениями которого являются рост значимости этнической идентичности, повышение интереса людей к своим корням, традициям, культуре, истории. Заметно оживился спрос на всё, что связано с этнокультурной спецификой. Можно говорить о том, что этнические общности — это реально существующие, устойчивые исторические образования, а этничность — важный, постоянно действующий фактор общественного развития. В разные времена она проявляет себя по-разному, в ситуации серьёзных социальных трансформаций, которую мы переживаем в настоящее время, имеет место всплеск этничности.

Произошедшие изменения в общественной жизни нашли отражение в науке: в последние годы возникло множество новых научных направлений, названия которых начинаются терминоэле-ментом "этно": этноэкономика, этноэкология, эт-нополитология, этнолингвистика, этнофилософия и др. — и это в дополнение к уже существующим этнологии, этнографии, этносоциологии, этнопсихологии.

Многие международные документы последнего времени направлены на сохранение этнической самобытности, культурного разнообразия и плюрализма, которые оцениваются в качестве общего достояния человечества. В частности, это Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии (2001), Конвенция по вопросам охраны нематериального культурного наследия (2003), Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (2005), Всемирный доклад ЮНЕСКО "Инвестиции в культурное разнообразие и межкультурный диалог" (2009). В сентябре 2007 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах коренных народов, немногим раньше ООН провозгласила Второе десятилетие коренных народов мира (2005). Мировое сообщество в лице его самой представительной организации обращает особое внимание на значимость и необходимость прак-

тического решения целого комплекса этнокультурных проблем.

Необходимость общенациональной политики.

На этносоциальные процессы влияют многие факторы: общие мировые тенденции, экономическая и национальная политика государства, особенности регионального этнокультурного массива, миграционные процессы, исторический опыт совместного проживания разных народов на данной территории. Начиная с 1990-х годов самый мощный фактор для нашей страны в целом и Сибирского региона в частности — это социально-экономическая и национальная политика государства. Под её влиянием проявились негативные тенденции этносоциального развития, из них можно выделить следующие: ренатурализация хозяйства как тенденция формирования экономики примитивного выживания в качестве основы существования больших масс населения; деградация села, массовое и неконтролируемое перемещение наиболее энергичной и способной части сельского населения в крупные населённые пункты, усиление моноэтничности села; концентрация отдельных групп городского населения по этническому признаку; углубление внутренней дифференциации отдельных этносов на основе родо-племенных структур; обострение внутренних противоречий, усиление борьбы за власть, активизация клановости; рост стратификации и разделения труда по этническому признаку; усиление социальных дистанций между представителями титульных и иных этнических групп по признакам представительства в органах власти, доступа к образованию и другим социальным благам. В результате усиливается латентная межэтническая напряжённость [5].

В 2000-е годы конкретными проявлениями национальной политики в нашей стране стали отмена графы "национальность" в российском паспорте, упразднение Министерства по делам национальностей и соответствующих структур управления в субъектах федерации, ликвидация нескольких автономных округов, непринятие обновлённого варианта Концепции государственной национальной политики в РФ. В настоящее время есть все основания говорить о несовершенстве существующей государственной национальной политики Российской Федерации. Важнейшее значение для актуализации этих проблем имели события на Манежной площади в декабре 2010 г. Независимо от того, как они оцениваются — как всего лишь "происшествие", на чём настаивает академик В.А. Тишков, или как проявление назревшего в обществе и незамечаемого властями "народного бунта" [6, с. 7], — именно они определили повышенное внимание высших органов власти к проблемам государственной национальной политики и межэтнических отношений сегодня.

Наиболее откровенная, развёрнутая и комплексная характеристика проблем в области национальной политики дана в опубликованной в "Независимой газете" 23 января 2012 г. статье В.В. Путина, бывшего тогда председателем правительства, кандидатом в президенты Российской Федерации [7]. По многим содержащимся в статье оценкам можно судить, насколько существенно они отличаются от того, что говорилось по данной проблеме до сих пор в высших эшелонах власти и среди отдельных групп учёных. Так, в научном сообществе бытует представление о нации как политической (гражданской) общности, а об этносе — как социокультурной общности. Однако и в повседневном обиходе, и в политическом дискурсе, и в научных дискуссиях строгого разделения этих терминов не существует. Понятие "национальный" употребляется в значении "государственный", "гражданский" (национальный доход, национальные интересы государства и т.д.), а также "этнический" (национальная культура, межнациональные отношения и т.п.). Многозначная трактовка понятий "нация", "национальный" во многом связана с устойчивостью различающегося опыта его использования: как нации-государства в англосаксонской традиции и нации-культуры в немецкой и российской. Действующая у нас нормативно-правовая база в области национальной политики в виде закона "О н

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком