научная статья по теме ЭВОЛЮЦИЯ ГОРОДСКОГО КОСТЮМА КАК ОТРАЖЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ГОРОДСКОГО КОСТЮМА КАК ОТРАЖЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В»

впрочем министру внутренних дел принять и другие меры, могущие пособить описанным генералом Ермоловым затруднениям». (ПСЗ-I. Т. 35, № 27530; Немцы в истории России: Документы высших органов власти и военного командования 1652-1917 / Сост. В.Ф. Дизендорф. М., 2006. С. 195.

25 АКАК. Т. VI. Ч. 1. Док. 441. С. 327; Док. 442. С. 328.

26 Там же. Док. 443-444. С. 329-330.

27 ПСЗ-I. T. 35, < 27530.

28 Аух Е.-М. Немецкие колонисты... С. 108-109.

29 ПСЗ-II. Т. 36, отд. 1, < 36968.

30 ПСЗ-I. T. 28, < 21163; Т. 31, < 24131; T. 36, < 27912, 27954.

31 AKAK. Т. VI. Ч. 1. Док. 456. С. 337.

32 Там же. Док. 458. С. 338.

33 Там же. Док. 469. С. 347-348; См. также воспоминания пастора в Елизабеттале и Екатериненфельде М.Ф. Шренка: Heimatbuch der Deutschen aus Russland. Stuttgart. 1961. S. 18-23.

34 ПСЗ-I. Т. 36, < 27822; АКАК. Т. VI. Ч. 1. Док. 459. С. 339.

35 ПСЗ-II. Т. 8, отд. 1, № 6298. Азербайджанские коллеги не точно трактуют управление немецкими колониями Особой конторой «при грузинском гражданском губернаторе» до 1841 или 1848 гг.

36 ПСЗ-I. Т. 36, < 28012; АКАК. Т. VI. Ч. 1. Док. 464. С. 344-345.

37 AKAK. Т. VI. Ч. 1. Док. 460. С. 340-341.

38 Там же. Док. 470. С. 350.

39 Там же. Док. 460. С. 340-341.

40 Записки Алексея Петровича Ермолова. Ч. II (1816-1827). М., 1868. С. 67-68.

41 АКАК. Т. VI. Ч. 1. Док. 472. С. 352; Док. 476. С. 354. Встречающееся в современной литературе (см. указанное сочинение Х.Ю. Вердиевой) произвольное обращение в «серебро» отпускавшихся колонистам правительственных ссуд в ассигнациях увеличивает суммы в 4 раза, что не соответствует действительности.

42 Вердиева Х.Ю. Указ. соч. С. 64, 68, 70; См. также: Зелинский СП. Государственные крестьяне Закавказского края. Племенной состав, религия и происхождение государственных крестьян // Свод материалов по изучению экономического быта государственных крестьян Закавказского края. Т. II. Тифлис, 1887. С. 42-43.

43 К сожалению, без уточнений, данный тезис о цели правительства перенесен в учебник по истории немцев России (и допущена неловкая ошибка о нахождении г. Шуши и Карабаха на Северном Кавказе). См.: Герман А.А., Иларионова Т.С., Плеве И.Р. История немцев России: Учеб. пособие. М., 2005. С. 117-118.

44 AKAK. Т. VI. Ч. 1. Док. 477. С. 355-356, 360; Док. 478. С. 357.

45 Алексей Петрович Ермолов. Материалы для его биографии / Собр. М. Погодиным. М., 1864. С. 366367.

46 AKAK. Т. VI. Ч. 1. Док. 478. С. 357-359.

47 Алексей Петрович Ермолов. Материалы для его биографии. С. 390.

© 2008 г. Т. О. ВОЛОБУЕВА*

ЭВОЛЮЦИЯ ГОРОДСКОГО КОСТЮМА

КАК ОТРАЖЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX века

Литература, посвященная русскому городскому костюму XIX - начала XX вв., не столь велика, как по западноевропейской или русской народной (крестьянской) одежде1. В советское время к сословному костюму прошлых времен обращались главным образом в связи с театрально-сценическими нуждами2. Особенно возрос интерес к данной тематике в 90-х гг. XX - начале XXI в. Так, P.M. Кирсанова изучала костюм в связи с различными явлениями в повседневной жизни, изменениями во взглядах на моду и красоту, отражением в художественной культуре. Из ее книг можно выделить обстоятельный и оригинальный опыт создания энциклопедии, включающей многочисленные ссылки на произведения художественной литературы3. К этому жанру относятся и другие энциклопедии быта и моды, в которых имеются статьи о разных видах одежды4. Самая популярная книга о русской моде написана художником и коллекционером

* Волобуева Татьяна Олеговна, аспирантка Российского государственного университета туризма и сервиса.

одежды A.A. Васильевым. В ней около 2 тыс. фотографий иллюстрируют моды второй половины XIX-XX вв. Но принятое им дробное членение по хронологически выделенным десятилетиям затрудняет выявление длительных тенденций в истории костюма5. Европейскому и русскому костюму XIX - начала XX в. посвящен лекционный курс И.А. Алпатовой6. Различные виды женской одежды этого времени рассматриваются в журнальных публикациях Т.С. Алешиной, P.M. Кирсановой, И.А. Поповой, Н.Л. Пушкаревой7. Краткие сведения о русском городском костюме можно найти в этнографическом очерке М.Н. Шмелевой8.

Из работ зарубежных историков, посвященных русскому костюму и относящихся к социальной истории, следует особо выделить очерк американской исследовательницы Кристин Руан9. Разделы о костюме горожан имеются также в литературе по истории городского быта10. В последнее время было защищено несколько диссертаций по истории костюма в России11. Но, несмотря на ряд изданий разноплановой направленности, фундаментального обобщающего труда по русскому городскому костюму нет до сих пор.

Вместе с тем в результате историографического сдвига в последние десятилетия, отечественными исследователями достигнуты значительные успехи, которые позволяют утверждать об оформлении истории костюма в России в качестве самостоятельной научной дисциплины, возникшей на переплетении взаимно обогащающейся искусствоведческой, культурологической, этнографической и исторической тематики12. Исследователи истории костюма прежде всего сталкиваются с фрагментарностью источни-ковой базы. Как отмечают этнографы, «составить достаточно полное представление о костюме горожан XIX века трудно из-за недостатка сведений о нем»13. Сохранились отдельные экземпляры одежды в музеях14 и частных, как у A.A. Васильева, коллекциях. Однако большинство экспонатов представляет светскую моду. В качестве источников исследователями используются индивидуальные и групповые портреты, написанные художниками-реалистами. С середины XIX в. появляются фотографии. Значимым источником информации по истории одежды являются мемуары и художественная литература. Все эти материалы довольно полно обеспечивают сведения, с одной стороны, о народном костюме, а с другой, о моде, которая отразилась в мемуаристике и произведениях придворной живописи. Представление о динамике моды, особенно высших страт городского общества и преимущественно женской, можно получить, используя в качестве источников иллюстративные ряды книг Васильева и Кирсановой, в которых широко привлекаются репродукции картин художников и произведения художественной литературы, вышеуказанных альбомов и каталогов по истории костюма, а также издававшиеся в Петербурге журналы мод. В отличие от работ по истории моды (Васильев, Кирсанова и др.) или этнографии (Л.А. Анохина, Шмелева) задачей данной статьи является раскрытие взаимосвязей между эволюцией городского костюма и социальной и социокультурной дифференциацией модернизирующегося общества. В основе изучения костюма как историко-культурного феномена лежит положение о функциональном значении его как социального знака, социального маркера, идентифицирующего принадлежность человека к той или иной социальной общности15. В данном случае речь идет о процессе отказа многих людей во второй половине XIX в. от сословной маркировки своего внешнего облика и их самоидентификации в качестве представителей сообщества го-

рожан16.

Перемены в городской одежде России, как и многие другие перемены в культурной жизни, были ускорены преобразованиями Петра I. Его указы способствовали вытеснению из городского быта русской одежды европейским костюмом. К. Руан пишет даже о «революции в одежде», произведенной Петром I, которая в отличие от других революционных преобразований «имела ни с чем не сравнимый успех»17. С этим мнением можно согласиться при некоторых оговорках, связанных с сословными, территориальными (сельский быт) и хронологическими (к какому времени относится «успех») ограничителями. В первую очередь и в короткие сроки произошло преобразование дворянского костюма, сложнее обстояло дело с «европеизацией» обыденного платья средних

и тем более низших городских слоев, сочетавшего элементы «заморского кроя» с элементами традиционного русского. Но, если даже брать дворянский костюм, то до середины XIX в. изменения в нем под влиянием западноевропейской моды происходили не столь часто и быстро.

В 1847 г. А.Н. Островский писал: «Не только у нас за Москвой-рекой, да и в остальной-то части Москвы не все понимают, что мода есть тот же прогресс. А попробуйте убедиться в этом, так вас сочтут за вольнодумца и безбожника»18. С началом царствования Александра II мода стала стимулом постоянного преобразования городского костюма. Дух Запада стал энергично проникать в Россию, в том числе и в провинцию. В напечатанном в 1860 г. в журнале «Мода» фельетоне описывались изменения в облике чиновников уездного города: «Вот хотя бы у нас в городе сановники и чиновники совсем стали другие: бывало приказные в халатах рваных, да в ситцевых архалуках ходят по городу, а ныне вот все в сюртуках»19. В 1850-1860-х гг. сословные различия в костюме проявлялись четко. Как отмечалось в журнале того времени, «различие наряда, смотря по времени, месту и занятиям, всегда отличало женщину светскую, аристократическую»20, т.е светская женщина постоянно меняла многочисленные наряды в зависимости от обстоятельств (время дня, выезды, приемы, балы, отдых, путешествия и т.д.).

Рассматривая соотношения консерватизма и новаций в костюмном облике представителей состоятельных кругов общества, следует иметь в виду вкусовые предпочтения разных поколений. Консервативный внешний вид старого поколения неоднократно подчеркивается в мемуарах и художественной литературе. Вот как, например, выглядит в конце XIX в. князь А.А. Щербатов в воспоминаниях его внука князя С.Е. Трубецкого: «Дедушка всегда - и зиму, и лето - невзирая ни на какую жару, ходил в черном суконном сюртуке, с таким же жилетом, в черных брюках (по старой моде без проглаженной складки) и белой накрахмаленной рубашке (накрахмалены были не только воротник и манжеты, но и грудь - "манишка"). О том, чтобы из-за жары снять хотя бы жилет, не могло быть и речи. Не удобство, а традиция и "стиль" руководили тогда жизнью»21. Похожий, но уже купеческий, портрет рисует московский бытописатель В. Гиляровский, воспроизводя внешний вид известного коллекционера книжных редкостей купца А.И.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком