научная статья по теме ЕВРАЗИЙСКАЯ ИДЕЯ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ЕВРАЗИЙСКАЯ ИДЕЯ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

Cтатъи

© 2012 г.

С.П. ГЛИНКИНА, И.И. ОРЛИК

ЕВРАЗИЙСКАЯ ИДЕЯ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

"Если Россия будет спасена, то только как евразийская держава и только через евразийство"1. Это глубокое убеждение высказал в начале 90-х годов ХХ в. - в период распада великой державы наш современник, историк, русский мыслитель Л.Н. Гумилев.

Почему в это трагическое время истории России ее могла спасти не социалистическая или либеральная идея, а не многим еще понятная евразийская идея? Как она может спасти Россию? Да и что такое евразийская идея, "евразийство"? Эта идея привлекает сейчас, в XXI в., не только ученых, но и государственных, политических деятелей. Достаточно вспомнить публичные выступления по этой теме В.В. Путина, Н.А Назарбаева и других деятелей.

КОНЦЕПЦИЯ ЕВРАЗИЙСТВА

Среди более чем двух миллионов бывших подданных Российской Империи, покинувших свою родину или насильственно изгнанных новой властью после Октябрьской революции и Гражданской войны, была не одна тысяча представителей русской интеллектуальной элиты: университетские профессора, ученые, писатели, люди искусства, священнослужители и пр. Оказавшись на чужбине, они не могли не задуматься над судьбой своей огромной страны, будущим России.

Значительная часть этого слоя русской эмиграции примкнула к организациям, ставившим своей целью борьбу за свержение советской власти2. И лишь небольшое число русских интеллектуалов поставили перед собой задачу не только осмыслить произошедшие в их стране глубокие перемены, но и попытаться определить возможное будущее России, ее место и роль в мировом развитии3.

В начале 20-х годов XIX в. в Праге экономист-географ П.Н. Савицкий и философ (пользуясь нынешней терминологией - политолог) князь Н.С. Трубецкой стали основателями идейного течения, вскоре получившего название "евразийство". Признанными идеологами евразийства стали Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Н.Н. Алексеев, Г.В. Вернадский, Л.П. Карсавин, К.Н. Леонтьев, В.П. Никитин, Б.Н. Ширяев, В.Н. Иванов.

Что же представляла из себя изначально концепция евразийства, изложенная ее основателями? И могут ли его главные установки использоваться на постсоциалистическом пространстве в XXI в.?

Глинкина Светлана Павловна - доктор экономических наук, профессор, заместитель директора Института экономики РАН.

Орлик Игорь Иванович - доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН, Заслуженный деятель науки РФ.

1 Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации. М., 1993, с. 31.

2 См. Шкаренков Л.К. Агония белой эмиграции. М., 1987.

3 См. Орлик И.И. Евразийство: от зарождения до наших дней. - Новая и новейшая история, 2010, № 1.

Кратко, в тезисной форме она заключалась в следующем:

- В течение нескольких веков пространство России, ее территория увеличивалась за счет "органического расширения в Азии".

- Русский народ - это "особый этнический тип, сближающийся как с азиатским, так и с европейским".

- Культура России не является ни полностью европейской, ни одной из азиатских. В ней нет механического соединения элементов той и других. Это срединная, евразийская культура, первенствующую роль в которой играют великороссы.

- Границы Евразии совпадают с границами Русской империи. Евразия - особая часть света, особый континент, "некоторое замкнутое и типичное целое и с точки зрения климата, и с точки зрения других географических условий".

- Для будущего России необходимо закончить дело Петра I, то есть "вслед за тактически необходимым поворотом к Европе совершить органический поворот к Азии".

- Россия отличается от Германии или Франции, в основе которых лежит национально-государственное единство. Основой России является культурно-материковое единство.

- "Русский мир евразийцы ощущают как мир особый и в географическом, и в лингвистическом, и в историческом, и в экономическом и во многих других смыслах. Это "третий мир" Старого Света, не составная часть ни Европы, ни Азии, но отличный от них и в то же время им соразмерный".

- Не все евразийцы предлагают отвернуться от Европы. Напротив. Но для того, чтобы "сблизиться с Европой, нужно стать духовно и материально независимыми от нее". Евразийцы утверждают, что Россия может быть независимой. "Она представляет своеобразную географическую среду, в своих простых, широких очертаниях резко отличную от дробного строения Европы"4.

- По мнению Н.С. Трубецкого, евразийский мир представляет собой "замкнутое и законченное географическое, хозяйственное и этническое целое", которое отличается как от "собственно Европы, так и от собственно Азии". И далее он подчеркивает, что сама природа указывает народам Евразии "необходимость объединиться" и "создавать свои национальные культуры в совместной работе друг с другом".

- Россия не должна быть "провинцией европейской цивилизации". Европейский образ мысли рассчитан на "совершенно иной психологический тип людей".

- Задача России в будущем состоит в том, чтобы осознать, наконец, свою подлинную природу. Необходимо "созидание самостоятельной и самодовлеющей русско-евразийской культуры на основаниях, совершенно отличных от духовных основ европейской цивилизации"5.

Некоторые евразийцы считали основой формирования Российской Империи только географическую среду.

Г.В. Вернадский в своем исследовании "Начертание русской истории" выделяет ряд концепционных положений евразийства:

- нет двух Россий, "европейской" и "азиатской", а есть только одна Россия "евразийская" или "Россия - Евразия";

- непрерывное поступательное движение русских на восток не является "империализмом", а "неустранимой внутренней логикой месторазвития";

- русский народ не только применился к своему месторазвитию, но в большой степени и сам создал это свое месторазвитие6.

Первые евразийцы считали, что главным является сохранение "евразийского пространства", "евразийской общности". Они считали вполне исторически обоснован-

4 Савицкий П.Н. Континент Евразии. - Россия и Европа. Хрестоматия по русской геополитике. М., 2007, с. 406-411.

5 Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. М., 1999, с. 282-285.

6 Вернадский Г.В. Начертание русской истории. СПб., 2000, с. 23, 281.

ными Империю Чингисхана, Московское государство, Российскую империю, СССР -как преемственные формы евразийского объединения.

Евразийство сложно по своему содержанию. Не случайно евразийцы называли свое учение системой, сформированной на основе комплексного подхода. Они создали концепцию исторического, геополитического, культурного, этнографического единства России - Евразии, которая по их представлению, является особым геоприродным, историческим и социокультурным миром.

Итак, евразийство - это идеологическое течение русской общественной мысли, рожденное в результате длительного противостояния "славянофильства" и "западничества"; парадоксальным образом оно впитало в себя некоторые идейные элементы этих обоих общественно-политических направлений.

Из идейного поиска евразийство в 20-е годы прошлого века превратилось в политическое течение русской зарубежной эмиграции (в основном в Праге). Лидеры этого течения разрабатывали научные принципы евразийской геополитики как основы стратегических интересов России.

Изучение взглядов основоположников евразийской геополитики имеет большую научную, политическую и практическую значимость для определения роли и места современной России в мировой ситуации XXI в. и в рамках евразийского (постсоветского) пространства.

Особый интерес представляют методология и методы изучения основных факторов евразийской геополитики: территории, природных условий, демографической характеристики, общих показателей экономического развития, структуры промышленного и сельскохозяйственного производства, уровня развития материальной инфраструктуры, территориальных аспектов социально-экономического развития, финансов, внутренней и внешней торговли и пр.

Идейное наследие классического евразийства заслуживает глубокого и всестороннего исследования, критического осмысления. Нам не хватает знания о евразийцах, о их философских, исторических, экономических, религиозных взглядах. Впрочем, как не хватает знания и о самих себе.

Изучение и развитие евразийской идеи, ее многочисленных вариантов должно содействовать нахождению решений многих сложных проблем взаимоотношений народов на постсоветском пространстве, в том числе и ряда национальных проблем внутри Российской Федерации.

Важно разработать новый евразийский проект на основе многофакторного глубокого анализа всех сторон экономической и социально-политической жизни евразийского сообщества, отбросив устаревшие (или не оправдавшие себя) концепции классических евразийцев и нежизнеспособные постулаты большинства неоевразийцев 90-х годов прошлого века.

При подготовке нового евразийского проекта следует учитывать, что в XXI в. могут произойти новые переломные события. В борьбе за свои права в большую политику вступают страны, называвшиеся еще не так давно "развивающимися". Обостряются социальные противоречия в невиданных ранее масштабах. Глобализация оказалась отнюдь не спокойным эволюционным процессом, она чревата массовыми народными взрывами.

Отдавая должное вкладу в науку классических евразийцев и воспринимая многие их идеи, исследователи места и роли России в XXI в. видят необходимость не только уточнения евразийской идеи применительно к новому времени, но и разработки новой евразийской теории, позволяющей осмыслить совершенно новое качество Российского государства - преемника Советского Союза.

ЭВОЛЮЦИЯ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Распад СССР в начале 1990-х годов можно рассматривать как процесс смены исторического ритма организации евразийского пространства, просуществовавшего почти 500 лет и разрушенного за считанные годы. Уничтожение централизованного государства сопровождалось разрывом тесных межреспубликанских экономических, полити-

ческих и социальных связей, что существенно осложнило процесс формирования на развалинах СССР самостоятельных национальных государств.

"Распад СССР - беспрецедентная дезинтеграция одного из полюсов биполярной структуры мира. Новы

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком