научная статья по теме ЕВРАЗИЙСКИЕ ИДЕИ Н.Н. АЛЕКСЕЕВА О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ЕВРАЗИЙСКИЕ ИДЕИ Н.Н. АЛЕКСЕЕВА О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

Ахмедов И.Д.

ЕВРАЗИЙСКИЕ ИДЕИ Н.Н. АЛЕКСЕЕВА О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ

и современность

В статье представлена характеристика идеи Евразийского государства, дается анализ учений о Евразийском государстве известных ученых-правоведов, таких как Н.Н. Алексеев, Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, А.И. Щербинина. Автор понимает отражение принципов учения о Евразийском государстве в действующей конституции Российской Федерации как сохранение актуализации работ ученых-государственников XXI века.

ключевые слова: Евразийское государство, демотия, Содружество Независимых Государств, Союз народов.

Akhmedov I. D.

N. N. ALEKSEEV'S EUROASIAN IDEAS ABOUT THE STATE AND THE LAW AND MODERN TIME

Ахмедов И.Д.

The characteristic of idea of the Eurasian state is presented in the article. The analysis of the doctrines on the Eurasian state of prominent lawyers, such as N. N. Alekseev, N. S. Trubetskoy, P. N. Savitsky, A.I. Scherbinin is given. The author substantiates reflection of the principles of the doctrine

on the Eurasian state in the acting Constitution of the Russian Federation, as preservation of updating of the works by scientists-statesmen of the XXI century.

Keywords: Eurasian state, demotiya, the Commonwealth of Independent States, Union of the peoples.

Николай Николаевич Алексеев - один из основоположников классического евразийства, внесший колоссальный вклад в теорию государства и права, конституционного (государственного) права, сочетающий в себе фундаментальные знания и стратегическое мышление в юридических науках, философии, политологии.

С одной стороны, Н.Н.Алексеев является представителем и сооснователем классического евразийства, для которого характерны симпатии этатизму, идеологичности в государстве и праве, самобытности и приверженности историческим традициям национальной государственности и права.

С другой стороны, классическое евразийство отцов-основателей, в число которых входит и Алексеев, оказалось весьма жизнеспособной и обоснованной идеей, в том числе в контексте глобализации.

Пожалуй, именно на примере такого явления как глобализация и альтернативные процессы позволяют осознать современную теоретическую и практическую ценность евразийских идей. Опасный процесс современности - глобализация - представляет собой угрозу как народам Земли, так и правам и свободам человека, что выражается в том числе в небезопасности доминирования одного государства или группы государств в информационных и иных технологиях.

Альтернативой глобализации является формирование многополярного мира. Характерным проявлением этого является то, что страны объединяются в экономические пространства, сообщества, союзы, даже союзные государства, как правило на основе или с учетом не только политических и экономических выгод, но и культурной, цивилизационной близости - к примеру, Евразийский Союз.

В то же время евразийство - это только геополитическая идея, о чем сегодня думает значительное количество исследователей, но и глубокая идея о государстве и праве.

И если отцы-основатели Н.С.Трубецкой, П.Н.Савицкий во многом посвятили свои труды геополитическому осмыслению Евразии, истории, многонациональным отношениям, то Н.Н. Алексеев сосредоточился на истоках государства и права России-Евразии. Причем евразийский теоретик государства и права анализировал не только доминировавшие в российском государстве на различных этапах доктрины, но «оппозиционные» учения различных групп населения.

Он с позиции государство- и правоведа определил основные характеристики государства России-Евразии, вернее, того государства, которое должно воцариться в Отечестве.

Критически осмыслив навязываемую Западом систему западной либеральной демократии как единственно верной, Н.Н. Алексеев выдвигает концепцию «государства правды», которое призвано институционализироваться в России.

«Оно должно будет определить и сохранить права человеческой свободы, понимая их неразрывную связь с обязанностями и их жизненное значение для целого; оно должно будет, далее, обеспечить действительное осуществление этой свободы, бороться со всякими ее нарушителями и создать условия для устранения различных социальных препятствий ее реализации. тогда только истинная «положительная» свобода свяжется с идеей служения целому и не будет пустым словом, но - воплощённою в жизнь действительностью»1.

Евразийское государство основывается на трех основных принципах:

1. Идеократия (власть идеи): «власть идеи», то есть идея, общая для сограждан, и доминирующая в государстве и обществе, предусматривает подчинение социальной жизни.

Если Н.Н.Алексеев, живший в условиях распространенности идеологизированных политических систем, говорил о фактически идеологизированном государстве, об обязательной идеологии, то в современном контексте, учитывая, что евразийство не догма, а живая, перспективная идея, можно констатировать, что понятие идеократии не противоречит статье 13 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Идеократия в современных условиях может означать и широко обсуждаемое понятие «национальная идея» и недопустимость механического переноса иностранных норм права, не подходящих для Российской Федерации.

Сам Н.Н.Алексеев писал, что государство «застынет, окоченеет, умрет, если не будет считаться с вечно бурлящим потоком живого бытия»2.

2. Демотия: (евразийское народовластие)

Евразийское народовластие - демотия, то есть соучастие народа в своей судьбе, причем Алексеев имел в виде не только народ как совокупность граждан, но народ в контексте истории и происхождения, и как бы сказал Л.Н.Гумилев, «месторазвития».

1 Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. - М., «Аграф», 1998. -С.322.

2 Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. - М., «Аграф», 1998. -С. 601.

Евразийский юридический журнал

№ 11 (66) 2013

«Чрезвычайно важная характеристика правовой культуры - ее национально-исторические особенности, традиции, корни. Они представляют собой часть того, что Монтескье называл общим духом народа»1.

Понятие демотии и идеократии вместе характеризуют гарантийное государство, которое «не знает самодержцев - ни личных, ни коллективных. Но если идею республики толковать в древнем, римском, цицероновском смысле - res publica, как "общее дело", о котором учили и русские философы, то, в этом смысле гарантийное государство есть режим республиканский. Гарантийное государство есть государство Общего Дела - и мы верим - ему принадлежит будуще»2.

3. Идеократическая демотия дополнялась понятием «Евразийский отбор».

Используя терминологию Л.Н.Гумилева, люди, образующие элиту, должны быть пассионариями, то есть готовыми пожертвовать очень многим для воплощения своего евразийского идеала.

Определяя свои идеальные государство и право, по сути, как православные, Алексеев все же осознавал Россию как союз братских народов. «Союз народов, хотим сказать мы, можно сковать только на почве веры в общие идеалы. Будущая Россия не может быть построена иначе, как на началах широкой автономии входящих в её состав земель и народов. Мощь её, конечно, обнаружится тогда, когда она будет привлекать к себе другие народы, причём давать этим народам свой русский политический идеал и свою русскую политическую систему. Россия должна сохранить роль центра, около которого собирается Союз Народов, поставивший своей целью борьбу с насилием и эксплуатацией, защиты угнетённых и слабых»3.

Этим словам вполне соответствуют идеи Н.С. Трубецкого о евразийской многонародной нации, государствообразую-щей роли коренных народов России, среди которых русский народ играет объединяющую роль (русская культура объединяет народы в единое целое).

Учитывая вышеизложенное, можно заявить, что в Конституции Российской Федерации воплотились евразийские государственно-правовые идеалы, хотя, во-первых, не абсолютно, а во-вторых, с учетом развития идеи в пространственно-временном континууме.

Одобренная на волне либеральной трансформации Конституция 1993 года оказалась во многом соответствующей традициям и политико-правовой культуре России. А.М.Величко приводит доводы закономерного провала идеи парламентской республики в России, считая что история сказала свое слово4. Как это ни парадоксально, но принятая на волне либерализации Конституция РФ оказалась ингерентной5 (согласованной с окружающей ее культурной средой) политико-правовой культуре России.

По меткому выражению А.И.Щербинина, «сама государственная идея на протяжении многих веков российского бытия явно или скрыто фильтровала экономические новации и политические эксперименты6. Эти правовые традиции в значительной степени общи для всех стран Содружества Независимых Государств, то есть для «Евразии» по определению классиков евразийства, в какой то мере и для других стран.

1 Мартышин О.В. О некоторых особенностях российской правовой и политической культуры// Государство и право. 2003. №10. - С. 24.

2 Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. - М., «Аграф», 1998. -С. 384.

3 Там же. - С.366.

4 Величко А.М. Государственные идеалы России и Запада. Параллели правовых культур. - СПб,1999. - С.220.

5 Тарасенко Ф.П. Прикладной системный анализ (Наука и искусство решения проблем): Учебник. - Томск, 2004. - С.40.

6 Щербинин А.И., Щербинина Н.Г. Политический мир России. -

Томск, 1996. - С. 210.

Действительно, «президентство стало центральным политическим атрибутом постсоциалистического мира»7.

Конституция создает условия для сочетания западных и восточных традиций, свободы и демократии с сильной центральной властью. Нельзя не упомянуть и центральное место Президента федеративного российского государства в государственном механизме, одним из возможных проявлений евразийской политической и правовой культуры России: это отвечает традициям российской государственности (сильная власть главы государства). С другой стороны, национальным традициям соответствуют и традиции широкого самоуправления.

В традициях российской государственности - сильная едино

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком