научная статья по теме ЕВРОПЕЙСКИЕ ПИЛИГРИМЫ СОЦИАЛИЗМА В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ В XIX В Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ЕВРОПЕЙСКИЕ ПИЛИГРИМЫ СОЦИАЛИЗМА В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ В XIX В»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

А.А.Щелчков

Европейские пилигримы социализма в Латинской Америке в XIX в.

Первые контакты латиноамериканцев с теорией социализма в XIX в. осуществлялись через европейских эмигрантов, последователей идей романтического социализма. Европейцы искали в Новом Свете возможности для практического приложения своих доктрин, основывали экспериментальные поселения. Самые масштабные проекты социалистических общин были реализованы в Бразилии и Мексике.

Ключевые слова: романтический социализм, фурьеризм, фаланстер в Санта-Катарине, Тополобамбо, Виктор Консидеран, Флора Тристан.

Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря.

Пс. 138.

Латинская Америка в XIX в. стала объектом пристального внимания европейских социалистов, предпринимавших многочисленные попытки реализовать свои идеи в Новом Свете. Влияние взглядов и убеждений, обмен людьми и книгами между Европой и Америкой был постоянным и нарастающим процессом. Социалистические идеи, пришедшие из Европы после 1848 г., приобретали в Латинской Америке новое звучание, преломляясь сквозь призму местных представлений об общественном благе.

По существующей традиции этот социализм, следуя определению Маркса, называют утопическим, противопоставляя ему научность марксова учения1. Однако в нем утопии не больше, чем у Маркса. В последние годы многие исследователи предпочитают говорить о домарксовом социализме как о «первом»2 либо как о «романтическом» в противовес «прагматическому» социализму марксистов3. Здесь мы предпочитаем использовать именно эти определения, хотя утопия как «научное» проектирование, социальная инженерия, стремление создать модель идеального общественного устройства и была отличительной чертой первого социализма.

Андрей Аркадьевич Щелчков — доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН (sch2000@mail.ru).

3* 67

Новый Свет манил к себе социалистов XIX в. Многие верили, что именно там будет осуществлен их идеал нового общества. Не зря и «Утопия» Томаса Мора, и «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы, и «Новая Атлантида» Фрэнсиса Бэкона были открыты воображаемыми путешественниками, например, португальцем в случае с «Утопией», что намекало на нахождение этих земель в Новом Свете, и именно с Америкой связывались мечтания об идеальном мире. Как справедливо отметил уругвайский исследователь Фернандо Аинса: «Новый Свет сразу становится проекцией, «противооб-разом» европейской действительности. Территории утопий, расположенные в различных точках вообра-Хосе Гаспар де Франсиа жаемого пространства, сходятся и

объективируются в Новом Свете, отныне наделенном всеми добродетелями, которые люди от века стремились обрести в каком-то неведомом месте планеты»4.

Основоположники романтического социализма Шарль Фурье и Роберт Оуэн обратили свои взоры к США и Латинской Америке. Как утверждал Доминго Фаустино Сармьенто, Фурье посылал свои книги диктатору Парагвая Хосе Гаспару де Франсии, рассчитывая на возможность построения там общества фаланстеров5. Фурьеристы испытывали непреодолимую тягу к этой стране, будучи убеждены в социалистической природе режима Франсии. В 1842 г. оказавшаяся в Монтевидео известная французская фурьеристка Луиза Башелет намеревалась уехать в Парагвай для создания там фаланстеров. В своей книге она писала: «Администрация доктора Франсии во многом соответствует социетарной теории Фурье, что вызывает во мне огромное любопытство»6.

В сентябре 1828 г. Роберт Оуэн обратился в посольство Лондона в Мексике с просьбой разрешить реализацию его планов по созданию поселений нового типа в штатах Техас и Коауила. Объясняя суть своего проекта, он писал: «Теперь существуют средства, чтобы сформировать человека более развитого, нежели нынешний... Это будет общество свободное от бедности». Оуэн предлагал населить колонистами эти земли, где будет действовать новый порядок, который положит конец войнам, религиозной нетерпимости и торговой конкуренции7.

Мексиканское правительство немало подивилось такой просьбе и отказало, не колеблясь. Однако сын Оуэна Роберт Дэйл утверждал, что его отец никогда не переставал думать о Мексике как о площадке для создания нового общества8. Впрочем, этот эпизод так и остался историческим анекдотом, не имевшим никаких последствий для Мексики.

ФЛОРА ТРИСТАН В ПЕРУ

Флора Тристан (1803—1844) прославилась как одна из первых французских и перуанских феминисток и социалисток. Ее отец Мариано де Тристан был перуанским аристократом из Арекипы. После его смерти в 1807 г., семья познала все тяготы бедности. Флора посвятила свою жизнь борьбе за права женщин и распространению социалистических идей. Она рано познакомилась с трудами Фурье и была увлечена его учением. Побывала в Англии, где поддерживала чартистов, общалась с Оуэном. Результатом этой поездки стала книга «Прогулки по Лондону», потрясавшая своим реализмом в описании ужасающего положения рабочего класса. Прудон ставил Флора Тристан Флору Тристан в один ряд с Жорж

Санд, Фелисите-Робером Ламенне, Пьером Леру, Виктором Консидераном. Ее книгой вдохновлялся Фридрих Энгельс в написании своей работы «Положение рабочего класса в Англии»9.

В 1833—1834 гг. Тристан предприняла путешествие в Перу, где рассчитывала получить причитающуюся ей часть наследства отца. Описание этой поездки легло в основу ее книги «Странничество парии», в которой она декларирует свое политическое кредо: «Все люди братья, а весь мир — наша общая родина»10. Страницы этой книги, посвященные пребыванию Флоры в Перу, полны пессимизма и острой критики «вопиющего неравенства и нищеты», суеверия и невежества народа, лицемерия и тщеславия креольской верхушки11. Страна разочаровала и огорчила молодую социалистку. Она писала: «Будь проклята эта общественная система, которая противна Провидению, ибо вместо любви предлагает человеку кандалы узника, разделяет общество на господ и рабов»12.

Тристан интересовалась местной историей и политической борьбой. Она дала очень корректные и яркие определения политическим деятелям. Любопытно, что она назвала либерала и республиканца, священника Фран-сиско Луну Писарро, с которым познакомилась в Арекипе, «маленьким перуанским Ламеннэ»13.

В Арекипе в момент нахождения там Флоры жил не только Луна Пи-сарро, но и учитель Боливара, просветитель и утопист Симон Родригес, который был знаком с ней, когда она была еще ребенком. Ее дядя Пио Тристан в письме к Флоре отмечал, что Симон Родригес, которого она в детстве знавала как «Робинзона», рассказывал ему о ней14. Странно, но она ничего не пишет о Родригесе, хотя ее как иностранку и родственницу известного аристократического семейства посещали почти все видные горожане и любопытствующие просвещенные граждане.

Флора Тристан покинула Перу в июле 1834 г. с горьким чувством и обидой на своих родственников. Однако, она не перестала интересоваться Южной Америкой. В тот же год она опубликовала письма Боливара к ее отцу. Круг общения Тристан в Перу был достаточно широк, чтобы можно было сделать вывод о том, что ее взгляды должны были оставить некоторый след. Ее книга о пребывании в этой стране вызвала возмущение и ярость креольской верхушки. Имя Флоры Тристан поносилось, а сама книга была публично сожжена в 1840 г. на центральной площади Арекипы.

Путешествие Флоры в Перу имело неожиданное продолжение. В 1849 г. после разгрома революции во Франции ее дочь Алина с мужем искали убежища в Перу. В эту поездку с ними отправился их маленький сын, в будущем великий художник Поль Гоген. Впоследствии он писал: «Моя бабушка была слегка странной женщиной. Ее звали Флора Тристан»15. Дочь Флоры стала убежденной социалисткой. Она умерла в фаланстере в Париже.

Влияние взглядов Тристан на перуанскую общественную мысль нельзя игнорировать. Так, ее книги «Прогулки по Лондону» и «Рабочий союз» штудировал предтеча перуанского индеанизма и социализма Хуан Буста-манте16. Перуанцы считают пламенную феминистку и социалистку Флору Тристан предшественницей перуанского социализма17.

НА РИО-ДЕ-ЛА-ПЛАТЕ

В первой половине XIX в. Уругвай, боровшийся за независимость, был притягательным местом для европейских революционеров и социалистов. Во время осады Монтевидео аргентинскими войсками там оказались европейские социалисты, итальянские карбонарии, мадзинисты, сам Гарибальди. В 1839 г. в туда прибыл и фурьерист Жан-Батист Тандоннет. Этот французский социалист оказал большое влияние на молодых латиноамериканских либералов. Именно от него Доминго Фаустино Сармьенто узнал о Шарле Фурье и его учении18. Тандоннет оставался в Уругвае два года, в течение которых стал издавать газету на французском языке для своих соотечественников (в те годы в Монтевидео на 31 тыс. жителей приходилось более 6 тыс. французов и четыре тысячи итальянцев).

Со страниц своей газеты Тандоннет высказался против создания французского легиона защитников города, за что власти выслали его прочь. Так он оказался в стане осаждавших. Он завоевал доверие генерала Мануэля Орибе, который снабдил его рекомендательным письмом к диктатору Хосе Мануэлю Росасу в Буэнос-Айрес, куда Тандоннет и отправился. Социалист надеялся найти у Росаса поддержку своим фурьеристским проектам.

Тандоннет встретился с Росасом. Он был очарован простотой и доступностью Росаса, стал сотрудничать с его режимом. Сармьенто объяснял увлечение Тандоннета Росасом индифферентностью фурьеризма в отношении политического режима, готовностью сотрудничать с монархиями и диктатурами: «Чего не могу простить Фурье, чьим доктринам был верен мой друг Тандоннет, так это того, что им был безразличен тот ужасный

политический вред, который принесли деспотизм Буэнос-Айреса и его друг и добряк Хуан Мануэль» (Росас. — А.Щ.)19.

В 1845 г. Тандоннет перебрался в Рио-де-Жанейро. Там он издавал оказавшийся недолговечным журнал «Revue Socialiste». В 1846 г. Тандоннет вернулся во Францию на одном корабле с Сармьенто. В книгах Сармьенто рассказал не только о своих впечатлениях от совместной поездки и взглядах спутника, но и о его влиянии на развитие латиноамериканской мысли20. Хотя Тандоннету и не удалось основать на Ла-Плате группу п

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком