научная статья по теме ФЕДЕРАЛИЗМ И ДИКТАТУРА ВЛАСТИ: ПРАВОВАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ И УЧЕНИЕ ИВАНА ИЛЬИНА Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ФЕДЕРАЛИЗМ И ДИКТАТУРА ВЛАСТИ: ПРАВОВАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ И УЧЕНИЕ ИВАНА ИЛЬИНА»

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2015, № 9, с. 53-64

ПРАВОВАЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ МЫСЛЬ

ФЕДЕРАЛИЗМ И ДИКТАТУРА ВЛАСТИ: ПРАВОВАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ И УЧЕНИЕ ИВАНА ИЛЬИНА

© 2015 г. Николай Михайлович Добрынин1

Аннотация: в работе на основе результатов анализа научно-философского наследия И.А. Ильина излагаются авторские размышления о государственно-правовом устройстве современной России. Автор поддерживает взгляды видного ученого и мыслителя первой половины ХХ в. и акцентирует внимание на ключевых вопросах укрепления правовых основ российской государственности на почве формирования необходимого уровня индивидуального и массового правосознания. Отмечается значимость адекватной легитимации государственной власти и демократических ценностей у населения. Особенно подчеркивается важность неотложности дальнейшего укрепления власти в контексте задач российского федерализма и стоящих перед ним вызовов. В работе проводится анализ взглядов И.А. Ильина в сопоставлении со сравнимыми концепциями, имевшими место в истории развития политико-правовых учений, в частности с точками зрения Н. Макиавелли и Т. Гоббса. Делается вывод о том, что взгляды И.А. Ильина в действительности не имеют того негативного оттенка, который свойствен многим классическим доктринам этатизма и государственного патернализма, а напротив, проникнуты идеей глубины нравственных оснований права и всего государственного устройства общества, обращены в будущее и потому крайне актуальны для современного этапа государственно-правового развития России.

Annotation: the research is based on the results of analysis performed upon the scientific and philosophic legacy of Ivan Iliin, and it represents the author's reflections on the issues of the statehood and legal system of today's Russia. Supporting the views expressed by the authoritative scientist and thinker in the first half of 20th century, author highlights the basic issues of the legal development for the contemporary statehood of Russia on the ground of achieving the necessary level of individual and mass sense of justice. Author notes the significance of adequate and appropriate legitimation of public authority and ideas of democracy by the people. He underlines especially the importance of improvement of the public authority system in the context of the Russian federalism's mission and the challenges which this federalist system faces now. The research contains the results of comparative analysis for the relevant doctrines, which one could yet derive from the history of political and legal studies, and for the views of Machiavelli and Hobbes in particular. Author argues that the views of Ivan Iliin have really none of that negative aspects which are peculiar for the many classic doctrines of statism and state paternalism, but, vice versa, his study is based on the ideas of deep moral roots of Law and statehood as a whole, looking to the future and, thus, have an extremely high topicality in the context of contemporary stage of the legal and political development of Russia.

Ключевые слова: правосознание, легитимация, сильная власть, федерализм, корпоративность, правовая солидарность.

Key words: sense of justice, legitimation, potent authority, federalism, corporationism, legal solidarity.

Период истории России начала 2000-х годов был ознаменован преодолением в значительной степени культурных, политических, социально-экономических кризисных явлений, связанных с переходом от советского государственно-общественного строя к новому демократическому укладу. В этих условиях, естественным образом, возник вопрос о выборе курса дальнейшего развития страны, укрепления и совершенствования основ российской государственности и общественного бытия в целом, которые получили свое закрепление в Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

1 Профессор кафедры конституционного и муниципального права Института государства и права Тюменского государственного университета, доктор юридических наук (E-mail: belyavskaya@partner72.ru).

Одним из наиболее ярких ориентиров, как представляется, во многом обусловивших выбор руководством страны политического и идеологического вектора, является научное и творческое наследие видного русского философа и ученого Ивана Ильина2, отвергнутое советской властью и преданное забвению. Однако то, что политико-социальный курс современной России был сориентирован на идеи И.А. Ильина, не обусловлено само по себе лишь отрицанием советской модели государственного и общественного строительства на основе обращения к дореволюционным, консервативным воззрениям.

2 См.: Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25 апреля 2005 г. // Росс. газ. 2005. 26 апр.; Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 10 мая 2006 г. // Там же. 2006. 11 мая; Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 г. // Там же. 2014. 5 дек.

Произведения И.А. Ильина поражают не только своей глубиной и проницательностью, но и тем, что, будучи созданными в первой половине XX столетия, они с необыкновенной точностью отражают те события, с которыми столкнулось государство на историческом рубеже перехода от советского строя к новому - строю современной России. Выводы же, сделанные автором, не опровергаются, а напротив, находят свое подтверждение и в наши дни, когда научное сообщество располагает значительно более широким методологическим инструментарием.

Ценность идей И.А. Ильина в содержательном ключе состоит в том, что государство в целом, а также внутригосударственные и межгосударственные отношения и связи (включая создание и реализацию норм позитивного права) ученый ставит на "рациональную" основу, т.е. на правосознание конкретного индивида, групп индивидов, общества. Правосознание, в свою очередь, выражает восприятие и понимание индивидом естественно-правовых начал, справедливости, общей цели, объединяющей их в различные сообщества.

Особую значимость представляют учения И.А. Ильина о власти и форме государства, и прежде всего о федерализме, в контексте рассуждений автора о будущем России. В преломлении сквозь призму современных реалий эти идеи, вне сомнения, являются весьма перспективными в качестве теоретико-правового и идеологического базиса для эффективного построения российской государственности.

Ниже излагаются авторские размышления и представлена наша попытка анализа ключевых идей И.А. Ильина во взаимосвязи с современными реалиями неотложности совершенствования федерализма на фундаменте сформированной в государстве сильной власти, не тоталитарной, но авторитарной установленной в государстве диктатуры власти, не жестокой, но жесткой утвержденной в государстве полной власти, решения которой принимаются не произволом, но правом, а сущность такой власти - диктатура лучших и диктатура лучшего.

Правосознание как основа государства и права

Одно из центральных мест в научном наследии философа и юриста И.А. Ильина занимает учение о правосознании. Так, ученый пишет: "Вся история человечества должна быть рассмотрена при свете такого (духовно-здорового. - Н.Д.) право-

сознания, как его история, как длинный ряд его побед и поражений. Вся история политических учреждений предстает в виде пантеона его жизненных воплощений. Вся история политических учений осмысливается как великое, общечеловеческое искание его адекватной формулы. При свете нормального правосознания вновь и по-новому раскрываются предметное единство человеческого рода, преемство его волевой культуры, созревание его духовного самосознания"3.

Правосознанию И.А. Ильин придавал особое значение и особую роль в качестве жизненной среды для государственно-правовых явлений. Свое видение автор противопоставлял концепции о "внешней" природе права и государства, отмечая при этом, что «должна быть усмотрена и усвоена их "внутренняя", душевно-духовная сущность. Право только "проявляется" во внешнем, пространственно-телесном мире; сферою же его настоящей жизни и действия остается человеческая душа, в которой оно выступает с силой объективной ценности. Государство в своем осуществлении "предполагает" наличность множества телесно разъединенных людей, теорий и внешних вещей; но именно человеческая душа остается той средой, в которой зарождается, зреет, протекает - и государственная жизнь индивидуума, и жизнь государства как единого целого. <...> Усмотреть наличность, достоинство и компетентность нормального правосознания - значит найти путь для разрешения всех основных жизненных затруднений, вытекающих из природы права и создающих немало теоретических споров и даже "антиномий" в юридической науке»4.

В обоснование последнего из представленных тезисов И.А. Ильин приводит ряд аргументов.

Во-первых, по И.А. Ильину, правосознание является связующим звеном между "внешним порядком" и "внутренними состояниями духа", средством создания "внешнего порядка" через "внутреннюю упорядоченность души". "Оно (право. - Н.Д.), - утверждает автор, - живет правосознанием и исполняет свое значение тем лучше, чем правосознание зрелее и совершеннее"5.

Во-вторых, по мнению И.А. Ильина, правосознание - та призма, преломляясь через которую, абстрактные правовые нормы получают свою справедливую реализацию: "Восприятие конкретной данности должно быть актом художест-

3 Ильин И.А. О сущности правосознания / Подготовка текста и вступит. ст. И.Н. Смирнова. М., 1993. С. 234.

4 Там же. С. 211, 229.

5 Там же. С. 229.

венной справедливости; понимание отвлеченного правила должно покоиться на созерцании безусловной цели права... Но акт художественной справедливости и созерцание безусловной цели права могут быть доступны только нормальному правосознанию"6.

В-третьих, аргумент, предлагаемый И.А. Ильиным, по своему смыслу сводится к тому, что духовно-здоровое, творческое правосознание является носителем основных духовных ценностей, которые присущи естественному праву. Ученый ведет речь о "творческом признании права" - таком признании, "которое действительно усматривает его духовное достоинство, соблюдает свободу признающего духа и в то же время вливает энергию личной воли в пре

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком