научная статья по теме ФЕРНАНДО ЛОПЕШ ГРАСА -ТВОРЧЕСТВО И БОРЬБА Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ФЕРНАНДО ЛОПЕШ ГРАСА -ТВОРЧЕСТВО И БОРЬБА»

КУЛЬТУРА

В.Р.Доценко

Фернандо Лопеш Граса -творчество и борьба

Статья посвящена творчеству и общественно-политической деятельности выдающегося португальского композитора ХХ в. Фернандо Лопеша Грасы, одного из активных борцов против режима Салазара. Основные черты индивидуального стиля композитора рассматриваются в контексте проблемы преломления национальных элементов в русле европейского неоклассицизма и модернизма.

Ключевые слова: музыка, композитор, неоклассицизм, фольклор, режим Салазара.

В Португалии на историческом перекрестке между диктатурой и демократией в апреле 1974 г. высветились имена многих общественных деятелей, представителей искусства и литературы, усилиями которых подготавливалась почва для обновления страны. Рядом со ставшими символическими фигурами политика Алвару Куньяла, поэта Фернанду Пессоа, писателя Жоржи Сарамагу и многих других представителей «литературы сопротивлении» — композитор Фернандо Лопеш Граса (1906—1994), в творчестве и общественной деятельности которого отразились все противоречия той драматической эпохи.

Жизнеописание Лопеша Грасы больше напоминает тернистый путь борьбы революционера-подпольщика, нежели маститого сочинителя академической музыки. Этот человек родился в городе Томар, и его музыкальные способности проявились уже в раннем детстве. В 14-летнем возрасте он начал работать пианистом в местном кинотеатре, обращая на себя внимание публики нетрадиционным подходом к выбору репертуара, состоявшего, в отличие от репертуара его коллег, не из дешевых шлягеров, а пьес, среди которых были произведения композиторов-романтиков, Клода Дебюсси, русских авторов. С 1923 г. Лопеш Граса начинает учиться в Национальной консерватории в Лиссабоне у Томаша Борбы (композиция) и Луиша Фрейташа Бранко (музыкальные науки). В 1927 г. посещает курс виртуозного мастерства у наиболее известного в ту пору португальского композитора и пианиста Жозе Вианы да Мотты. С этими музыкантами всю жизнь его связывали не только профессиональные, но и дружеские отношения.

Виталий Романович Доценко — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник ИЛА РАН (vitali.dotsenko@yandex.ru).

В 1928 г. Лопеш Граса начинает изучать историю и философию на филологическом факультете Лиссабонского университета, однако в 1931 г. вынужден оставить его в знак протеста против начавшихся в стране репрессий. В том же году во время проведения конкурса в Национальной консерватории на место преподавателя фортепиано, в котором он принимал участие, в помещение ворвались агенты тайной политической полиции и арестовали Лопеша Грасу за расклеивание антиправительственных листовок. Жюри конкурса под председательством Л.Фрейташа Бранко протестовало против задержания, однако номинант был препровожден в тюрьму в Сантарене, а затем сослан в отдаленный район. Несмотря на это, он все же был признан победителем конкурса с наивысшей оценкой.

В 1934 г. Лопеш Граса добивается права на стипендию для продолжения образования в Париже, однако решение жюри аннулируется. В 1935 г. он вновь арестован и заключен в форт Кашкайш. Лишь в 1937 г. музыкант выходит на свободу и все же отправляется во Францию за своей счет. В 1939 г., с началом Второй мировой войны, он записывается добровольцем в корпус «Друзей французской республики», завязывает дружеские связи с беженцами из франкистской Испании, однако перед оккупацией Франции Германией вынужден вернуться на родину.

В этот период он развивает бурную деятельность как композитор, пианист и музыкальный критик, организовывает хоры любителей музыки и выступает с ними по стране, удостаивается нескольких премий за свои сочинения (Первый концерт для фортепиано с оркестром, 1940; Симфония, 1944). Его престиж как музыканта растет, и в 1940 г. он получает предложение возглавить Службу музыки национального радио Португалии. Однако и этот пост ему занять не удалось из-за отказа подписать декларацию об «отречении от коммунизма и всех разрушительных идей», что являлось требованием для всех государственных служащих.

В 1941 г. Лопеш Граса начинает, наконец, преподавать в Академии любителей музыки в Лиссабоне. Вместе с тем, неудовлетворенный атмосферой застоя в театрально-концертной жизни, в 1942 г. он при поддержке директора консерватории Томаша Борбы основывает концертное общество «Соната» по распространению современной музыки. Он искал вдохновения в произведениях композиторов-новаторов — Игоря Стравинского, Арнольда Шенберга, Белы Бартока, Мануэля де Фальи, творчество кото-

Фернандо Лопеш Граса

рых было краеугольным камнем европейского музыкального мышления, стремился познакомить с их музыкой португальскую публику. Общество «Соната» вскоре превратилось в место встреч передовой интеллигенции, настроенной против диктатуры Салазара.

В 1945 г. Лопеш Граса становится активным деятелем Движения демократического единства, организует хор, для которого создает «Героические песни», ставшие песнями борьбы всего движения сопротивления. В 1948 г. вступает в Коммунистическую партию Португалии, участвует во Всемирном конгрессе борцов за мир в Варшаве, едет в Прагу на Второй конгресс прогрессивных композиторов и музыковедов, принимает участие в заседаниях Международного общества современной музыки в Амстердаме. В 1949 г. Лопеш Граса был приглашен в жюри Международного конкурса им. Бела Бартока в Будапеште, однако его не выпускают из страны. В 1950 г. его коллектив преобразуется в хор Академии любителей музыки, в результате чего дирижерская и политическая деятельность музыканта становится еще активнее. Этот хоровой коллектив существует до сих пор и носит его имя.

Длительное правление дряхлеющего диктатора приводит к постепенному ухудшению политической обстановки в стране, ко все большей закрытости культурной жизни и прекращению всяких попыток ее модернизации. В Национальной консерватории воцарилась атмосфера застоя. Творческая активность португальских композиторов падает, и многие из них начинают преподавать. Это коснулось и Лопеша Грасы, однако он продолжает наращивать свою общественную деятельность. В 1951 г. по его инициативе в Академии любителей музыки начинает выходить ежемесячная «Музыкальная газета», в которой, несмотря на цензуру, работают представители прогрессивной интеллигенции, — музыканты, поэты, писатели и художники. Режим отвечает усилением репрессий: в 1954 г. национальным оркестрам запрещают исполнять произведения Лопеша Грасы, аннулируют диплом преподавателя, что лишает его возможности работать не только в Академии, но и давать частные уроки. В этот период безвременья он лишается всех средств к существованию, однако близкие друзья помогают ему найти приработок — редактирование материалов для издания Музыкального словаря.

25 апреля 1974 г. — эпохальный день, когда страна проснулась от векового сна. Имя Фернандо Лопеша Грасы приобрело общенациональную известность, превратившись в один из символов сопротивления диктаторскому режиму. Наконец, уже в зрелые годы, наступила пора широко признания его творчества. Через месяц после победы Апрельской революции, 25 мая 1974 г. в Колизее Лиссабона состоялся памятный вечер, на котором Лопеш Граса дирижирует своим любимым детищем — хором Академии любителей музыки. В этом же году он возглавляет комиссию по реформе музыкального образования. В 1976 г. награждается правительством СССР Орденом Дружбы народов. В 1980 г. Президент Республики Марио Суа-риш удостаивает Фернандо Лопеша Грасу звания Кавалера военного ордена Сантьяго де Эспада. Деятельность и творчество Лопеша Грасы стали национальным достоянием Португалии. Его имя присвоено одной из улиц Лиссабона, музыкальной школе, конкурсу композиции.

Бурная общественно-политическая деятельность Лопеша Грасы, казалось бы, не должна была оставить ему времени для серьезной творческой работы, однако это не так. Напротив, можно сказать, что эти две стороны его личности были неразделимы. Именно в этой неразделимости заключается, как бы мы сегодня сказали, «политизированность» его эстетического мировоззрения, или наоборот — художественность его политической позиции. Собственно сочинений, продиктованных «политическим заказом», у него не так уж и много. Они принадлежат, в основном, к уже неоднократно упомянутому песенному жанру. Естественно, стиль и степень сложности сочинений, предназначенных для массового восприятия, отличаются, скажем, от академического стиля сонаты для фортепиано, а какую-либо народную песню можно уподобить зерну, из которого может произрасти симфоническая «Рустическая сюита». Любой творец должен учитывать «адресат» и степень подготовки своей аудитории. В этой связи важно отметить, что политическая активность композитора никогда не приводила к снижению профессиональных критериев, к вкусовой облегченности. Ло-пеш Граса создавал в основном музыку, отвечающую его внутренним потребностям, предназначенную для круга просвещенных слушателей. Однако в поисках средств самовыражения он никогда не удаляется в отвлеченный экспериментализм. В самых сложных академических опусах, в которых логика развития материала нередко приводит к многослойным контрапунктическим построениям, он не переходит грань доступности, считая себя обязанным находить язык, способный обеспечить контакт между художником и слушателем.

В индивидуальном стиле Лопеша Грасы отчетливо просматриваются черты двух основных направлений модернизма первой половины ХХ в. — неоклассицизма, связанного с европейским историческим и культурным наследием, и неофольклоризма, базирующегося на систематическом использовании португальского народного творчества. Заметим, что трактовка идейных различий между этими направлениями академической музыки, в обычных условиях незначительных, в обостренной общественно-политической обстановке Португалии зачастую достигала уровня противостояния.

Неоклассицизм как музыкальное направление начал утверждаться в Европе примерно с 20-х годов XX в. в творчестве ведущих композиторов того времени — Игоря Стравинского, Пауля Хиндемита, Мориса Равеля, Сергея Прокофьева — как универсалистское направление, опирающееся на традиции полифонической шк

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком