научная статья по теме ФИЛОСОФИЯ И СЛОВО (ИЛИ ЕЩЁ РАЗ О СПЕЦИФИКЕ ФИЛОСОФИИ)* Философия

Текст научной статьи на тему «ФИЛОСОФИЯ И СЛОВО (ИЛИ ЕЩЁ РАЗ О СПЕЦИФИКЕ ФИЛОСОФИИ)*»

К 70-ЛЕТИЮ ВОССОЗДАНИЯ ФИЛОСОФСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ им. М.В. ЛОМОНОСОВА

От редакции. Редакция, Редколлегия и Международный редсовет журнала "Вопросы философии" сердечно поздравляют с юбилейной датой коллектив философского факультета МГУ, его преподавателей и студентов, аспирантов и выпускников, работающих практически во всех вузах России и за рубежом. В декабре 1941 года в структуре МГУ им. М.В. Ломоносова был воссоздан философский факультет. На кафедрах факультета во все времена преподавали замечательные ученые, хранившие традиции русской философии и стремившиеся передать их будущим поколениям, в его стенах работали исследователи, по книгам которых учились и учатся сегодняшние профессиональные философы. Философский факультет МГУ и ныне хранит традиции философского образования в России.

Желаем факультету, всем его сотрудникам успешной работы на благо отечественной философии.

В нескольких номерах нашего журнала будут представлены статьи нынешних сотрудников философского факультета МГУ.

Философия и Слово (или Ещё раз о специфике философии)*

В.В. МИРОНОВ

В статье предлагается генетический анализ специфики философии (на материале античной философии), описывается переход "от мифа к логосу", от образа к логически упорядоченной системе понятий. При этом акцентируются сущностные связи, которые философия и культура вообще сохраняет с мифом: элементы мифологического сознания обнаруживаются в научной, политической практике, и прежде всего в различных формах ценностно-эмоционального освоения мира. Констатация неразрывности этих связей вынуждает помещать рассмотрение философии в контекст системного анализа культуры и взаимодействий различных форм духовного производства (миф, литература, естественные науки, филология). Специфика философии определяется через способы использования слова; конституирующим оказывается обращение к историко-философской традиции, открывающее, через постоянную переинтерпретацию текстов и Текста (культуры), возможность выведения познающего субъекта за рамки конкретной культуры, освобождения от локальных ценностей и традиций, а тем самым и возможность самой философии как анализа предельных взаимоотношений между миром и человеком.

Drawing on examples from classical Greek philosophy, this article offers a genetic analysis of specificity of philosophy, with a focus on the transition "from myth to logos" as from image-

* Статья подготовлена в развитие доклада, прочитанного автором в декабре 2009 г. на традиционных Аверинцевских чтениях в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова. © Миронов В.В., 2012 г.

based thought to a logically constructed system of concepts. Fundamental continuity is stressed between culture and philosophy on the one hand, and myth on the other: elements of mythopoeic thought can be found not only in certain forms of emotive and value-based understanding of the world but also in various scientific and political practices. The acceptance of this fundamental continuity will lead to placing philosophy in a wider context of a cultural systems analysis, comparing it to myth, fiction, sciences or philology. A way to determine the specifity of philosophy can be through analysing forms of its linguistic expression. With this aim, philosophical tradition is addressed to show how, via constant re-interpretation of texts in a culture and Culture as a text, the Subject can transcend the boundaries of their immediate surrounding. The Subject is thus liberated from local values and traditions, which, in turn, enables our understanding of Philosophy as analysis of fundamental interations between individual and the world.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: миф, античная философия, философия в системе культуры, слово, герменевтика, проблема "непереводимости" философского текста, личностное и общечеловеческое в философском знании.

KEY WORDS: myth, classical Antiquity, philosophy in culture as a system, word, hermeneutics, untranslatability of philosophy, tacit and universal knowledge in philosophy.

Одним из "вечных" вопросов философии выступает проблема выявления её специфики. С одной стороны, философия стремится к научному самовыражению и выступает формой рационально-теоретического сознания, с другой стороны - будучи глубоко личностным образованием, она связана с внерациональными компонентами постижения бытия, которые присущи человеческому сознанию. Иначе говоря, человек не только познает мир, в определённом смысле дистанцируясь от него, рассматривая как внешний объект, но и переживает своё собственное бытие в этом мире. Совокупность знания о бытии и его субъективного переживания порождают систему ценностей человеческого существования, в которой рационально-теоретические и ценностно-эмоциональные компоненты тесно переплетены и являются основой мировоззрения человека. Именно это порождает внутренне противоречивую специфику философии, которая, стремясь к постижению бытия, не сводит его к достижению отдельных истин или совокупности этих истин, а пропускает получаемое знание сквозь призму оценок и эмоций. Это придаёт философии характер незавершённости, при нацеленности на познание предельных оснований бытия. Соответственно, философия не имеет вектора развития, направленного к некой завершённой теории, тогда как в науке это часто осуществляется, и последняя по времени научная теория в каком-то смысле является наиболее адекватной описываемым ею законам, а предшествующая теория может стать её частным случаем. Философия в этом отношении представляет собой открытое смысловое пространство, в рамках которого осуществляется вневременной диалог философов. Поэтому Платон или Аристотель могут быть для нас не менее современными, чем люди, которые занимались философией позже или занимаются сейчас. Если единство научного знания реализуется в дифференцированных предметных областях и носит весьма относительный характер, то смысловое пространство философии - это своеобразное единство разнообразного. Границы этого пространства задаются "вечными" вопросами, которые философ задаёт бытию, самому себе, другому человеку. А разнообразие определяется вариантами ответов, которые могут носить и противоречивый характер. Для людей, соприкасающихся с философией впервые или не погруженных в процесс философствования, такая неопределённость и размытость предмета представляется неким недостатком. При этом кажется, что необходимо всё упорядочить, либо выстроив философию по образцу науки (но какой?), либо логически, уточнив понятия и категории, "выстроить" непротиворечивое философское образование. Примеров такого типа упорядочивания достаточно и в истории самой философии, но они на самом деле остаются лишь примером личностного понимания её сущности. В целом данная установка принципиально неосуществима, ибо цель философии вовсе не состоит в том, чтобы обязательно предоставить однозначный ответ или построить "истинную" теорию. Если бы такое случилось, то философия просто прекратила бы своё существование в силу ненуж-

ности, ибо в ней часто большее значение, чем ответ на вопрос, имеет постановка проблемы. Философия в этом смысле - это особая форма рефлексивного вопрошания. Попытки предметного ограничения философии скорее ущербны для неё, ибо могут разрушить процесс личностного постижения бытия, того самого платоновского стремления к мудрости в условиях понимания её недостижимости.

Бегло очерченные мною особенности философии были во многом связаны с периодом её становления в античности как особого типа литературного творчества, словесного выражения мысли; см.: [Аверинцев 2004]. Именно в этот период зарождаются и проявляются в чистом виде те особенности философии, которые позже окажутся завуалированными развитием культуры. Философское мышление, зародившееся в античности как тип рефлексивного отношения к миру, выступало в этот момент в своём чистом, первозданном виде, не было обременено традициями и социокультурными обстоятельствами. Оно даже не имело своего названия (своего выделенного из других слова) и было генетически связано с мифологией и становящейся в этот же период литературой. Это изначальное родство философии со словом вообще, с литературой и филологией как наукой о слове было и остаётся важнейшей компонентой философского мышления. Философия ещё не оформлена, но уже понятен её главный вектор развития, связанный с конструктивной работой "философской мысли, прокладывающей путь в неизвестность и получающей при этом импульсы от энергии слова" [Там же, 106]. Энергия слова возникает в процессе конструктивной работы мыслителя с содержанием и значениями слов как таковых задолго до их превращения в понятия и термины. Из мифа возникают становящиеся литературные формы, основанные на придании письменного значения словам, рассыпанным в мифе в устной форме. Это сегодня для нас мифы представляют собой некие фиксированные тексты, принятую литературную форму, но так было не всегда. Изначально миф - это особый способ описания мира, особый тип мышления, в котором реальные события переплетены с их переживанием и конструированием этих переживаний в образах. Переплетение реальности и фантастики, материальности и чудес рождены "самой первобытной жизнью и её наивной верой в обязательность и повседневность чуда" [Тахо-Годи 2005, 11]. Миф - это не сказка, не разновидность специального литературного творчества. Миф - это и не легенда как сконструированная фиксация социально-политических обстоятельств и событий с целью их оправдания или изобличения. Миф - это и не религия, хотя в соединении с культом он становится её "теоретическим" фундаментом" [Соколов 2010, 15].

Миф лежит в основе смыслотворчества человека. Он возникает вместе с возникновением слова как такового, отражая стихию самой первобытной жизни как результат обобщающей деятельности мысли, но обобщающей не с помощью логики, а с помощью образов и метафор. Для первобытного мышления характерным является не противопоставление самого себя природе, а скорее отождествление с нею, осознание собственной включенности в нее. Коллективное преобладает над индивид

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком