научная статья по теме ФИЛОСОФИЯ И СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА ЕВРАЗИЙЦЕВ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ФИЛОСОФИЯ И СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА ЕВРАЗИЙЦЕВ»

Теория права и государства

ФИЛОСОФИЯ И СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА ЕВРАЗИЙЦЕВ

ЖУКОВ Вячеслав Николаевич,

доктор философских наук,

профессор кафедры теории государства и права и политологии юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ). E-mail: pifagor2002@mail.ru

Краткая аннотация: в статье излагаются основные философские и социолого-правовые идеи движения евразийцев. Раскрывается связь философии истории, философии культуры, философии политики и социологии права евразийцев.

This article outlines the main philosophical and socio-legal ideas of Eurasians. It's expanded communication of philosophy of history, philosophy of culture, philosophy of politics, and sociology of law of Eurasians.

Ключевые слова: евразийство; философия права; социология права; геополитика; русская история; Н.Н. Алексеев; русское государство.

Eurasianists; philosophy of law; sociology of law; geopolitics; Russian history; N.N. Alexeev; the Russian State.

Евразийство - наиболее заметное политическое учение и общественное движение в среде русской эмиграции. Проблема исторической судьбы и предназначения России, ставшая определяющей для духовных поисков подавляющего большинства русской интеллигенции на протяжении всего XIX столетия, нашла в евразийстве свое яркое отражение. «Философические письма» П.Я. Чаадаева, воззрения славянофилов, сочинения Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева, размышления Ф.М. Достоевского и В. С. Соловьева о «русской идее», фило-софско-историческая позиция «Вех» — вот та теоретическая база, на которой строилась идеология евразийства. Но если мыслители XIX - начала XX вв. создавали свои концепции в преддверии гибели монархической государственности, то учение евразийцев есть результат принципиально новой исторической эпохи -эпохи советизированной России. Для большинства интеллигентов, оказавшихся в эмиграции, большевистская революция была катастрофой, первоначально воспринималась как конец русской истории. Ощущение глобального кризиса и внутреннее нежелание смириться с мыслью о гибели России стимулировало стремление определенной части эмиграции взглянуть на

большевистскую революцию как на новую своеобразную фазу развития русского народа, его культуры и государственности. В этом смысле евразийство можно рассматривать как логическое продолжение идеологии «веховцев», которые видели в русских революциях явление глубоко национальное и органическое, ни в коей мере не порывающее с прошлым России. Правда, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк ограничивались признанием естественности, закономерности революции. Евразийцы же предприняли попытку пересмотреть через призму революции всю отечественную историю, представить опыт советской России как поиск самобытного пути национального развития, способного принести позитивные плоды в будущем.

Евразийство начинает свою историю с выхода в 1921 г. сборника «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев». Основными идеологами этого движения были экономист и географ П.Н. Савицкий (1895-1968), языковед и этнограф Н.С. Трубецкой (1880-1938), музыковед и литературный критик П.П. Сувчинский (1892-1985), философы и богословы Г.В. Флоровский (1893-1979), В.Н. Ильин (1891-1974), Л.Н. Карсавин (1882-1952), правовед Н.Н. Алексеев (1879-1964), историк

Г.В. Вернадский (1887-1973). Центр евразийского движения находился сначала в Берлине, затем в Париже, а его отделения - в Праге, Брюсселе, Прибалтике, на Балканах. Евразийцы вели активную организаторскую, пропагандистскую, научную и издательскую деятельность («Евразийская хроника», вып. 1-12; «Евразийские тетради», вып. 1-6; «Евразия», вып. 1-25). Программный документ движения - «Евразийство. Опыт систематического изложения» (1926). Обладая с момента возникновения значительным влиянием в среде русской эмиграции, движение уже к концу 1920-х гг. оказалось в кризисе и раскололось. Значительная часть евразийцев (Л.П. Карсавин, П.П. Сувчинский, Д.П. Свято-полк-Мирский, С.Я. Эфрон) начала открыто поддерживать сталинский режим, и выступила за сближение с советской властью. В 1930-х гг. движение окончательно распалось. Судьба многих евразийцев, либо добровольно вернувшихся в Россию, либо отказавшихся эмигрировать из стран Восточной Европы после прихода Советской Армии, была трагичной: их арестовывали и отправляли в лагеря. Прямым продолжателем евразийства в Советском Союзе был Л.Н. Гумилев (1912-1992), также неоднократно подвергавшийся репрессиям.

Отправной точкой в логических построениях евразийцев был факт большевистской революции. Как говорили сами евразийцы, русская революция стала тем стержнем, вокруг которого двигались их мысль и воля. Они ставили перед собой две основные задачи: во-первых, объяснить новую советскую действительность и, во-вторых, попытаться изменить ее. Русская революция, по мнению евразийцев, есть глубокий процесс, который, несмотря на многие негативные черты, «открывает дорогу здоровой государственной стихии». Большевиков следует рассматривать не как вождей революции, а в качестве ее орудия. Считая большевиков наиболее примитивными и фанатичными представителями русской интеллигенции, евразийцы, тем не менее, признавали в них силу, оказавшуюся способной целенаправленно использовать энергию народной стихии, насильственными методами установить порядок и сохранить российскую государственность. Важнейшим позитивным практическим результатом

революции стал разрыв России с европейской культурой. В ходе революции большевики инстинктивно нашли подлинно национальные формы социального бытия русской нации, освободив тем самым Россию от западного влияния.

Евразийцы развивают традиционную для русской консервативной мысли идею о «загнивающем и враждебном России Западе». «Романо-германский мир, - отмечает Н.С. Трубецкой, - наш злейший враг, мы должны безжалостно свергнуть и растоптать кумиры западных общественных идеалов». Первая мировая война показала, что западные государства - главные мировые агрессоры, смотрящие на Россию и другие страны Востока как на возможные колонии. В основе психологии западноевропейских народов лежит эгоцентризм, высокомерное превознесение своей культуры и пренебрежительное отношение к культурам других наций. Более того, сами народы Востока, страдая ев-роцентризмом, считают свои культуры не вполне полноценными и стремятся дорасти до «настоящих» европейцев. Такая позиция неевропейских народов лишает их твердой основы и ведет к гибели. Поэтому евразийцы призывают произвести коренной переворот в сознании этих наций и по-новому взглянуть на соотношение Запада и Востока.

В методологическом плане евразийская оценка взаимоотношений Востока и Запада непосредственно опирается на идею о самодостаточности и замкнутости национальных культур. С точки зрения евразийцев, культурные ценности есть не объективные, а субъективные категории; каждая национальная культура вырабатывает свои собственные, только ей присущие критерии совершенства. В этом смысле сравнительный анализ культур различных народов не показателен, а так называемый универсальный прогресс, присущий всему человечеству, представляет собой умозрительную фикцию. Национальные культуры существуют не иерархично и во взаимосвязи, а горизонтально и автономно. Наличие некой общечеловеческой культуры, одинаковой для всех народов, есть вредная выдумка рационалистической мысли. Отсюда евразийцы делают вывод о том, что европейская культура - лишь одна из мировых культур, которая уже во всех своих частях (кроме науки и

техники) клонится к упадку и ни в коей мере не может выступать в роли идеала для других народов. Каждая нация должна создать свою собственную культуру. В современную эпоху на смену угасающей европейской культуре идет молодая культура стран Востока. Русская революция, по мнению евразийцев, как раз и знаменовала собой переход исторической инициативы от Запада к Востоку. Понятно, что под Востоком имелась в виду, прежде всего Россия.

В основе евразийской теории лежат геополитические идеи. Россия, говорят евразийцы, представляет собой особый мир, судьбы которого «в основном и важнейшем» решаются отдельно от жизни народов Европы и Азии. «Особый мир этот должно называть Евразией», под которой понимается срединный континент, включающий части Европы и Азии и территориально совпадающий с границами Российской империи и Советского Союза. Благодаря климатическим и другим географическим условиям Евразия предстает в виде замкнутого целого, сбалансированного и самодостаточного во всех отношениях (экономическом, политическом, идеологическом, культурном, национальном, религиозном). Природа Евразии толкает людей к объединению, она крайне неблагоприятна для всякого рода сепаратизма. Основным географическим фактором процесса объединения евразийского мира является степь, которая обусловливает активную миграцию населения и его интенсивное взаимодействие и перемешивание.

Евразийцы отводят России-Евразии центральную, ведущую роль в Старом Свете. По их мнению, Европа и Азия - окраины Старого Света, связанные между собой исключительно благодаря евразийскому континенту. Если устранить этот объединительный центр (Евразию), то вся система материковых окраин (Европа, Передняя Азия, Иран, Индия, Индокитай, Китай, Япония) распадется. Только в той мере, делают вывод евразийцы, в какой Россия выполняет интегрирующую роль, снимается противостояние Востока и Запада.

Новый геополитический подход в оценке России логически привел евразийцев к пересмотру многих традиционных постулатов русской истории. С точки зрения евразийцев, исто-

рия России есть, прежде всего, история Евразии как особого географического и культурного мира, берущего свое начало на Востоке. Евразийцы отвергли устоявшееся мнение о том, что русская история начинается с объединительных процессов, происходивших внутри восточнославянских племен. Подлинной предысторией России, по их мнению, была история скифов, гуннов и монголов, которые еще во времена медного и бронзового веков стремились к объединению евразийского пространства. Русская история есть лишь закономерный этап, непосре

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком