научная статья по теме ФИЛОСОФИЯ ПРЕСТУПНОГО МИРА, ИЛИ КРИМИНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕСТРУКТИВНОЙ ДУХОВНОСТИ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ФИЛОСОФИЯ ПРЕСТУПНОГО МИРА, ИЛИ КРИМИНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕСТРУКТИВНОЙ ДУХОВНОСТИ»

Лкйщсиьно

ФИЛОСОФИЯ ПРЕСТУПНОГО МИРА,

или

КРИМИНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ аЕСТРУКТИВНОИ ДУХОВНОСТИ

штттттттттттттттттттттттттттт

Эволюция криминала1 в современном мире, в том числе и в России, характеризуется тенденциями, которые позволяют рассматривать преступность как феномен, не просто являющийся побочным продуктом развития социума, деструктивным глобальным явлением, объединяющим в обществе носителей особой субкультуры и морали, противопоставляющихся культуре мирового социума и общепризнанным в нем нравственным и этическим нормам, но в значительно большей степени как реальный фактор политической, экономической и духовной сферы жизнедеятельности мирового сообщества.

Подмена морали, этики, обычаев, традиций и даже права криминальными понятиями на данный момент является реальностью для многих стран мира. В основном жизнь по так называемым понятиям характеризуется явной направленностью на извлечение материальной выгоды любой ценой, в ущерб интересам социального большинства и национальным интересам, что в свою очередь представляет собой прямую угрозу стабильному развитию во всех сферах общественных отношений, а значит, и угрозу существованию самого института государства.

Современный криминал — это уже не просто непослушный, злой ребенок, не желающий подчиняться общепризнанным правилам поведения и время от времени их нарушающий. На данный момент криминал — это сформировавшаяся личность особого девиантно-деструктивного (делинквентного) типа, являющаяся носителем деструктивного менталитета, в большинстве случаев имеющая осмысленную идеологическую (преступную) позицию.

В этом смысле можно даже сказать, что существуют «проповедники преступного мира», которые пытаются сформулировать, систематизировать и заставить как можно больше людей следовать постулатам криминальной идеологии, основанной на негативном видении реальной картины мира через призму специфической деструктивной системы духовных ценностей, которая основана на оправдании деструкции во всех ее проявлениях.

1 Криминал (преступность) — это антисоциальный феномен, представляющий собой особый делинквентный вид нравственно-интеллектуальной (духовной) эволюции личности, отдельных социальных групп и обществ, характеризующихся деструктивной направленностью на извлечение материальной и моральной выгоды посредством причинения в этих целях вреда отдельным личностям, социальным группам и социуму в целом.

Следует отметить, что почву для появления и взращивания духовно разрушающих идей чаще всего создает само общество и государство в лице своих отдельных представителей и целых государственных институтов, не способных противостоять установлению в социуме аномальных отношений, подменяющих традиции и обычаи народов, а также действующее в той или иной стране законодательство. Думаю, можно смело утверждать, что до тех пор, пока между обществом и государством не установятся нормальные партнерские отношения, основанные на взаимном уважении и соблюдении общих интересов, криминал будет иметь моральную основу и, как следствие, — логично сформулированную идеологию для осуществления своей деятельности.

Современные преступные сообщества играют все большую роль в жизни отдельных государств и даже всего мирового социума (доказательство тому — транснациональные преступные организации). Доходы и, можно сказать, бюджеты2 многих криминальных корпораций достигают нескольких миллиардов евро в год. Данные средства позволяют преступным сообществам содержать на службе постоянно действующий штат профессионалов самого высокого уровня, ориентирующихся практически во всех сферах общественных отношений, а также осуществлять финансовую поддержку и продвижение в структуры всех ветвей власти с низших должностей (с помощью коррумпированных государственных чиновников) лиц, изначально нацеленных на лоббирование интересов преступных организаций, представителями которых они по сути являются.

Рассматривая причины, способствующие тому, что лица, противопоставляющие себя обществу, попирающие нравственные устои, принятые в социуме, уверено осуществляют свою деструктивную деятельность на протяжении всей человеческой истории, можно сделать следующий вывод.

Фактором, оказывающим на этот процесс решающее влияние, является возведенный в современном мире в ранг языка межгосударственного и межнационального общения принцип двойных стандартов,

2 Криминальные «империи» имеют устоявшуюся структуру

с хорошо отлаженным механизмом специализированной деятельности (в них существуют подразделения, аналогичные государственным институтам: органы безопасности и охраны, нелегальной разведки, финансового, социального обеспечения и т.д.).

который всегда использовали безнравственные люди, как правило, обладающие властью во все времена, и который ныне взят на вооружение политиками западных стран. Завуалированная, скрытая под маской благопристойности и даже рыцарства деструктивность способствует размыванию моральных, этических норм. Общество чаще всего отвечает на это открытым неприятием, но, разочаровавшись, способствует разрушению сложившейся в социуме системы духовных ценностей.

Вероятнее всего, для социализированной личности окружающая ее деструктивная среда не может стать условием полной деформации сознания, выбора иных ценностных ориентаций. Вместе с тем нельзя отрицать, что в обществе посредством развития формальных и неформальных отношений создаются объективные условия для прогрессивной и регрессивной эволюции отдельной личности и социума в целом.

В частности, когда в государстве действуют законы, основанные на традициях, обычаях народов, чьи общественные отношения они призваны регулировать, обыденное общественное сознание не входит в противоречие с идеологией, а моральное, религиозное и философское — с правовым. Если же в социуме доминирует законодательство, а также культивируются ценности, лишенные нравственно-интеллектуальной основы, то в обществе неизбежно формируется духовная оппозиция официальным общественным институтам и государственной власти.

Этот процесс проявляется в том, что изначально подсознательно, а в конечном счете — осознанно в обществе осуществляется в той или иной форме поддержка деструктивности, а часто и оправдание делин-квентности как отдельной личности, так и целых социальных слоев. В основе этого лежит утрата обществом чувства социальной справедливости, вернуть которое намного сложнее, нежели потерять.

Неэффективность деятельности общественных и государственных институтов приводит к аномалиям в социальной жизни, таким, например, как корруп-ция3. Для общества имеет определяющее значение тот факт, кто правит (достойный ли) и как правит (поддерживает ли социальную справедливость, т.е. защищает ли законопослушных граждан и наказывает ли по заслугам преступников, противостоит духовному разложению нации или способствует этому).

Деформация системы духовных ценностей, разрушение идеологической основы существования общества предопределяют гегемонию деструктивной

3 Коррупция (от лат. сотгарй'о — подкуп) — это социально опасное явление, которое характеризуется тем, что действующее законодательство фактически регулирует лишь незначительную часть общественных отношений; эффективность функционирования органов государственной власти зависит, главным образом, от неформальных отношений, доминирующих над формальными, а государственные служащие используют свое должностное положение в личных, корыстных интересах.

разрушающей духовности4 — антидуховности, низводящей такое великое творение, как Человек, до уровня примитивно мыслящего существа, ищущего исключительно один путь — физического насыщения, самосохранения, воспроизводства и материального обогащения. Преобладание в общественном сознании «животных» ценностей неизбежно приводит социум к регрессивной эволюции посредством низведения людей до примитивного психофизиологического уровня. Таким образом, можно сделать следующий вывод. Основой борьбы с коррупцией как социальным феноменом является профилактика деструктивной духовности.

В современной России, как и во многих других странах, в частности в странах Африки, в обществе доминирует негативное или в лучшем случае недоверительное отношение граждан к государству. По сути социум и государство находятся в состоянии постоянной конфронтации, они не сотрудничают. В сложившейся ситуации криминал часто демонстративно выступает на стороне общества, поддерживая принципы невмешательства государства в частную жизнь личности и отстаивая принцип превалирования ее интересов над общественными.

Необходимо заметить, что в случае, когда общественные отношения не основываются на принципе социальной справедливости, перестают эффективно функционировать общественные и государственные институты, а это в свою очередь неизбежно приводит к нестабильности во всех сферах общественной жизни. При этом государство в лице своих представителей часто видит причину данной проблемы в инакомыслии. Однако отказывая гражданам в праве на свободомыслие, искореняя любую до этого не признанную или просто странную мысль, оно фактически целенаправленно разрушает себя изнутри, отвергая интеллект и попирая нравственность.

Констатация обществом факта общей социальной несправедливости чаще всего усугубляется появлением чувства индивидуальной человеческой несправедливости, что приводит к резкой переоценке ценностей, подмене идеалов и принятию деструктивной духовности. Способствует этому сложившаяся в мировом социуме система социальных отношений, в которой люди, создающие материальные и духовные ценности, оказываются вне распределения основных социальных благ и получают неадекватное вознаграждение за свой труд. И это касается всех, кто производит необходимые продукты для жизнедеятельности человечества и обеспечивает функционирование социальных и государственных институтов (крестьяне, рабочие, врачи, поэты, музыканты, военные и т.д.). Все, что они создают, попадает в руки перекупщиков

4 Деструктивная духовность — это особая субстанция человеческого бытия, относящаяся к сфере нравственно-интеллектуальной деятельности, характеризующейся формированием отдельно

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком