научная статья по теме Философия в поэзии и поэзия в философии Философия

Текст научной статьи на тему «Философия в поэзии и поэзия в философии»

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА

От редакции. Публикуя статью доктора философских наук Л.Н. Столовича, выдающегося отечественного эстетика, уже много лет живущего в Эстонии и работающего в Тартусском университете, постоянного автора нашего журнала, мы поздравляем Леонида Наумовича с 80-летием и желаем юбиляру бодрости, здоровья и дальнейших творческих успехов.

Философия в поэзии и поэзия в философии

л.н. столович

18 февраля 1802 г. Гете писал Шиллеру: "Я провел очень хороший вечер с Шеллингом. Значительная ясность в сочетании со значительной глубиной всегда очень отрадна. Я бы чаще виделся с ним, если бы не надеялся еще на поэтические мгновения, ведь философия разрушает для меня поэзию тем, что насильно вводит меня в объект. Я вообще не могу мыслить чисто спекулятивно, поскольку тотчас же начинаю искать в каждом тезисе некое зрительное представление, и поэтому тотчас же ускользаю в природу"1.

Следует ли из этого высказывания одного из величайших поэтов, что поэзия и философия - "две вещи несовместные"? Но ведь сам Гете был не только поэтом, но замечательным философским мыслителем в своей поэзии, не говоря уже о том, что он вошел и в науку как естествоиспытатель.

Фридрих Шиллер, который тоже был великим поэтом, но также, можно сказать, и профессиональным философом, отвечал своему другу 19 февраля: "Чрезвычайно лю-

1 Гете И.В., Шиллер Ф. Переписка. В 2-х т. М.: Искусство, 1988. Т. 2. С. 372. © Столович Л.Н., 2009 г.

3* 67

бопытно то, что Ваша созерцательная натура столь удачно ладит с философией и постоянно черпает в ней энергию и силы; сомневаюсь, однако, что спекулятивная натура нашего друга [Шеллинга] сможет столько же перенять у Вашей, и причина тут кроется уже в самом существе дела. Ибо Вы берете из его идей лишь то, что соотносится с Вашими наблюдениями, остальное же не волнует Вас, ибо в конечном счете решающим для Вас оказывается объект, а не спекуляция, если их не удается сочетать. Философа же должно чрезвычайно стеснять любое наблюдение, которому он не может найти места в своей системе, поскольку он абсолютизирует свои идеи"2.

Значит, дело тут не в несовместимости поэзии и философии как таковых. Но несомненно то, что между ними существует важное различие не только по форме. Проявление в философии познавательной деятельности сближает ее с наукой. Это дает возможность существования в философии логико-рационального стиля, в котором научное знание с его рационалистичностью, системностью, логической доказательностью и обоснованностью становится интеллектуальным идеалом для многих выдающихся философов. По мере становления науки как особой формы человеческого познания и знания многие философы стремились даже в изложении своих мыслей следовать принципам научности, образцом которых служили математические науки. Спиноза не только излагает "в геометрическом порядке" философию чтимого им Декарта, но в виде труда по геометрии пишет свою "Этику". Немало выдающихся мыслителей соединяло в себе мудрость философа с талантом ученого-исследователя (Декарт, Лейбниц, Ломоносов, Кант и т.д.), наука становится образцом для многих крупнейших философов, начиная с XVII в.

Философия, не только сциентистски-ориентированная, но и эстетически-образного и даже религиозно-мистического стиля, обращается для обоснования своих положений не к эмоциям, как искусство и религия, а к логике, к рациональности, хотя и разного типа, стремясь даже в иррациональном обнаружить нечто рациональное. Можно сказать, что идеалом (хотя часто и неосуществимым) философского мироот-ношения является спинозовский принцип беспристрастного и свободного исследования, принцип, заимствованный у математики: "я постоянно старался не осмеивать человеческих поступков, не огорчаться ими и не клясть их, а понимать"3. В сфере же искусства не плакать и не смеяться - значит и не понимать.

Но философия не то же самое, что философ. Философ не только орган абстрактного мышления. Он - тоже человек, личность со всеми личностными свойствами, наделенная не только мышлением, и эмоционально-духовным миром. Психолог Н.Т. Оганесян в статье "Терапевтические аспекты психологии поэтического творчества", опубликованной в "Журнале практической психологии и психоанализа", синтезируя материалы по психологии художественного творчества, выделяет 18 причин, побуждающих людей писать стихи: Душевный покой; Душевная радость; Эмоциональное реагирование; Эстетические переживания; Поэзия как игра; Поэзия как лекарство от скуки; Поэзия как разделенное страдание; Поэзия как "оазис"; Поэзия как виртуальный мир; Поэзия как объективация страдания; Поэзия как магия; Поэзия как внушение; Поэзия как внутреннее движение; Поэзия как самопознание; Поэзия как стимул развития художественной компетентности; Поэзия как заменитель общения при одиночестве (разговор с самим собой); Поэзия как омолаживающий фактор; Поэзия как "мольба о бессмертии" (http://psyjournal.ru/j3p/pap.php7id = 20020310). Все это обусловливает тягу философов и ученых к художественному, в частности, к поэтическому творчеству как к дополнению того, что им не достает в сфере основной профессиональной деятельности.

Передо мной книга "Музы в храме науки"4. В ней представлено стихотворное творчество многих русских ученых, начиная с М.В. Ломоносова. Тут и химики А.П. Боро-

2 Там же. С. 373374.

3 Спиноза Б. Избранные произведения в двух томах. М., 1957. Т. II. С. 288.

4 Музы в храме науки. Сборник стихотворений. 2-е изд. / Составитель, автор предисловия проф. В.Ф. Ноздрев. М.: Советская Россия, 1988.

дин (автор и знаменитой оперы "Князь Игорь") и H.A. Холодковский (блестящий переводчик гетевского "Фауста"), один из создателей космической биологии А.Л. Чижевский, нейробиолог Д.А. Сухарев (Сахаров), генетик Н.П. Дубинин, авиаконструктор О.К. Антонов... Всего в сборнике стихотворения пятидесяти пяти ученых. Стихи не только известных поэтов, но и ученых опубликованы в книге "Поэтическая экология", составленная Ф.Р. Штильмарком. (Киев: Киевский эколого-куль-турный центр, 1998). Такого рода сборников поэтического творчества ученых разных стран можно было бы составить множество. Отметим, что ученые, обращаясь к поэзии, воплощают в ней не столько специально научные искания, а свои философские размышления о жизни, о космосе, о человеческом познании и знании.

Что касается философов, то их обращение к поэзии носит особый характер. Специфическая особенность философии как формы человеческого сознания, на мой взгляд, заключается в том, что она "располагается" между двумя полюсами таких видов человеческой деятельности, как познавательная и ценностно-ориентационная. Между этими полюсами находятся и другие формы сознания: наука, религия, искусство, тяготея или к познавательной деятельности, как наука, или же к ценностно-ори-ентационной деятельности, как религия. Искусство же, подобно философии, включает в себя оба вида деятельности. Взаимодействие философии с другими формами сознания проявляется в том, что в самой философии существуют различные стили: логико-рациональный, эстетически-образный и религиозно-мистический.

Ориентация на научное знание, так сказать, сциентизация философии, не есть единственная тенденция развития философской мысли. Со времени своего возникновения философия развивалась также в эстетико-художественном ключе. Это проявлялось и в обращении к художественно-образному строю мыслей, предполагавшему поэтическую и драматическую форму изложения, как у Ксенофана и Парменида, Платона и Лукреция Кара, в "Утопии" Томаса Мора и "Так говорил Заратустра" Фридриха Ницше, в пьесах Сартра и романах Камю. Тяготение философии к художественному творчеству выразилось не только в эстетичности философии, в образовании философии искусства и красоты - эстетики, но и в философичности самого искусства, сотворившего "Божественную комедию" Данте и "Человеческую комедию" Бальзака, "Фауста" Гёте и "Доктора Фаустуса" Томаса Манна, жанры философского романа и философской лирики. Для понимания русской философской мысли очень важно иметь в виду ее проявление в жанрах философского романа и философской лирики. Великие романисты Достоевский и Лев Толстой, замечательные поэты Державин, Баратынский, Тютчев, не говоря уже о Пушкине, должны рассматриваться не только в истории русской литературы, но и в истории русской философии.

"Поэзия как жанр русской философии" - так называется антология, составленная И.Н. Сиземской. В этой книге на материале русской поэзии XIX столетия и суждений русских философов об этой поэзии убедительно показано, что философская поэзия создает поэтическую философию. По словам составителя антологии и автора вступительной статьи к ней И.Н. Сиземской, "так возникает особая форма миросозерцания -"философия-поэзия", которой сила мышления приумножается силой воображения, и -наоборот. Это, с одной стороны, наполняет философское знание о мире и человеке богатством не охватываемых умом "жизненных окраин" мировоззрения, а, с другой стороны, придает поэтическим образам глубокий смысл, подводя к границам "запредельного", что превращает "поэта мысли" в прозорливого пророка, которым он становится не потому, что предсказывает будущее (хотя возможно и это), а потому, что через его творчество "прорекает" свою сущность сам мир (космос, природа, человеческое "Я"), потому что он в силу этого становится "эхом" мирового бытия и все, проговоренное им, воспринимается как мудрое откровение"5.

5 Сиземская И.Н. Русская философия и лирическая поэзия: "согласие ума и сердца" // Поэзия как жанр русской философии. Антология. Составитель и автор вводной статьи Сиземская И.Н. М.: Институт философии Российской Академии наук. 2007. С. 10.

Таким образом, связь философии с ценностно-ориентационной деятельностью делает возможным взаимодействие философии с искусством и порождает эстетически-образный стиль самой философии.

Занимая промежуточное положение между объективным познанием и субъективно-личностной оценочной деятельностью, сама философия не безлична, подобно результатам научных открытий. Философская система, как и художественное произведение, выражает индивидуальность ее творца. По

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком