научная статья по теме Философские искания Ф. М. Достоевского и «Русская идея» Философия

Текст научной статьи на тему «Философские искания Ф. М. Достоевского и «Русская идея»»

Г.Д.ЧЕСНОКОВ доктор философских наук, профессор кафедры философии

Московского городского педагогического университета*

Философские искания Ф.М. Достоевского и «русская идея»

Любой крупный писатель (ведь если он крупный, он непременно обратится к вопросам, которые до него либо вообще не решались, либо, если и ставились, то решение интересующих его вопросов он увидел иначе, нежели оно виделось всем тем, кто занимался подобными вопросами до него) не может останавливаться на проблемах частного порядка, он непременно обратится к основополагающим проблемам человеческого бытия. Иными словами, в какой-то момент крупному писателю приходится решать проблему смысла человеческого существования, а это значит, что он вольно или невольно вынужден вступать в сферу философии.

Художественное произведение о современном обществе, каковым бы ни было оно в качественном отношении, есть тот же товар, который, безусловно, стремится найти своего покупателя. В то же время, оставаясь продуктом духовного производства, произведение художника выражает идеи своей эпохи, которые у одних вызывают одобрение, тогда как другие стараются эти идеи не менее энергично отвергнуть.

Товар, поступивший на книжный рынок, поначалу еще не обрел своей настоящей цены и здесь в дело непременно вступит литературная критика, выясняющая его достоинства или, напротив, его недостатки. Художник может даже не разделять оценок, даваемых ему критикой, но он не может с ней не считаться. Ведь автор должен обязательно продать свой товар, а оценка его товара критикой играет

далеко не последнюю роль в установлении окончательной цены предлагаемого читающей публике товара. Конечно, оценка критики может оказаться, в конечном счете, необъективной или, говоря рыночным языком, крайне заниженной, но это не меняет сути дела. Писательский товар будет лежать нераспроданным на книжных полках до тех пор, пока в общественном сознании не выработается свой собственный взгляд на произведение данного художника, абсолютно свободный от субъективных оценок его критикой. Но на это, конечно, требуется время.

Итак, критики оказываются своеобразными посредниками в отношениях между писателями и их читателями, а писатель, в свою очередь, оказывается в очень большой степени от них зависимым. Преодолеть сложившиеся стереотипы оценок критики непросто, но большие художники работают над этим постоянно, иначе говоря, в каждом новом произведении убеждают читателей в том, что их восприятие мира более правильно отражает современную действительность, нежели субъективная оценка их произведений «критиками».

Творчество Ф.М.Достоевского (1821-1881) пришлось на период царствования двух русских монархов: Николая I и Александра II. Эпоха царствования Николая I была ознаменована реакцией по всему фронту: как в области внутренней, так и внешней политики России. После же 30-летнего жестокого подавления свободомыслия в стране новый монарх Александр II решается отменить крепостное право. Сравнение того, что было в России до 1856 г. (год смерти Николая I), и того, что произошло в ней в период нового царствования, для образованной части русского общества должно было, по крайней мере, поначалу представляться успешным выходом России на совершенно новую дорогу ее развития. В действительности так называемая новая Россия 60-70-х гг. существовала разве что в

экзальтированном воображении русских мечтателей (славянофильского толка), которым обновление страны виделось отнюдь не на путях подъема ее национальной экономики, не в быстром повышении уровня благосостояния крестьянства, составлявшего основную часть населения России, и приобщении самых низших слоев российского общества к неисчерпаемому богатству ее национальной культуры, а в отказе от курса преобразований, начатого Петром I, когда движение вперед мыслилось как движение по европейскому пути развития.

Философские воззрения Достоевского можно правильно понять, если мы предварительно правильно поймем, что все-таки происходило с Россией в 40-80-х гг. XIX в., ибо его творчество всегда питалось той социальной средой, в которой он жил. Один из лучших исследователей творчества Ф.М. Достоевского К.В. Мочульский в книге, посвященной писателю, тонко заметил, что «все романы Достоевского в глубоком смысле автобиографичны»1. В подтверждение этого К.В. Мочульский приводит любопытное высказывание самого писателя, заимствованное им из его рукописи «Подросток», где Достоевский размышляет о себе и о своем детстве. «Есть дети, - писал в упомянутой рукописи Федор Михайлович, - с детства уже задумывающиеся над своей семьей, с детства оскорбленные неблагообразием отцов своих, отцов и среды своей, а главное - уже с детства начинающие понимать беспорядочность и случайность основ всей их жизни, отсутствие установленных форм и родового предания»2. Приведя эту цитату, К.В. Мочульский делает следующий к ней комментарий: «Семья штабс-лекаря Достоевского, захудалого дворянина и мелкого помещика, вполне подходит под

о

формулу «случайное семейство»3.

1

Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995, с. 222.

2 Цит. по: Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995, с. 222.

3 Цит. по: Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995, с. 222.

И, действительно, в семье отца будущий великий писатель с раннего детства не чувствовал себя по настоящему счастливым. Ребенок не имел в семье своего собственного, уважаемого старшими мнения. Где, как и чему должны учиться дети решал за них отец. Двух своих старших сыновей Михаила и Федора в мае 1827 г. он отправляет в Петербург и определяет на учебу в пансион К. Ф. Костомарова с целью подготовить детей к поступлению в Инженерное училище, учебу в котором он считал делом весьма перспективным. Туда, правда, поступит только второй брат - Федор. Что же до старшего, Михаила, то он по состоянию здоровья в училище не попал, а потому вынужден был отправиться из Петербурга в Ревель, в инженерную команду. С этого времени для Федора Достоевского начинается в полном смысле самостоятельная жизнь, правда, не та, о которой он искренне мечтал, ибо единственное, что его по-настоящему увлекало в жизни, была литература. Будущий писатель томился тем, что, с одной стороны, ощущал в себе огромные творческие способности для занятий литературой, а с другой -изнывал от абсолютной невозможности заняться тем, в чем уже тогда видел свое безусловное призвание. «Как грустна бывает жизнь твоя, -жалуется он в письме брату, - когда человек, сознавая в себе силы необъятные, видит, что они истрачены в деятельности сложной и неестественной для природы твоей... в жизни, достойной пигмея, а не великана, - ребенка, а не человека»1.

Итак, Федор Достоевский, потерявший в шестнадцатилетнем возрасте мать, был отправлен отцом из родного дома на учебу в Петербургское Инженерное училище. Учеба не принесла юноше удовлетворения, напротив, вызвала в его душе самые тяжелые переживания. Тем не менее, находясь в училище, он не оставляет мысли в дальнейшем всерьез заняться литературной деятельностью.

Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995, с. 227.

Через год после окончания училища Достоевский выходит в отставку, чтобы, наконец, заняться тем, к чему так давно и сильно рвалась его душа.

Окружающим этот поступок Достоевского (отставка) представлялся совершенно неразумным. В самом деле, молодой человек успешно закончил училище, получил чин прапорщика, а вместе с тем приличное жалованье и возможность безбедной жизни в столице. И вдруг он от всего этого отказывается во имя того, чтобы отправиться в нелегкое литературное плавание, которое в то время ничего определенного ему не сулило и сулить не могло. Но за непонятным, на первый взгляд, поступком скрывалось нечто очень для Достоевского важное. До этого момента он не мог распоряжаться ни самим собой, ни, разумеется, собственным временем. Учился юноша там, где определил учиться ему отец, не получая, как мы уже отмечали, от своей учебы ни малейшего удовлетворения. Наконец, и военный чин прапорщика, и сама военная служба оказались ему явно в тягость. Достоевский желал обрести одно - свободу, но до выхода в отставку не имел другой возможности это сделать, так как не располагал средствами жить не работая.

Таким образом, дилемма свобода или материальное благополучие решается двадцатитрехлетним молодым офицером в пользу обретения свободы. Этот знаменательный, хотя внешне мало примечательный факт его биографии решительно повлиял на всю последующую жизнь Ф.М. Достоевского не только в плане того, что, наконец, был окончательно решен непростой вопрос о том, чем заниматься: военной службой или литературой, но и в плане того, что какие бы трудности отныне ни вставали у него на пути, они его не смогут остановить и он уже не свернет с пути, начертанного ему (в чем он был глубоко уверен) самой судьбой. Итак, занятие писательской деятельностью было для Ф.М. Достоевского с самого начала его

вполне осознанным выбором. В письме к Михаилу Михайловичу в том же 1844 г., когда последовала вышеупомянутая отставка, Федор Михайлович пишет: «Насчет моей жизни не беспокойся. Кусок хлеба я найду скоро. Я буду адски работать. Теперь я свободен»1.

Судьба не раз проверяла писателя на прочность: действительно ли его стремление заняться литературой являлось крайне важным для него? Всей жизнью писатель докажет, что его выбор писать тогда, в 1844 г., не был ошибкой. От занятий литературой его не заставили отречься ни пребывание в Петропавловской крепости, где, как мы точно знаем, он не прекращал работать, ни долгие годы каторги, ни тяжелая для любого человека потеря близких ему людей, ни продолжительные материальные невзгоды, ни, наконец, тяжелейший, как он сам об этом признавался в письмах к друзьям и родственникам, поистине каторжный труд литератора. Каждое очередное произведение, а их, как известно, будет очень много, давалось писателю огромным напряжением физических сил, в то время как писательское вознаграждение даже и получившего впоследствии широкое признание художника оставалось до последних дней его жизни самым мизерным. Но все это Ф.М. Достоевски

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком