научная статья по теме Философские исповеди Нового и Новейшего времени Биология

Текст научной статьи на тему «Философские исповеди Нового и Новейшего времени»

DOI: 10.12731/wsd-2015-7.6-10 УДК 130. 31

ФИЛОСОФСКИЕ ИСПОВЕДИ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

Чемодуров К.В.

В статье рассматриваются философские исповеди Нового и Новейшего времени. Обосновывается актуальность темы статьи, философская исповедь рассматривается как специфический литературный жанр. Автор предлагает методологию исследования философских исповедей, даёт их анализ, утверждает, что они служат источником изучения духа конкретной исторической эпохи и выражают философские взгляды мыслителя. Исповеди демонстрируют как рациональные рассуждения авторов, так и их экзистенциальные переживания, выражающие отношение к историческим событиям. В статье философские исповеди исследуются в хронологической последовательности, что позволяет их сравнивать не только в рамках одной эпохи, но и на протяжении человеческой истории. С авторской точки зрения, к жанру философской исповеди в эпоху Нового времени относятся «Исповедь» Ж.-Ж. Руссо, «Ecce homo» Ф. Ницше, «Исповедь» Л.Н. Толстого, а в эпоху Новейшего времени «Самопознание» Н.А. Бердяева. Все философские исповеди были написаны

в «эпохи бездомности», переходные периоды в истории человечества.

Ключевые слова: философская исповедь; дух эпохи; методология исследования исповеди; экзистенциальные переживания; духовный мир.

PHILOSOPHICAL CONFESSIONS OF MODERN AND CONTEMPORARY HISTORY

Chemodurov K.V.

In this article philosophical confession of the Modern and Contemporary history are discussed. Actuality of the article topic is substantiated, philosophical confession is considered as a specific literary genre. The author proposes a research methodology of philosophical confessions, gives their analysis, argues that they serve as a source of learning of the time spirit ofa particular historical epoch and express philosophical views of the thinker. Confessions are demonstrated rational meditations of the authors and their existential experiences, which expresses relations to historical events. In the article philosophical confession are researched in chronological order, which allows to compare them not only within the scope of one epoch, but also throughout human history. From the author's point of view to the genre ofphilosophical confession in the epoch of Modern history are related «Confessions» of J.J. Rousseau, «Ecce homo» of F. Nietzsche, «A Confession» of L. Tolstoy, and in the epoch of Contemporary history «Selfknowledge» of N.A. Berdyaev.

All philosophical confessions were written in the epoch of ho-melessness, transitions periods in the history of human.

Keywords: philosophical confession; time spirit; research methodology of confession; existential feelings; spiritual world.

Актуальность темы статьи обусловлена рядом причин. В 1967 году Р. Барт в своем эссе «Смерть автора» утверждал, что при исследовании, толковании текста на первый план выходит читатель с его мировоззрением. «Чтобы обеспечить письму будущность, - писал он, - нужно опрокинуть миф о нём - рождение читателя приходится оплачивать смертью Автора» [1]. С появлением информационного общества начинает уделяться внимание информации, а не духовным ценностям. Поэтому обращение к исповедальному жанру позволяет преодолеть незнакомство современных людей с духовным миром известных представителей духовной культуры и через их творчество обрести знание о духе различных исторических эпох, господствующих в них универсалиях и ценностях.

Философские исповеди служат источником, раскрывающим субъективный мир человека, его рассуждения, чувства, переживания. «Лишь литература исповедей, - утверждает Бердяев, -дневников, автобиографий и воспоминаний прорывается... к экзистенциальной субъективности» [2, с. 373]. Философскую исповедь можно определить как специфический литературный жанр, в котором повествование ведётся от первого лица, автор раскрывает свой внутренний мир, рассказывает о себе всю правду.

При изучении феномена философской исповеди можно выделить несколько составляющих методологии её исследования.

Исповедь представляет собой текст, который подвергается интерпретации, в связи с чем герменевтическое истолкование текста выступает одной из этих составляющих. Другой является дух эпохи, поскольку каждая философская исповедь создаётся в исторических социокультурных условиях. Еще одной составляющей является экзистенциальный опыт, который выражает самосознание автора и его экзистенциальные переживания.

Дух эпохи, когда была написана «Исповедь» Ж.-Ж. Руссо, выражала светская культура Просвещения, которой был свойственен культ свободы, разума и науки. Ее представители критикуют монархическую власть, религию, церковь, социальное неравенство, дворянскую мораль, противоречия блеска и нищеты в обществе. Главная тема культуры Просвещения - гражданские права и свободы, равноправие всех перед законом, недопустимость унижения человека. Философия откликалась на все эти умонастроения и старалась дать ответы на вызовы своего времени. Поэтому «основная тема философских размышлений Руссо - судьба личности, судьба простого человека из народа, находящегося в современном ему европейском обществе с его сложной искусственной культурой, с его противоречиями» [3].

«Исповедь» Руссо считается первым образцом исповеди светской эпохи. «С «эры Руссо»,- утверждает М.С. Уваров,- идея исповеди относительно секуляризируется, точнее, обретает законные права на внехристианское, недогматическое толкование ... Руссо вполне традиционен в том своём убеждении, что исповедь должна честно и достойно отображать жизнь своего автора» [4, с. 73, 74]. В своей исповеди Руссо уделяет внимание ряду волнующих его проблем: природа или культура, дворянство и «третье

сословие», государство и гражданские учреждения, «естественный человек», человеческая свобода, нравы, дружба, экзистенци-алы человеческого существования.

По сословным оценкам ХУШ в. Руссо был плебеем. Личный опыт сельской жизни позже превратился у него в концепцию антитезы природы и культуры. Руссо не любил «высший свет» современного ему французского общества, в котором эталоном являлись знатность и правовые привилегии, а к народу относился с сочувствием, ценил в нем прямоту, искренность чувств. «В народе, - вспоминает он в своей «Исповеди»,- страсти вспыхивают лишь время от времени, он более чуток к естественным чувствам» [5, с. 143]. Столкнувшись в молодости с притеснением простых людей, Руссо стал сторонником признания естественных прав человека, критиковал институты власти, обвинял культуру в искусственности, бесчувственности, механистичности и считал, что она создаёт отчужденного, раздробленного человека, тогда как от природы человек является целостным существом. В исповеди Руссо описывает себя как личность со свойственными ей противоречиями внутреннего мира. Б. Рассел называет его «отцом движения романтизма», и сам Руссо признавал, что романтизм был силен в нем. ««Я ничего не узнал, - пишет он, - но все перечувствовал. Эти смутные переживания не испортили мой разум, но сформировали его на свой лад, внушив мне причудливые и романтические представления о жизни, от которых меня не излечили ни опыт, ни размышления» [5, с. 10]. Имеет место противоречие между тем, что пишет о себе Руссо в исповеди, и оценками его современников, исследователей его творчества. Если он сам в «Исповеди» утверждает, что всегда ценил дружбу как нечто

возвышающее человека, считал силу дружбы безграничной, то, как отмечает Б. Рассел в «Истории западной философии», Руссо перессорился со многими людьми, даже с теми, кого считал близкими друзьями (например, с Д. Дидро, Вольтером, Д. Юмом).

Личность Руссо раскрывается в его исповеди через ряд экзистенциальных переживаний. Он любил одиночество, высоко ценил свободу и личное достоинство, нередко выражал позицию бунтарства. С несчастьями личной жизни и преследованием со стороны властей Франции и Швейцарии связаны испытываемые им чувства отчаяния, безнадежности и страдания. Он не был образцом добродетелей и совершил немало безнравственных поступков, которые выносил на суд публики, читателя, и в которых раскаивался.

Для XIX в. характерен критический, нигилистический дух эпохи. Ф. Ницше в «Ecce homo» называет его «отрицающим» духом. Это век критики культуры, религии, морали, время революционных движений, крушения веры в безграничные возможности разума. Наряду с рационалистическими течениями в философии (позитивизм, марксизм) появляются направления иррационализма (философия жизни, экзистенциализм в лице С. Кьеркегора). Мораль становится утилитарной, прагматичной, религия сменяется атеизмом. Развиваются индустриальное общество, техника, возникают новые науки о природе и обществе, рождается рабочее движение и крупные выступления трудящихся масс в Европе. «XIX веку, - утверждает Х. Ортега-и-Гассет, - принадлежит и слава, и ответственность за то, что он выпустил широкие массы на арену истории» [6].

Этот дух эпохи оказал влияние на философию Ф. Ницше: в своих работах он критиковал культуру, мораль, религию, философию, науку. «Ecce homo» (второе название «Как становятся самим собой») представляет собой совокупность нарративов, описанных в свободном стиле и не обременённых хронологичностью изложения, что объединяет работу Ницше с «Размышлениями» М. Аврелия, и «Самопознанием» Н.А. Бердяева. В исповеди присутствуют оценки его крупных произведений: «Рождение трагедии из духа музыки», «Человеческое, слишком человеческое», «Утренняя заря», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла» и других.

Он описывает себя как декадента, критика культуры и ниспровергателя идеалов. «Я не отвергаю идеалов, - пишет он, - я только надеваю пред ними перчатки» [7, с. 9]. Особенно резко он критикует немецкую культуру, считая, что «куда бы ни проникала Германия, она портит культуру». Ницше «нападает» на различных деятелей культуры - Д. Штрауса, Р. Вагнера, И. Канта, А. Шопенгауэра. Названия разделов его книги имеют форму эпатажа, вызова общепринятым мнениям: «Почему я так мудр», «Почему я так умен», «Почему я пишу такие хорошие книги», «Почему я являюсь роком». «Непримиримый враг нашего общества, -

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком