научная статья по теме ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ С.Л. РУБИНШТЕЙНА Психология

Текст научной статьи на тему «ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ С.Л. РУБИНШТЕЙНА»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2009, том 30, № 5, с. 26-45

К 120-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ С.Л. РУБИНШТЕЙНА

ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ С.Л. РУБИНШТЕЙНА1

© 2009 г. К. А. Абульханова

Действительный член РАО, заведующая лабораторией психологии личности, Институт психологии РАН, Москва

Анализируются ключевые положения философско-психологической концепции, а также научного творчества великого отечественного философа и психолога Сергея Леонидовича Рубинштейна: проблемы Человека и Личности, раскрываемые им онтологические основы их сущности и способов существования, самореализации. Созданная ученым школа поступательно развивала его сложные и глубокие идеи, интегрируя ранее отдельно разрабатывавшиеся аспекты (способности, потребности, мотивацию, сознание, самосознание, мышление как качества личности), расширяя контекст их исследования. Утверждается, что рубинштейновское направление конструктивностью самих его идей, усилиями учеников и последователей заняло лидирующую позицию в отечественной психологии и открыло перспективу разработки с онтологических и философско-антропологических позиций проблемы: сознания, деятельности, общения, субъекта и личности.

Ключевые слова: Человек, Личность, онтология, философская антропология, позиция, отношения, интеграция, принцип развития, единства сознания и деятельности, принцип детерминизма, ценностность, субъект.

Юбилей выдающегося отечественного философа и психолога С.Л. Рубинштейна - это не просто 120 лет, прошедших со дня его рождения (19 июня 1889 г.). Это семьдесят лет жизни, прожитой в разные века, социальные эпохи с их резкими изменениями и противоречиями, с переходами от расцвета науки, культуры, духовности (даже эстетства) к братоубийству, войнам внешним и внутренним, изничтожению человека и человечности. И это почти пятьдесят лет жизни и развития (можно сказать, расцвета) идей ученого после его смерти, перешагнувших в XXI в.

С.Л. Рубинштейн родился в Одессе в 1889 г. Будучи сыном крупного одесского адвоката, высокообразованного и глубоко мыслящего, он уже в детстве и юности познакомился с реалиями социальной и политической жизни России - преступностью и одновременно судебной и законодательной несправедливостью, затем участвовал в практике отца. Получив блестящее домашнее образование (латинский, греческий и все западноевропейские языки, глубочайшие знания истории российской и западной философии, культуры,

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ

(проект № 09-06-00589а).

гуманитарных и точных наук), он продолжил его в университетах Германии (Берлина, Фрейбур-га, Марбурга), защитив диссертацию под руководством Г. Когена и П. Наторпа. Там он создал свою первую философскую концепцию субъекта, альтернативную кантовской и гегелевской. К фи-лософско-методологическим проблемам Рубинштейн обратился еще в молодости в России, но не смог воплотить свой первый эскиз их решения (в начале 20-х гг. он был отстранен от чтения лекций по курсу философии и курсу теории относительности Эйнштейна и переведен на должность директора Одесской библиотеки) [70].

Из ее подвалов он вышел на свет победителем -уже зрелым психологом, сумевшим новой психологической концепцией деятельности преодолеть кризис мировой психологии и заложить фундамент -Основы - построения отечественной [59]. Но, отдаваясь без остатка решению этих новых теоретических, исследовательских и практических задач (десятилетие работы в Ленинграде, включая период его осады, защиту вверенных ему сотен людей, пятилетие активной организационной, научной деятельности в Москве в качестве первого представителя психологической науки - члена-корреспондента Академии наук СССР, руководи-

теля трех создаваемых и воссоздаваемых научных центров2), он всем опытом жизни, вбиравшим ее успехи и неудачи, неотступно шел к своему главному произведению - "Человек и мир" [60].

Судя по всему, он начал непосредственную работу над ним в последнее пятилетие своей жизни после пережитых лет непрерывной критики его "Основ", обвинений в ревизионизме и космополитизме (46-50-е гг.) и фактического изгнания из науки. Пережив его, он сумел назвать свою жизнь оптимистической трагедией. Работу над рукописью он вел одновременно с подготовкой к изданию вышедших (в 1957, 1958, 1959 гг.) монографий "О мышлении и путях его исследования", "Бытие и сознание", "Принципы и пути развития психологии". А ведь на этот период пришлось его десятилетие - от 60 до 70 лет! Уже поэтому можно поверить тезису Рубинштейна, что сознание личности определяет ее бытие.

Смыслом его творчества и реальной задачей жизни было построение, сохранение и развитие философии и психологии как науки о человеке и личности в бесчеловечном обществе. И то, что его идеи продолжают жить и развиваться и в эпоху "стужи", и в эпоху "оттепелей", - свидетельство если не победы, то возможности противостояния личности, творчества, духовности насилию и несправедливости.

Творчество Рубинштейна благодаря периодам знакомства с философской, научной и культурной жизнью Западной Европы (период его образования в Германии и изучения исследований психологов в лабораториях Франции и других стран во время кратких служебных командировок) и, главное, неустанному изучению, осмыслению и переосмыслению мировой философской и психологической мысли на протяжении всей их истории явилось "мостом" между российским и "зарубежным" научным пространством. Об этом свидетельствуют и переводы его книг, и участие отечественных психологов в мировом психологическом сообществе, и признание российского авторства в постановке и разработке проблемы деятельности [84-88]. В свою концепцию он органично вобрал весь критически переработанный опыт и достижения мировой психологии и философии. Он воссоединил когда-то вековую связь философии и психологии в условиях радикальной ломки, ухода в эмпиризм и угрозы уничтожения последней.

2 Научная биография Рубинштейна освещена много раз в ряде изданий А.В. Брушлинским, автором данной статьи и другими психологами [12, 39, 40 и др.].

Содействуя научно и организационно рождению отечественной психологии, воссозданию ее лучших исторических традиций, развитию на фундаментальной им же самим разрабатываемой философской методологической и теоретической основе, Рубинштейн выступал инициатором создания новых научных центров, развития и расширения уже существующих, подготовки молодых и защиты известных психологов, способствовал интеграции психологического сообщества3. На протяжении всего своего жизненного пути он создавал систему психологической науки как единства ее методологии, теории и эксперимента, единства изучения, изменения (в условиях деятельности) и развития психики, сознания, личности, которую представил в "Основах общей психологии" (1940, 1946).

Он отстоял Человека, Субъекта, Личность в условиях их научной философской и практической депривации (в самый тяжелый период - конец 40-х - начало 50-х гг.) павловской и других подвергавших критике его самого и его труды сессий (в период борьбы с космополитизмом).

Не ставя своей специальной целью классификацию наук и поиск места психологии в их системе, подобно Б.Г. Ананьеву, Б.М. Кедрову и Ж. Пиаже, начав с разработки методологии точного и гуманитарного знания, он обогатил методологию психологии наиболее тонкими и конструктивными операциональными теоретико-эмпирическими процедурами, присущими исследовательскому искусству разных наук. Это позволило ему преодолеть сведение предмета психологии к абстракциям психики, сознания или деятельности, показать ее многогранные взаимные связи с другими областями действительности, которые при определении собственного предмета другими науками отрывались от психологии и противопоставлялись ей.

3В 30-е гг. под руководством Рубинштейна кафедра психологии Института им. А.И. Герцена стала крупным организационным научно-исследовательским центром, осуществлявшим интеграцию разных направлений психологической науки; сюда были приглашены для защиты докторских диссертаций Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев и др. В 40-е гг. Рубинштейн назначен директором Института психологии АПН РСФСР, создает кафедру психологии в Московском государственном университете, на которую приглашает А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурию, Б.В. Зейгарник, П.Я. Гальперина. В 1945 г. вновь организует сектор философских проблем психологии, куда приглашает С.В. Кравкова, Н.Н. Ладыги-ну-Котс, Б.М. Теплова и др. Одновременно он устанавливает и поддерживает контакты с учеными - представителями гуманитарных и точных наук - Вернадским, Бехтеревым, братьями Вавиловыми, Марром, Капицей и многими другими, встраивая психологию в общую систему научного знания.

Тем самым Рубинштейн раскрыл роль методологии (которая сегодня подвергается деприва-ции) в интеграции как всех наук, гуманитарного знания в особенности, так и самой психологической науки - ее областей, направлений, уровней исследования (теоретического и эмпирического) и практического применения. Разработанные им методологические принципы способствовали не только изучению психики, сознания, деятельности, личности, но и осмыслению реальности жизни последней в условиях авторитарного общества и раскрывали роль философии, этики, психологии для решения проблем и противоречий ее жизни. Его пронизанная гуманизмом концепция Человека и Личности не только содействовала воспитанию личности, но и являлась ее психологической нравственной поддержкой в условиях бесчеловечного общества. В этом его заслуга как ученого, гражданина и человека.

Творческое наследие Рубинштейна неоднократно подвергалось исследованию и оценке с точки зрения тех идей, которые уже составляют историческое прошлое, и тех, которые открывают новые перспективы будущего, и с точки зрения решавшихся им задач, в которых соединялись научные, социальные, собственно человеческие детерминанты и проявлялись их противоречия, и с точки зрения их методологической роли для конкретных психологических исследований [16, 19, 30, 34, 39, 40, 81, 83, 89, 90, 92-94 и др.]. Творчество Рубинштейна продолжает оставаться неиссякаемым источником новых идей, воплощением внутренней логики развития психологич

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком