научная статья по теме ФИЗИОГНОМИКА, НАУКА НЕ ДЛЯ ВСЕХ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ФИЗИОГНОМИКА, НАУКА НЕ ДЛЯ ВСЕХ»

О ЛЮДЯХ И ЗВЕЗДАХ: АПОЛОГЕТИКА И КРИТИКА СРЕДНЕВЕКОВОГО ЗНАНИЯ

УДК 94(4)"11/13"

О.С. Воскобойников

ФИЗИОГНОМИКА, НАУКА НЕ ДЛЯ ВСЕХ*

Статья посвящена первому этапу развития физиогномики на средневековом Западе, специфической области знаний о человеке, основанной на анализе внешних, телесных признаков и позволявшей судить о тех индивидуальных чертах человека, которые в наши дни называются характером. Рассматриваются тексты первой половины XIII в.: «Тайная тайных» и неизданный трактат Михаила Скота «Физиогномика» (ок. 1230). Особенностью бытования этих знаний стала их рецепция не в университетских кругах, а при дворах просвещенных духовных и светских государей.

Ключевые слова: физиогномика, философия, искусство, наука, придворная культура, папство, император Фридрих II Штауфен.

Возрождение тяги к эмпирическим знаниям и различным наукам, дававшим интеллектуальной элите Запада новый ключ к постижению действительности, не могло не вызвать интереса и у властей предержащих. Великая эпоха переводов с арабского, еврейского и греческого, за ХП-ХШ вв. до неузнаваемости изменившая облик и структуру латиноязычной христианской науки, непонятна без учета взаимосвязей между политикой и знаниями. Инакомыслие религиозное и научное легко становилось объектом гонений со стороны как духовных, так и светских властей, но одновременно могло привлекать внимание отдельных высокопоставленных чиновников, почтенных прелатов, римских пап и императоров. Современная астрономия вряд ли завоевала бы свойственное ей в Новое время значение, если бы не вера ев-

* В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 11-01-0144 реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2012-2013 гг.

ропейцев во влияние небесных тел, а не только неисповедимой божественной воли, на события земной жизни и на человеческое тело, вера, подкрепленная, научно обоснованная целым потоком качественных переводов богатейшей греческой и арабской астрологической литературы. Становление классической физики не объяснимо без внимания к так называемой ученой магии позднего Средневековья, ставшей, несомненно, одним из ярких выражений пробуждения, как это ни парадоксально, собственно научного духа, желания познать законы видимого мира и научиться им управлять1. Характерно, что новые отрасли знаний о мире и человеке, взломавшие в Х11-Х111 вв. традиционную систему тривиума и, в намного большей степени, квадривиума, претендовали на уникальность, на особое достоинство по сравнению с родственными науками, на абсолютно непререкаемую полезность. Каждая по своему, оформляясь и стремясь к инсти-туционализации, к официальному признанию международным интеллектуальным сообществом, вырабатывала не только собственную эпистемологию, но и своеобразную мифологию возникновения (от Аристотеля, Гиппократа, Аполлона, Атланта, даже Немврода и Навуходоносора), а также нечто вроде морального и профессионального кодекса ученого, будь то астролог, врач, юрист или кто-либо еще. Крупные центры образования только начинали складываться в первые университеты и еще не могли претендовать на роль законодателей и цензоров, поэтому в процессе общественного утверждения новых знаний ведущее место принадлежало традиционным институтам власти, духовной и светской, причем зачастую - отдельным ее представителям. Механизмы культурного диалога были таковы, что интеллектуального престижа того или иного двора, монарха, епископа или папы, становилось достаточно, чтобы возникшая в одном очаге научная инициатива была быстро подхвачена, как эстафетная палочка, на другом конце Европы. Срабатывал инстинкт подражания, культурного мимесиса.

1 Boudet J.-P. Entre science et nigromance. Astrologie, divination et magie dans l'Occident médiéval (XIP-XIIP siècle). P., 2006. Недавно Б.И. Пружинин довольно неудачно, в силу знакомства с критикуемым материалом лишь по немногочисленным, случайным и некачественным русским переводам, попытался «развенчать» подобные астрологии псевдонауки, заодно с ведовством, с позиций современной эпистемологии. См.: Пружинин Б.И. Ratio serviens? Контуры культурно-исторической эпистемологии. М., 2009. Раздел III.

Однако важным фактором выживания для многочисленных гетеродоксальных, иногда весьма подозрительных с точки зрения христианского мышления знаний была их политическая актуальность и полезность, способность помочь государям решать конкретные повседневные проблемы большого и малого значения. Медицина, например, несомненно многим обязана той заботе, которую с XII в. стали проявлять по отношению к здоровью королей и церковных иерархов, что, конечно, получило политическое значение. Для многих императоров и других монархов астрология также была не досужим развлечением, но настоящей политической тактикой: кастильский король Альфонс Х Мудрый потратил огромные средства на «астрологическую» подготовку своего (неудавшегося) избрания на трон Священной Римской империи. Новые науки навязывали своим коронованным покровителям и адептам невероятное количество, на современный взгляд, совершенно невыполнимых правил вплоть до элементарных каждодневных обычаев и жестов от стрижки ногтей до распорядка питания и физических упражнений, не говоря уж о таких государственных мероприятиях, как зачатие детей и вопросы престолонаследия!

Одним из таких «новоизобретений» в интеллектуально-политическом климате начала XIII в. стала физиогномика (с вариантами написания: физономия, физиономия, физиогномоника и т.п.), внесшая большой вклад в формирование современной медицины и психологии, но сохранявшая не только популярность, но и определенную научную авторитетность вплоть до XIX в., не говоря уже о влиянии на искусство и криминалистику2. Несмотря на генетическое родство с астрологией и некоторыми гадательными практиками, ей больше повезло: в расплывчатый список оккультных знаний и всяких лженаук она вроде бы тоже не попала. Однако специальные работы, посвященные ее истории, можно пересчитать по пальцам, не говоря уже о текстах XШ-XV вв., ждущих исследователей и издателей. Как и другие «новшества» XIII в., физиогномика восходит к Античности3, впоследствии она была воспринята арабским ученым миром и уже оттуда проникла в христианскую Европу, сначала прижившись при дворах госу-

2 Можно вспомнить пространный рассказ Н.М. Карамзина в «Письмах русского путешественника» о его впечатлениях от общения с Лафатером, автором «Физиогномических фрагментов». См.: Карамзин Н.М. Соч. в 2-х т. Л., 1984. Т. 1. С. 175-198.

3 Scriptores physiognomici graeci et latini / Ed. R. Förster: 2 Bde. Leipzig, 1893.

дарей, а в конце XIII в. началась ее университетская рецепция в среде парижских магистров4.

Одним из текстов, способствовавших быстрой популяризации физиогномических знаний и навыков, стало арабское сочинение «Тайная тайных» (БесгеШт Беагеогит), несомненно впитавшее в себя что-то из эллинистической псевдоэпиграфической традиции, написанное в форме письма Аристотеля Александру, где учитель передает ученику, как явствует уже из названия, самые сокровенные свои знания, полезные для правителя - и только для него5. Еще около 1130 г. Иоанн Севильский перевел медицинские отрывки, а полный перевод был выполнен в 20-е годы XIII в. Филиппом Триполийским, человеком заметным в церковной жизни тех лет. Четвертая, заключительная часть этого едва ли не самого распространенного с тех пор зерцала государя и вообще одной из самых читаемых книг позднего Средневековья посвящена искусству «чудесным образом выбирать друзей и королевских слуг по природным особенностям тела, которое называется физиономией»6. «Тайная тайных» - свод моральных правил для правителя, а физиогномика - их логическое завершение. Это знание, родственное разуму пророков, откроется правителю только тогда, когда душа государя превозможет сластолюбивые желания плоти, а в теле придут в равновесие три телесные силы: природная, жизненная и душевная. «Наука физиогномика» называется

4 Характерным образцом этого начального этапа можно считать пока не изданное небольшое изложение физиогномики, написанное в Париже в конце XIII в. известным переводчиком и астрологом Петром Абанским (Пьетро д'Абано) для подеста Мантуи: это «зерцало», но написанное на языке университетской схоластики. Сочинение сохранилось в нескольких рукописях, из которых я работал лишь с одной, созданной в Италии на рубеже XIII и XIV вв. (BNF. lat. 16089. Fol. 97r-112v). Среди специальной литературы методологически и документально наиболее основательным остается вышедший посмертно сборник статей безвременно ушедшей Йоле Агрими, историка средневековой медицины, которая несколько лет посвятила изучению собственно физиогномики. См.: Agrimi I. Ingeniosa scientia naturae. Firenze, 2002.

5 Secretum secretorum cum glosis et notulis. Opera hactenus inedita Rogeri Baconi. Fasc. 5 / Ed. R. Steele. Oxford, 1920. P. 163-172. На сегодняшний день это самое надежное издание текста, дошедшего в сотнях рукописей, в том числе в личном «издании» Роджера Бэкона, работавшего с несколькими рукописями. Впрочем, физиогномическая глава издана и Фёрстером (Scriptores physiognomici... Bd. 1. S. 183-220). Принятое в русской традиции со времен Ивана Грозного название вполне приемлемо, но не менее правильно, учитывая поэтику семитских названий (ср. «Песнь Песней»), было бы передать его и как «Сокровенная тайна».

6 «Incipit pars quarta ejusdem de admirabili eleccione amicorum et bajulorum regis per naturales proprietates corporum et hec vocatur phisonomia» (Secretum secretorum. P. 163).

также «красотой природы», древние достигли в этом «исследовании красоты природы» огромных успехов, постигая человеческую душу через телесные признаки, т.е. невидимое - через доступное зрению. Авторитетность и древность, столь необходимые любому средневековому новшеству, подчеркиваются, наконец, забавным рассказом о Гиппократе, его учениках и «основоположнике» физиогномики Филимоне: поглядев на нарисованный ими портрет учителя Филимон охарактеризовал изображенного как обманщика и развратника, что вызвало негодование юнцов и вполне резонн

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком