научная статья по теме ФОМА ОПИСКИН И КОРОЛЬ ЛИР. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ЖИЗНИ И СЛОВА В ПОВЕСТИ «СЕЛО СТЕПАНЧИКОВО И ЕГО ОБИТАТЕЛИ» Философия

Текст научной статьи на тему «ФОМА ОПИСКИН И КОРОЛЬ ЛИР. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ЖИЗНИ И СЛОВА В ПОВЕСТИ «СЕЛО СТЕПАНЧИКОВО И ЕГО ОБИТАТЕЛИ»»

ИЗ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

Фома Опискин и король Лир. Проблема соотношения жизни и слова в повести «Село Степанчиково и его обитатели»

И. И. ЕВЛАМПИЕВ

В повести "Село Степанчиково и его обитатели" Ф.М. Достоевский рассматривает проблему власти, осуществляемой с помощью слов, подменяющих жизнь. В понимании этой проблемы Достоевский следует за Шекспиром. Трагедия короля Лира заключается в том что он, как и все люди, больше доверяет лживым словам о чувствах, чем живому чувству, не выраженному в слове. Фома Опискин, главный герой повести Достоевского, использует в своих целях эту склонность обычных людей и устанавливает власть над ними, искусно подменяя жизнь и живые чувства - лживыми словами. Через его образ Достоевский выразил свое критическое отношение к Гоголю, который в "Выбранных местах из переписки с друзьями" изменил своему призванию изображать подлинную жизнь и попытался завоевать расположение читателей с помощью неискреннего слова.

In the story "The Village of Stepanchikovo" Dostoevsky considers a problem of the power which is carried out by means of words substituting life. In understanding of this problem Dostoevsky follows Shakespeare. The tragedy of the king Lyre consists in that he as well as all people trusts more false words about feelings, than the live feeling which has been not expressed in a word. Foma Opiskin, Dostoevsky's main character of the story, uses this propensity of usual people in the purposes and establishes the power over them skillfully substituting life and live feelings for false words. By means of the character Dostoevsky has expressed the critical attitude to Gogol which in the "Selected Passages from Correspondence with his Friends" has changed to the mission to represent original life and has tried to win an regard of readers by means of a false word.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Достоевский, "Село Степанчиково и его обитатели", Шекспир, Гоголь, воля к власти, философия личности.

KEY WORDS: Dostoevsky, "The Village of Stepanchikovo", Shakespeare, Gogol, will of power, philosophy of person.

Повесть Ф.М. Достоевского "Село Степанчиково и его обитатели" является одним из тех немногих произведений писателя, которые до сих пор составляют загадку для ис-

© Евлампиев И.И., 2012 г.

4 Вопросы философии, № 9

97

следователей1. Невозможность понять смысл этого странного сочинения привела к тому, что укрепилось общее мнение о "переходном" характере повести, в которой Достоевский якобы не ставил серьезных идейных задач [Семыкина 2008, 163-164]. На самом деле Достоевский потому и является великим мыслителем, оставившим неизгладимый след в европейском мировоззрении, что, очень рано поставив перед собой ключевые проблемы человеческого существования, он во всех без исключения произведениях возвращался к этим проблемам и обогащал их решение все новыми и новыми аспектами и нюансами. Важнейшая из этих проблем, сформулированная впервые в повести "Хозяйка" (отметим, что писатель очень высоко оценивал это произведение), - это проблема скрытых в человеке сил, позволяющих ему влиять на мир и на других людей, становиться центром мира, подчинять себе не только окружающих людей, но и само бытие. Вероятно, Достоевский предполагал, что такие силы есть у каждого, даже самого забитого и униженного человека, но реально только немногие способны раскрыть в себе эту способность и стать реальными распорядителями своей и чужой судьбы. Старик Мурин в "Хозяйке", представленный как настоящий мистик, дает первый пример такого человека в творчестве Достоевского. Таким человеком пытается стать Василий Ордынов, главный герой той же повести, но самое главное, что такую же способность осознал в себе и сам писатель, о чем он намекает в известном фельетоне "Петербургские сновидения в стихах и прозе" [Евлампиев 2009, 12-17].

Именно от этого важнейшего принципа мировоззрения молодого Достоевского, на наш взгляд, и нужно отталкиваться в попытках понять смысл повести "Село Степанчи-ково и его обитатели". В одном из писем к брату Михаилу (от 9 мая 1859 г.), называя эту повесть лучшим своим сочинением, Достоевский указывает, что главное в ней - это "два огромных типических характера" [Достоевский 1971-1990 XXVIII-I, 326]. Не вызывает сомнения, что здесь Достоевский имеет в виду главных героев повести - полковника Ростанева и "приживальщика" его матери Фому Фомича Опискина, который каким-то непонятным образом становится полным господином в доме полковника, подчиняя себе всех его обитателей. Безусловно, именно феномен необъяснимой власти Фомы Опискина над людьми и является главным объектом изображения и анализа в повести Достоевского.

Вспомним, что важнейшей темой раннего творчества Достоевского было изображение героев-мечтателей, которые, погружаясь в свой фантастический мир, отделенный от реальной действительности, тем не менее обладали явным преимуществом над обычными людьми: привыкнув быть всевластными распорядителями своего фантастического мира, они оказывались и в отношении реального мира более свободными, творчески-независимыми, чем те, кто считал себя "хозяевами" этого мира. Именно через изображение героев-мечтателей Достоевский постепенно пришел к указанному выше принципу о способности человека в определенной степени влиять на окружающий мир.

Однако в послекаторжный период Достоевский резко изменяет свое отношение к качеству мечтательности. Повесть "Село Степанчиково и его обитатели" дает выразительное свидетельство этих изменений. Полковник Ростанев изображен здесь как типичный мечтатель, верящий, что все люди вокруг прекрасны и добры, что необходимы только небольшие усилия, чтобы сделать отношения с ними гармоничными, совершенными. "И зачем это люди все злятся, все сердятся, ненавидят друг друга? Так бы, так бы взял да и растолковал бы им все! Так бы и выложил перед ними всю сердечную правду!" -в одной из сцен восклицает он [Достоевский 1971-1990 III, 110]. Но в данном случае писатель достаточно ироничен в изображении своего героя. Полковник - это "перезрелый" мечтатель, который застрял в мире своих идеальных представлений, но, в отличие от других представителей этого "типа", полностью утратил творческую энергию своей мечтательности. При всех положительных чертах своего характера полковника трудно назвать зрелой и глубокой личностью, отвечающей тем высоким требованиям, которые к человеку предъявляет жизнь в ее истинной бесконечности и сложности. Он не способен на решительное действие и целиком подчинен принятым стереотипам поведения: "Есть натуры решительно всем довольные и ко всему привыкающие; такова была именно натура

отставного полковника. Трудно было себе представить человека смирнее и на все согласнее" [Достоевский 1971-1990 III, 5].

Для понимания замысла повести Достоевского важно обратить внимание на высказывание одного из персонажей повести Ежевикина, отца Настеньки, гувернантки детей полковника и его тайной возлюбленной (вокруг любви полковника и Настеньки и разворачиваются основные события повести). На удивление полковника, что Ежеви-кин не может ужиться с какими-то своими знакомыми, которые, по словам полковника, "добрые и простые" люди (т.е. такие же, как сам полковник), тот "с каким-то особенным воодушевлением" воскликнул: "Отец и благодетель! да простого-то человека я и боюсь!" [Достоевский 1971-1990 III, 53]. Это восклицание очень понравилось рассказчику повести Сергею Александровичу (племяннику полковника), и в данном случае можно уверенно отождествить его голос с голосом самого Достоевского, поскольку указанные слова он сам употребил в одном из писем к своему брату Михаилу (написанном в период с 30 января по 22 февраля 1854 г., где подробно излагаются особенности каторжной жизни писателя): "Да простого-то человека я боюсь более, чем сложного" [Достоевский 1971-1990 XXVIII-I, 172]. Столь буквальное совпадение очень значимых слов героя с сокровенной мыслью автора имеет чрезвычайно важное значение, оно заставляет предположить, что главная тема повести - это как раз демонстрация различия простых, типических людей, пример которых дает полковник, и людей сложных, необычных, хотя суть указанной сложности и необычности еще требует существенного прояснения, - ведь "сложным" человеком в этом контексте оказывается главный герой повести, Фома Фомич Опискин! Нетрудно понять, что против такого "возвышения" Фомы Опискина над прочими героями - в первую очередь над добрым и симпатичным полковником Роста-невым, будут единодушно возражать все, кто читал повесть "Село Степанчиково и его обитатели". Однако, как нам кажется, именно изображение парадоксальной "сложности" Фомы Фомича и составляет главное открытие Достоевского в этом произведении. Через своих героев он демонстрирует два возможных уровня бытия личности: бытия на поверхности жизни, в рамках системы неизменных стереотипов, и бытия, свободного от таких стереотипов и, значит, более сложного, в каком-то смысле более проникающего в глубину жизни.

При этом для правильного понимания сути различия этих двух уровней бытия личности нужно заранее отказаться от мысли, что более сложное бытие непременно должно быть более нравственным. Парадокс открытия Достоевского в том и заключался, что более сложная личность очень часто именно в силу своей сложности оказывается свободной от моральных стереотипов и норм и не признает ничего кроме своей собственной воли - воли к власти. Это и демонстрирует писатель на примере Фомы Опискина.

Пытаясь понять сложность и необычность личности Фомы Опискина, прежде всего нужно отказаться от прямолинейного определения его характера как эгоистического и корыстного. Не то чтобы эти определения совсем нельзя было применить к Фоме. Но, применяя их к его поступкам, мы должны понимать, что этим далеко не исчерпываем их смысл, не даем глубокого понимания его личности. Самый наглядный пример, показывающий, что поступки Фомы трудно объяснить чисто корыстными мотивами, - это сцена, когда полковник пытается подарить ему пятнадцать тысяч серебром, чтобы, взяв эти деньги, он покинул его дом. Фома отказывается от денег, причем комментирую

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком