ТАТЬЯНА КРАВЧЕНКО, заведующая отделом научной информации, заслуженный работник культуры
ОЛЬГА ПОЧАТКИНА, главный библиограф отдела научной информации ИРИНА ТИТУНОВА, заведующая сектором обслуживания отдела научной информации
Формирование научной картотеки
Справочный аппарат и информационное обслуживание
Справочно-библиографический аппарат РГБИ создавался и совершенствовался на протяжении всей её истории, и в нём отразилось всё своеобразие миссии этой библиотеки. Эволюция СБА не прекращается и сегодня.
СПРАВОЧНО-ИНФОРМА-ЦИОННОЕ обслуживание читателей в Российской государственной библиотеке искусств (РГБИ) носит специализированный характер. Помимо консультаций, библиографических и фактографических справок здесь готовят библиографические и иконографические материалы по тематическим заявкам пользователей, чья работа непосредственно связана с искусством: актёров, режиссёров, художников, театроведов, искусствоведов, культурологов, а также по заявкам творческих организаций и коллективов: театры, киностудии, редакции, издательства, соответствующие учебные заведения.
В первом её Уставе, утверждённом Академическим центром Главнауки 23 июня 1922 г. за №2665, было сформулировано основное направление в спра-вочно-библиографической работе библиотеки «удовлетворять по возможности всех наиболее заинтересованных деятелей театра в их специальных художественных и научных работах» Библиотека стала помогать развитию нового советского театра, творческому росту его читателей, — актёров, режиссёров, художников. В «Положении о Го-
сударственной театральной библиотеке при Государственном Малом театре» (именно так тогда называлась библиотека), утверждённом Главискусством и согласованном с Главнаукой в 1929 г., её задачи сформулированы следующим образом: «подбор и хранение литературы и иллюстративных материалов по театроведению, драматургии и сценическому искусству, а также библиографическая и научная обработка их в научной картотеке и в исследовательских кабинетах; обслуживание на-
учных, художественных, учебных и просветительных потребностей всех в СССР театров, студий, театральных школ, техникумов и курсов, клубов, кружков, кино и других театральных учреждений, а также удовлетворение всех других научных учреждений, вузов, техникумов и отдельных лиц, нуждающихся для своих занятий в материалах
по театроведению, драматургии и сценическому искусству; научно-исследовательские работы в области театроведения, драматургии и сценического искусства в специальных исследовательских кабинетах: по истории драмы и театра, по теории и практике сценического искусства, по костюму, гриму, бутафории и декоративному искусству, и в научной картотеке; устройство специальных производственных выставок для сценических постановок и по специальным вопросам театроведения, драматургии и сценического искусства».2
Как видно из этой формулировки, перед Библиотекой сразу же были поставлены очень широкие задачи, что не могло не отразиться на содержании её спра-вочно-библиографической работы. С первых дней создания Библиотеки в ней начала формироваться «научная картотека», где отражались сведения о поступившей в фонд литературе. При этом обработка каждого издания предполагала анализ его содержания: «каждая книга была не только занесена на отдельную карточку и зарегистрирована по определенному отделу, но она была со вниманием прочитана и в ней отмечены все места, касающиеся тех вопросов какие вошли в систематическую классификацию».3 Эта «научная картотека» стала прообразом (основой) Предметного каталога РГБИ, который сегодня представляет собой один из наиболее ценных источников информации о фонде библиотеки для её читателей.
В середине 1930-х г. библиотека стала — впервые в библиографической практике — вести картотеку отзывов на постановки произведений русских ав- ^
#10 [172] *2012
Библиотечное Д1э ]
торов за рубежом. В ней отражались материалы, начиная со второй половины XVIII века (!): постановки пьес, опер и балетов. Начинал эту работу библиограф Николай Иванович Пожарский. Отражённые в ней уникальные сведения стали основой существующей и поныне картотеки «Мировое значение русского и советского театра». В ней нашли отражение материалы из периодических изданий на русском и иностранных языках. Картотека состоит из четырёх частей: 1). Культура и искусство России и СССР; 2). Актёры и режиссёры; 3). Постановка пьес русских и советских драматургов за рубежом; 4). Исполнение произведений русских и советских композиторов за рубежом. Сегодняшний объём картотеки около 110 тыс. записей (карточек).
Выступление Т. А. Кравченко на семинаре в Псковской областной универсальной научной библиотеке
Картотека стала хорошим подспорьем в работе многих студентов и учёных. На её основе велась работа над исследованиями, посвящёнными взаимовлиянию и взаимосвязям русского и зарубежного театра, выпускались уникальные библиографические указатели. Собранный, бережно сохраняемый и пополняемый материал позволил библиотеке собрать и сохранить публиковавшиеся в зарубежной периодике сведения о деятелях российской культуры-эмигрантах.
В эти же годы библиографы и научные сотрудники библиотеки подготовили ряд материалов, которые впоследствии были использованы для целой серии научно-исследовательских трудов. Специалистам библиотеки удалось создать «исчерпывающую систематизированную библиографию театральной литературы, вышедшей в СССР, и установить ряд важнейших дат в истории развития советского театра. Библиотека составила целый ряд ра-
бот по русскому и иностранному театру (библиография советских и зарубежных театральных журналов, библиография новейшей иностранной литературы по театру, библиография новейшего репертуара, перечни крупнейших премьер русского и зарубежного театра, списки драматургов, композиторов русских и зарубежных с перечнями их произведений и датами их написания)»* Была проведена большая работа по составлению списка рецензий по темам «Пушкин в театре» и «Шекспир на русской сцене», что позволило в дальнейшем воссоздать сценическую историю произведений Шекспира и Пушкина и раскрыть для наших постановщиков, актёров и исследователей историю трактовки того или другого произведения и его сценического образа.
Сегодня СБА библиотеки представляет собой совокупность каталогов и картотек в карточной форме, электронного каталога и баз данных, справочно-библиографического фонда, включающего издания на электронных носителях, и архива письменных справок. Он позволяет найти ответы практически на любые вопросы, связанные с искусством.
Электронные ресурсы начали создаваться в библиотеке в 1990-е годы. При внедрении новых информационных технологий важно было не просто перейти на ведение каталогов и картотек в электронном виде, но и улучшить их поисковые возможности, повысить их доступность. Все библиографические электронные ресурсы сегодня доступны удалённым пользователям через сайт РГБИ.
Базовым электронным ресурсом является Электронный каталог, который сочетает поисковые возможности алфавитного, предметного и систематического каталогов и отражает разные виды документов: книги, электронные ресурсы и микрофиши. Частью электронного каталога являются базы данных «Видеофонд» (включает описания видеокассет и DVD), «Изобразительный материал» (включает описания листового иллюстративного материала) и «Периодические издания». В 20 09 г. в библиотеке проведена ретроконверсия генерального каталога, и для читателей в поиске предстает единый массив, рас-
крывающий весь фонд РГБИ. Сейчас его объем более 220 тыс. записей.
С апреля 20 04 г. каталог ведётся в АБИС «ОРАС^1оЬа1», библиографические описания в котором составляются в формате RUSMARС. В 2002 году библиотека вступила в Центр ЛИБНЕТ и получила возможность заимствования эталонной библиографической записи из Сводного каталога библиотек России. В 20 04 году сотрудники отдела научной обработки получили сертификацию для работы в Сводном каталоге библиотек России, что позволило РГБИ представлять в нём свои записи.
Сотрудники РГБИ на семинаре в Архангельской областной научной библиотеке
Для успешного функционирования ЭК необходимо было оснастить его поисковой системой, которая позволила бы осуществлять поиск и по тематическим запросам пользователей. В 1998 году в РГБИ началась работа по созданию машиночитаемых предметных рубрик. Рубрикатор охватывает различные сферы искусства и гуманитарных дисциплин. В нём отражены: тематические, предметные понятия, термины и названия из различных сфер искусства, унифицированные и обобщающие типовые названия, виды и жанры искусства.
В 2005 году вышел печатный вариант рубрикатора: Предметно-тематические рубрики электронного каталога РГБИ. Раздел «Искусство. Искусствознание»: метод. пособие / Рос. гос. б-ка по искусству; [сост.: И. Л. Мотроненко, Ю. В. Майорова]. — Москва: ГПНТБ России, 2005. — 181 с.: табл. В 2008 году вышел раздел рубрикатора, охватывающий зрелищные искусства и музыку: Предметно-тематические рубрики электронного каталога РГБИ. Раздел «Музыка и зрелищные искусства» : метод. пособие / Рос. гос. б-ка по искусству; [сост.: О. С. Вайсбейн и др.]. — Москва: ГПНТБ России, 2008. — 536 с.
,cs%xe Библиотечное Д1эЛО
#10 [172] *2012
Завершающим этапом этой работы является создание авторитетного машиночитаемого файла предметных рубрик по искусству, встроенного в операционную программу АБИС «ОРАС^1оЬа1».
О. Н. Початкина
В 2006 году библиотека провела оцифровку предметного каталога РГБИ, который начал создаваться в карточном варианте в 1930-е годах. Он размещён на сервере библиотеки в имиджинговой форме. Поиск можно осуществлять по конкретной предметной рубрике; можно вести поиск по сочетанию слов из разделителей, даже не зная точной формулировки рубрики. Поисковые возможности каталога широки. Например, набрав в поиске фамилию драматурга, читатель получает перечень предметных рубрик, в которых она встречается: в ряду персоналии и список рубрик с названиями пьес. Стало удобнее собирать материал по искусству отдельного народа — набрав в поиске наименование этого народа, читатель получает полный перечень
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.