научная статья по теме ФОРМЫ СЛУХОВОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ Психология

Текст научной статьи на тему «ФОРМЫ СЛУХОВОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2008, том 29, № 2, с. 96-106

ПСИХОЛОГИЯ

личности

ФОРМЫ СЛУХОВОЙ АКТИВНОСТИ личности

© 2008 г. Н. С. Курек

Доктор психологических наук, профессор, Московский городской педагогический университет, Москва

Анализируется связь особенностей личности со слуховой активностью. Предлагается модель целенаправленного (рационального) и эмоционального Я как субъекта слуховой активности. Выделяются три его уровня - реактивный, спонтанный, интроспективно-духовный, и соответственно три типа личности: аудиально-реактивныи, аудиально-спонтанный и аудиально-интроспективный. Рассматриваются следующие формы слуховой пассивности личности: меломания, зависимость от слушания внутренней речи, слуховые галлюцинации и слуховая апатия.

Ключевые слова: целенаправленное и эмоциональное слушание, слуховая пассивность личности, слабость Я, меломания, слуховые галлюцинации, слуховая апатия.

В психологии существуют две противоположные точки зрения на взаимосвязь слуха и личности.

Согласно первой, принятой в натурфилософии и психофизике, слух - функция среды и мозга. Он связан с чертами личности и является индивидуально-типологической характеристикой. При этом эмоции, как правило, исключаются из слухового восприятия, а Я не рассматривается в качестве его субъекта. В традиционной психофизике считается, что слуховое восприятие возникает в результате переработки звуковых сигналов в слуховом анализаторе. Его сила зависит, прежде всего, от интенсивности раздражителя. С. Стивене считал, что эта зависимость носит степенной, а Г. Фехнер - логарифмический характер [40, 52]. Представители естественно-научного направления У. Джемс, А. Бине, Ф. Гальтон выделяли слуховой тип ("слуховика"), который "воспринимает мир ушами, а не глазами" (см. [13, с. 334]). В дифференциальной психофизике изучалось влияние на слух таких черт личности, как экстраверсия/ин-троверсия, полезависимость/поленезависимость, ригидность [9, с. 39]. Основатель субъектной психофизики К.В. Бардин показал, что сенсорные характеристики звука зависят от собственной акти-ности субъекта, выступающего в качестве испытуемого в экспериментых: от сенсорной задачи, цели, стратегий, операциональных приемов деятельности, интер- и интраиндивидуальных психологических особенностей [5]. Однако и при этом подходе Я не признается субъектом слуховой активности.

Согласно второй точке зрения, субъектом слуховых процессов является Я, а эмоция - важная составляющая слуха. Н.О. Лосский сформулировал основные положения персонологической, ин-туитивистской теории психики, которые можно отнести также к слуховому восприятию: психиче-

ские функции есть проявление Я (души); Я - активный их источник и носитель; в центре сознания находится единое и тождественное Я [29, с. 46]. Представитель феноменологического направления М. Хайдеггер противопоставил натуралистическую и персоналистическую установку, при которой: "Главное увидеть взаимосвязь психических переживаний не как придаток физической вещи, но как таковую, и увидеть Я в качестве душевного Я-субъекта" [45, с. 131]. При таком подходе слух называется слушанием. Хайдеггер пишет: "Слушание есть основной способ понимающего бытия - друг-с-другом. Говорить может лишь тот, кто может вести речь и слушать. Что для этого слушания существуют вещи вроде ушных раковин и барабанных перепонок - это чистая случайность" [там же, с. 281]. Представитель феноменологического направления в психологии К. Роджерс вьщелил эмпатическое слушание -понимание одной личностью субъективного мира чувств другого человека. Он писал: "Эта особая активная разновидность слушания - одна из самых мощных известных мне сил, обеспечивающих изменение" [36, с. 55]. Эмпатическое слушание наиболее целительно, когда психотерапевт или фасилитор находится ближе всего к своему внутреннему, интуитивному Я.

Цель настоящего исследования - разработка оригинальной модели слуховой активности Я и выделение на ее основе разных форм слуховой пассивности личности - нарушений слуха, связанных преимущественно со слабостью Я.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

1) описать и проанализировать различные формы и уровни слуховой активности;

2) проанализировать связь особенностей личности со слуховой активностью;

3) выявить основные формы слуховой пассивности личности.

Согласно авторской модели, слуховая активность - акт слушания Я звукового сообщения (шума, речи, музыки). В ней выделяется целенаправленное (рациональное) и эмоциональное слушание. Часто это единый процесс целенаправленного рационального понимания значения информации, а также восприятия и переживания эмоционального подтекста услышанного. Но в некоторых условиях может доминировать либо рациональное целенаправленное, либо эмоциональное слушание. Так, в деловом общении, учебном процессе все усилия слушателя направлены на понимание значения информации, а в межличностных отношениях (например, влюбленных людей, психотерапевта и больного) основным является понимание и переживание эмоционального подтекста звукового сообщения. Рациональные личности (как правило, мужчины) склонны к рациональному целенаправленному слушанию, а эмоциональные (прежде всего женщины) - к эмоциональному слушанию. Поэтому с определенной долей условности можно выделить целенаправленное (рациональное) и эмоциональное слушание. В слуховой активности выделяются также три уровня: реактивный, спонтанный, интроспективно-духовный. На реактивном уровне слушания Я выступает в качестве объекта воздействия и участника слуховой активности; на спонтанном - Я по собственному побуждению начинает, продолжает и прекращает слушание, на интроспективно-духовном - Я - это одновременно субъект и объект воздействия: слушает себя в ходе диалогов с самим собой. Под личностью понимается, во-первых, структура, ядром которой является Я - центр сознания, способный к диалогу с самим собой, в ходе которого выбираются цели и намечаются способы их достижения, воспринимаются, переживаются и выражаются эмоции. Именно Я - субъект и участник слуховой активности. Во-вторых, личность - это совокупность отличительных черт, которые относятся к Я, темпераменту и характеру.

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ РАЦИОНАЛЬНОЕ СЛУШАНИЕ

Целенаправленное рациональное слушание Я -рациональные акты слушания Я звукового сообщения (шума, речи, музыки), направленные на достижение разнообразных целей. В широком значении слова целенаправленным является любое слушание. Его целенаправленность определяется основными целями человечества. В. Штерн писал: "У каждого человека имеется (совершенно независимо от его частных целей как индивидуальности) определенная целевая направленность самого общего вида: самосохранение и самораз-

витие, организация жизни в социальных сообществах. Человек, чье душевно-телесное функционирование, взятое в целом, приспособлено к этой целенаправленности, является нормальным (нормальность как тотальная вариация). Также и отдельная функция нормальна в той мере, в какой она приспособлена к специальной цели, которую ей надлежит выполнять внутри всего организма (нормальность как парциальная вариация)" [47,

с. 106]1. Человек обращает внимание и слышит только то, что необходимо для самосохранения, организации жизни в социальных сообществах и саморазвития.

В узком значении слова целенаправленное рациональное слушание - это рациональный акт слушания, который порождает слуховой образ и является основой целенаправленного волевого действия. Например, учась в институте, человек слушает лекции и приобретает знания, необходимые для его дальнейшей работы, для достижения профессиональных целей. Целенаправленное рациональное слушание базируется на познавательных процессах: памяти, мышлении, внимании. В ходе слушания Я выдвигает перцептивные гипотезы, сравнивает результаты прослушивания со своими ожиданиями, со слуховым опытом и ситуацией и корректирует процесс слушания. В результате слуховой образ становится осознанным, ясным, интенсивным, тесно связанным с прошлым опытом, что ведет к распознаванию предметов и событий, пониманию значения услышанной информации. Это позволяет использовать ее для достижения других целей личности: самосохранения, саморазвития, организации жизни в социальных сообществах.

Можно выделить вербальное и музыкальное целенаправленное рациональное слушание.

Вербальное целенаправленное рациональное слушание - рациональный акт слушания Я словесных сообщений, направленный на достижение разнообразных целей. Согласно теории И. Атва-тера, общение имеет информационную, экспрессивную, побудительную и социальную цели [3]. Соответственно можно выделить четыре цели слушания: информационную - точное восприятие и понимание значения информации; эмпатиче-скую - понимание чувств, передаваемых словами; побудительную - стремление к пониманию того, чего ожидают от слушателя, к какому действию его побуждают; социальную - стремление к поддержанию межличностных отношений в ходе общения. Эти цели достигаются различными способами. Так, для достижения информационной цели Атватер предлагает применять рефлексивное

1 Эта идея Штерна стала основополагающей для выделения А. Маслоу следующей иерархии потребностей: самоактуализации, самоуважения, любви и принадлежности, безопасности, физиологических.

слушание с выяснением, уточнением информации [3]. Для достижения эмпатической цели следует использовать эмпатическое слушание - точное восприятие чувств, личностных смыслов и передачу воспринятого понимания клиенту. По мнению К. Роджерса, целенаправленное произвольное эмпатическое слушание врачом переживаний больного - одно из важнейших условий исцеления: "В такие моменты кажется, что мой внутренний дух вышел вовне и прикоснулся к внутреннему духу другого человека. Наше отношение трансцендирует себя и становится частью чего-то большего. Имеют место существенные и очевидные рост, исцеление, энергия" [36, с. 57]. Однако информационная и социальная цели рационального вербального слушания являются главными, особенно в деловом общении при обучении и в процессе работы.

Музыкальное целенаправленное рациональное слушание - слуховой рацио

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком