научная статья по теме ФРАНЦУЗСКОЕ ДУХОВЕНСТВО И ИНОСТРАННЫЕ ПРИОРАТЫ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ АНГЛИИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ФРАНЦУЗСКОЕ ДУХОВЕНСТВО И ИНОСТРАННЫЕ ПРИОРАТЫ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ АНГЛИИ»

УДК 94(420).02/.04

Е.В. Калмыкова

ФРАНЦУЗСКОЕ ДУХОВЕНСТВО И ИНОСТРАННЫЕ ПРИОРАТЫ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ АНГЛИИ*

Статья посвящена истории иностранных приоратов и положению французского духовенства в средневековой Англии. Основное внимание уделяется кризисной эпохе, наступившей после утраты английскими королями власти над Нормандией и началом продолжительных англо-французских войн. Анализ мер, предпринимаемых английской короной в отношении французского духовенства и их английских держаний, осуществляется не только с учетом изменений внешнеполитического курса, но и в контексте «общественного мнения». Изучение этого материала свидетельствует о том, что не меньше, чем присутствие в Англии подданных вражеского государства, англичан волновала перспектива секуляризации церковного имущества.

Ключевые слова: церковь, духовенство, иностранные приораты, бенефиции, секуляризация.

Говоря о восходящих к Нормандскому завоеванию англофранцузских военных конфликтах эпохи Средневековья, можно отметить, что еще до начала Столетней войны их характер стал меняться, постепенно эволюционируя от династического к национальному. Посвятив несколько исследований этой проблеме1, я бы хотела обратиться к сюжету, в котором националистические тенденции развития английской государственности сталкивались с главной наднациональной силой - Католической церковью с ее универсалистской христианской идеологией. Некоторые аспекты этой глобальной проблемы, касающиеся, в частности, соучастия английского духовенства в международных войнах английской

* Хочу выразить глубокую признательность Н.И. Алтуховой и А.А. Королеву за ценные замечания к статье.

1 Калмыкова Е.В. Образы войны в исторических представлениях англичан позднего Средневековья. М., 2010; Она же. Столетняя война и формирование английского национального самосознания // Средние века. М., 2001. Вып. 62. С. 103-119; Она же. Официальная пропаганда английской внешней политики в Х1У-ХУ вв. // Королевский двор в политической культуре средневековой Европы / под ред. Н.А. Хачатурян. М., 2004. С. 81-113.

короны, уже становились предметами научных изысканий2. В настоящей работе мне бы хотелось обратиться к мало разработанному в историографии вопросу о судьбе в периоды обострения англо-французских противоречий проживавших в Англии представителей французского духовенства и английских обителей, которые, как дочерние, были связаны с французскими монасты-рями3.

2 Aston M. The Impeachment of Bishop Despenser // Bulletin of the Institute of Historical Research. 1965. Vol. 38. P. 127-148; Chew H.M. Ecclesiastical Tenants-in-Chief. London, 1932; Haines R.M. An English Archbishop and the Cerberus of War // Studies in Church History. Vol. XX: The Church and War / Ed. by W.J. Sheils. London, 1983. P. 153-170; Housley N. The Bishop of Norwich's Crusade, May 1383 // History Today. 1983. Vol. 33/5. P. 15-20; Hudson W. A Commission to Arm and Array the Clergy in 1400 // Sussex Archeological Collections. Vol. LI. P. 153162; McHardy A.K. Clerical Taxation: the Clergy as Agents // The Church, Politics and Patronage in the Fifteenth Century / Ed. by R.B. Dobson. Glouster; N.Y., 1984. P. 168-192; Idem. The English Clergy and the Hundred Years War // The Church and War / Ed. by W.J. Sheils. Oxford, 1983. P. 171-178; Idem. Liturgy and Propaganda in the Diocese of Lincoln during the Hundred Years War // Religion and National Identity / Ed. by S. Mews. Oxford, 1982. P. 215-230; Idem. Religious Ritual and Political Persuasion: the Case of England in the Hundred Years War // International Journal of Moral and Social Studies. 1988. Vol. III, N 1. P. 41-57; Idem. The Age of War and Wycliffe: Lincoln Diocese and its Bishop in the Later Fourteenth Century. Lincoln Cathedral Publication, 2001. P. 29-37; McNab B. Obligations of the Church in English Society: Military Arrays of the Clergy, 1369-1418 // Order and Innovation in the Middle Ages: Essays in Honor of J.R. Strayer / Ed. by W.C. Jordan, B. McNab, T.F. Ruiz. Princeton (New Jersey), 1976. P. 293-314, 516522; Калмыкова Е.В. Военная служба английских клириков в XIV-XV вв. // Средние века. М., 2013. Вып. 74 (3-4). С. 150-171.

3 В обобщенном виде история держаний континентальных монастырей и соборов в Англии представлена в монографиях: New C.W. History of Alien Priories in England to the Confiscation of Henry V. Chicago, 1916 и Matthew D. The Norman Monasteries and their English Possessions. Oxford, 1962. Несколько специальных работ посвящены истории отдельных монастырей или определенным событиям в истории иностранных приоратов: Desmond L.A. The Statute of Carlisle and the Cistercians, 1298-1369 // Studies in Medieval Cistercian History presented to Jeremiah O'Sulliavan. Shannon, 1971. P. 138-162; Graham R. Four Alien Priories in Monmouthshire // Journal of British Archaeological Association. 1929. Vol. XXXV P. 102-121; Idem. The History of Alien Priory of Wenlock // Journal of British Archaeological Association. Third Series. 1939. Vol. IV. P. 117140; Idem. The Papal Schism of 1378 and the English Province of the Order of Cluny // English Ecclesiastical Studies / Ed. by R. Graham. London, 1929. P. 4661; Idem. The English Province of the Oder of Cluny in the Fifteenth Century // English Ecclesiastical Studies. P. 98-130; Haskins C.H. An Early Charter of Canute for Fecamp // English Historical Review. 1918. Vol. XXXIII. P. 342-344; Morgan M.M. The Suppression of the Alien Priories // Historical Revision. 1941, dec. N XCIX. P. 204-212; Idem. The English Lands of the Abbey of Bec. Oxford,

Прежде чем непосредственно обратиться к заявленной теме, необходимо отметить, что существование в средневековом государстве земельных держаний, принадлежавших иностранцам (как светским, так и духовным лицам), было широко распространенным явлением. Не только иностранные подданные, но и могущественные монархи, независимо правившие в своих королевствах, могли становиться вассальными держателями (показателен пример английских королей, державших на правах вассалов земли во Франции). Не вдаваясь в сложные сюжеты принесения нескольких оммажей и исполнения рыцарями вассальных обязательств в отношении иностранных сеньоров, отмечу, что духовный статус держателя лишь на первый взгляд делал его взаимоотношения с иностранным сеньором (вкладчиком, патроном) более простыми. Основание дочерних обителей, контроль за братиями в таких монастырях, взаимоотношения с местными епископами, управление далекими поместьями и перераспределение доходов с них - это лишь некоторые из задач, которые приходилось решать людям церкви, получившим земельные вклады от иностранцев. В мирное время любые технические хлопоты, связанные с приобретением бенефициев за пределами «своего» государства, были более или менее легко преодолеваемы. Однако в случае войны между сеньорами, держание земель от врага, так же как и вражеское подданство, могли стать серьезной проблемой. В этом смысле история французских священников и французских приоратов в Англии примечательна не только по причине сложных англо-французских взаимоотношений на протяжении всей истории Средневековья, но и по статистической причине, поскольку очень многие французские монастыри и соборы обладали землями в Англии.

Традиционно считается, что возникновение в Англии иностранных приоратов и земельных держаний, принадлежавших французским монастырям, восходит к эпохе правления Нормандской династии (Х1-Х11 вв.). Действительно, после завоевания Англии герцогом Вильгельмом пожалование английских земель

1946; Taylor A.J. The Alien Priory of Minster Lovell // Oxoniensia. 1937. Vol. 2. P. 103-117; Thompson B. The Statute of Carlisle, 1307, and the Alien Priories // The Journal of Ecclesiastical History. 1990. Vol. 41. P. 543-583; Idem. 'Habendum et Tenendum' Lay and Ecclesiastical Attitudes to the Property of the Church // Religious Belief and Ecclesiastical Careers in the Late Medieval England / Ed. by C. Harper-Bill. Woodbridge, 1991. P. 197-237; Idem. The Laity, the Alien Priories, and the Redistribution of Ecclesiastical Property // England in the Fifteenth Century: Harlaxton Medieval Studies. Stamford, 1994. P. 19-41.

континентальным соборам и аббатствам получило широкое распространение. Однако первые казусы подобных вкладов датируются более ранним периодом. Еще в 918 г. племянница короля Альфреда Великого Этельруда, вдова графа Фландрии Балдуина II, пожаловала монастырю Св. Петра в Генте манор в Кенте, где потом был возведен монастырь Льюишем. После смерти короля Эдгара, который продолжал покровительствовать Льюишему, гентские монахи, видимо, утратили права на монастырь, и в 1016 г. принц Эдуард, будущий Эдуард Исповедник, пообещал их восстановить4. Король Кнут Великий передал монастырю Св. Троицы в Фекане (Нормандия) маноры Бред (Суссекс) и Реймес-ли (между Уинчелси и Раем). Вероятно, этот дар был инспирирован его женой Эммой, происходившей из семьи нормандских герцогов, которые традиционно покровительствовали Фекану5. Впоследствии дар Кнута был подтвержден его наследником Хар-диканутом, а Эдуард Исповедник значительно увеличил английские владения Фекана новыми земельными вкладами6. Не только связанный узами родства с нормандскими герцогами, но и воспитанный в Нормандии набожный король Эдуард не оставил своим вниманием и другие обители герцогства. Он пожаловал аббатству Сен-Уан и соборному капитулу Нотр-Дам в Руане земли в Эссексе, позднее там был возведен приорат Западной Мерсии7. Монастырь Мон-Сен-Мишель получил от короля в дар небольшой корнуолльский остров, на котором была основана обитель, также посвященная Св. Михаилу, а также земли в Уэннефайре8 со всеми приходами, населенными пунктами и полями9. Уделяя особое

4 Matthew D. The Norman Monasteries... P. 19.

5 Haskins C.H. An Early Charter of Canute for Fecamp // English Historical Review. 1918. Vol. XXXIII. P. 342-344.

6 Du Monstier A. Neustria pia, seu De omnibus et singulis abbatijs et prioratibus totius Normanis... Rouen, 1663. P. 223; Codex diplomaticus aevi Saxonici / Ed. by J. Kemble. London, 1846. Vol. IV. P. 229 (DC

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком