научная статья по теме ФРОНТИР В ИНТЕРПРЕТАЦИИ А. ДЕ ТОКВИЛЕМ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ США Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ФРОНТИР В ИНТЕРПРЕТАЦИИ А. ДЕ ТОКВИЛЕМ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ США»

Культура

ФРОНТИР В ИНТЕРПРЕТАЦИИ

А. де ТОКВИЛЕМ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО

РАЗВИТИЯ США

© 2010 г. О.Ю. Казаков^

Орловский государственный университет, Орёл

Статья посвящена малоизученному аспекту наследия французского мыслителя. В ходе поездки в США он побывал на границе американской цивилизации в районе Великих озер. Основываясь на собственных впечатлениях, Токвиль опровергал европейские стереотипы об индейцах, пионерах, характере колонизации, а также пытался осмыслить место и роль фронтира в развитии демократии, государства и нации.

Ключевые слова: Алексис де Токвиль, США, фронтир, демократия.

Interpretation of Frontier by A. de Tocqueville in the Context of Socio-Cultural Development in USA

O.Yu. Kazakova

Orel State University, Orel

The article is devoted to a not too well known aspect of the French thinker's heritage. During his trip to the United States A. de Tocqueville visited the borders of the American civilization around the Great Lakes area. On the basis of his personal impressions from the trip de Tocqueville renounced European stereotypes of the Indians, pioneers, the nature of colonization and tried to define the role and significance of the Frontier in the development of the democracy, of the State and the Nation.

Key words: USA, А. de Tocqueville, frontier, democracy.

Фронтир как термин, обозначавший передовую линию продвижения цивилизации от приатлантических штатов к Тихоокеанскому побережью, утвердился в научной литературе за американским пограничьем в период до 1890 г. При сходных типологических признаках колониального опыта других стран (Канады, Австралии, Бразилии) экспансия США на запад значительно отличалась социокультурным содержанием и значением в этногезе. Позднее, став культурным мифом, она занимала воображение путешественников и читателей экзотическим колоритом, романтикой приключений, поэтикой героического

покорения природы.

*

КАЗАКОВА Ольга Юрьевна - кандидат исторических наук, доцент Орловского государственного университета, докторант Института всеобщей истории РАН. E-mail: kazakova@yandex.ru.

Статья подготовлена при финансовом содействии гранта Президента РФ на поддержку молодых российских учёных и ведущих научных школ. Ведущая научная школа академика Н.Н. Болховитинова «Северная Америка и её отношения с Россией». НШ - 4405.2008.6.

89

Наиболее известной политической и социокультурной трактовкой фронти-ра на протяжении столетия является концепция историка Фредерика Дж. Тёрнера (1861-1932). Западные земли, согласно ей, были источником социально-экономического равенства, а возникавшие там небольшие сельские поселения - квинтэссенцией политической демократии. Граница между цивилизацией и дикой природой, разрывавшая традиционные связи и предлагавшая новый опыт, рассматривалась Тёрнером и его последователями как основа американской исключительности. Если первые поселенцы действовали и мыслили как европейцы, то в результате приспособления к условиям пограничной жизни формировалось их национальное своеобразие.

Выразительность и ёмкость идеи Тёрнера обеспечили её научное и общественное признание, а критика его концепции способствовала складыванию новой истории Запада, утверждающей, что после официального закрытия границы в 1890 г. эволюция американской демократии не прекратилась[11][12][25]. Более того, продолжавшиеся на осваиваемых территориях социокультурные процессы придали новый импульс её развитию. Сторонники данного направления изучают, главным образом, интерпретацию пограничья, культурно-ментальное влияние Запада (образы, стереотипы, символы), тогда как Тёрнер акцентировал внимание на его социально-политическом значении. К тому же он описывал границу в виде подвижной линии поселений, исчезнувшей после того, как был исчерпан резерв свободных земель. А для приверженцев новой истории Запада фронтир - географическое понятие, регион, что не позволяет рассматривать две концепции как полноценную альтернативу друг другу.

Летопись границы между американской цивилизацией и пока свободными от неё территориями началась с первых поселенцев. Между тем в литературе до Тёрнера трудно найти сочинение, посвящённое её роли в становлении и развитии США. Как правило, работы по политической философии, написанные в традициях европейского, прежде всего французского, Просвещения, раскрывали американскую демократию в институционально-правовом измерении. Поэтому удаляющаяся граница, не попадающая под её юрисдикцию, представлялась в них в духе Гоббса краем насилия, анархии, суда Линча.

Столь же характерным для общественно-политической мысли XIX столетия было противопоставление институтов и нравов, как разума и стихии, упорядоченной системы и хаоса. Классическим местом паломничества поклонников разумной американской демократии являлась Новая Англия, она же становилась для них эталоном при знакомстве с другими частями страны. По мере приближения к фронтиру всё более отклоняющиеся от принятого образца черты колонистов казались им испорченными, гротескными, анекдотичными. «У нас убеждены, что американцы - новый народ, - раскрывал европейские стереотипы известный специалист по США и инициатор создания Статуи Свободы Э. Лабулэ. - Если, по случайности, газеты рассказывают о нескольких дуэлях на карабинах в пустыне, за тысячу километров от Бостона и Филадельфии, наши мудрецы твердят, что там цивилизация в колыбели и что было бы наивно её изучать»[8].

Таким образом, фронтир долгое время не входил в круг интересов американистов. Своё место он нашел в художественной и научно-популярной лите-

ратуре в произведениях Ф. Р. де Шатобриана («Рене», «Атала, или любовь двух дикарей в пустыне», «Натчезы») и Ф. Купера («Пионеры», «Зверобой», «Следопыт», «Последний из могикан»), открывших новую манеру познания далёких краёв, пробудивших туристический интерес к американскому Западу. Под их влиянием литература путешествий от информативности и документальной точности XVI-XVIII веков обратилась к воображению, эмоциям, впечатлениям^]. Естественно, в сознании авторов этноприродный экзотизм по-граничья вытеснял интерпретационные схемы.

Описание американского фронтира, сделанное знаменитым французским политическим философом Алексисом де Токвилем (1805-1859) заслуживает особого внимания, так как, во-первых, построено на преодолении сложившихся стереотипов и традиций, во-вторых, рассматривалось автором как часть его фундаментальной работы «Демократия в Америке»[1], до сих пор сохраняющей научную ценность.

Отвлекаясь от изучения тюрем, ради которого был командирован в США, Токвиль отправился на границу цивилизации в поисках романтических героев Ла Рош (Мария София фон ла Рош - немецкая романистка) и Шатобриана[6]. Однако он не был бы самим собой, если бы подспудно не вынашивал концептуальную схему. Намеренно сузив круг интересов до исследования американской демократии, он интерпретировал информацию под выбранным углом зрения. Опубликованная «Демократия в Америке» (1835, 1840 гг.) продемонстрировала синтетическое свойство мышления автора, закрепив за ним реноме выдающегося теоретика. Заметки о путешествии на фронтир под названием «Пятнадцать дней в пустыне» (Quinze jours dans le désert) не увидели свет при жизни Токвиля. Первоначально автор хотел выпустить их приложением ко второму тому «Демократии», но по версии своего компаньона Гюстава де Бо-мона, отказался от своего намерения из дружеских побуждений, уступив ему право описать увиденное в повести «Мария, или рабство в Соединённых Штатах». В результате, несмотря на значительное количество позднейших изданий , «Пятнадцать дней в пустыне» не воспринимаются в комплексе с «Демократией» и редко попадают в поле зрения поклонников и исследователей творчества Токвиля.

Нередко заметки получали ошибочную трактовку. В частности, Дж. Пирсон, проследивший американский маршрут Токвиля и Бомона, объединил их экскурсию на запад США с канадской частью путешествия[15]. Мотивация и характер впечатлений от двух поездок были различны: экзотизм границы американской цивилизации и интерес к судьбе соотечественников в британской колонии. На наш взгляд, правы были те издатели, которые, чтобы восстановить замысел автора, включали «Пятнадцать дней» в очередное издание «Демократии в Америке»[16][10]. Безусловно исходя из научной репутации Токвиля, велико искушение придать дополнительный смысл его туристическим впечатлениям. Но если «Демократия» писалась годами, «Пятнадцать дней» были созданы сразу после поездки и имеют жанровые признаки литературы путешествий.

* Впервые путевые заметки опубликованы в парижском журнале Revue des deux mondes 1 декабря 1860 г., затем в двухтомнике неизданных сочинений Токвиля под редакцией Бомона (1861, 1866), в Полн. собр. соч. (1957), наконец отдельными изданиями в 1982 и 1998 г.

91

Тем не менее, сопоставление двух текстов показывает их идейно-тематическую близость, а привлечение рабочих материалов позволяет выявить значение и устойчивость его суждений, вынесенных из знакомства с фронтиром.

Токвиль и Бомон предприняли путешествие к границе американской цивилизации в июле 1831 г. «Мы страстно желали увидеть край, лишь накануне отвоеванный человеком у пустыни»[7], - сообщал Токвиль родным. На авантюрную поездку на Запад друзья отважились спонтанно, имея о нём весьма поверхностные представления. Две недели, полные приключений, начались в Буффало, откуда по оз. Эри они добрались до бывшей французской деревушки Понтиак, затем по непроходимым чащам продвигались к крошечному поселению Сагино на границе леса и прерии, которое, по отзывам жителей, считалось крайним пунктом человеческого присутствия. Тем же путём друзья вернулись на оз. Эри, где Токвиль и оформил свои впечатления в связное повествование.

Для понимания замысла и образного ряда путевых заметок необходимо пояснить их заголовок. На волне колоссальной популярности «Аталы» Шатоб-риана слово «пустыня» в применении к Америке вошло в лексикон путешественников и писателей[5][14][2]. Но если большинство использовало его в подражание французскому романтику, то Токвиль воспринял первоначальный смысл термина, назвав ам

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком