научная статья по теме ГДЕ КОНЧАЕТСЯ КАВКАЗ И ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ ИСТИНА? История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ГДЕ КОНЧАЕТСЯ КАВКАЗ И ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ ИСТИНА?»

ЭО, 2013 г., № 5 © CA. Арутюнов

ГДЕ КОНЧАЕТСЯ КАВКАЗ И ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ ИСТИНА?

Ключевые слова: Кавказ, этнография, география, история

Автор этой реплики, рассматривая различные критерии определения границ Кавказа, склоняется к выводу, что этнографические и лингвистические критерии вряд ли могут быть в данном случае успешно применены, и отдает предпочтение физико-географическим и политическим критериям, особенно настаивая на том, что южная граница Кавказа должна совпадать с современными северо-западной границей Ирана и северо-восточной границей Турции, оставляя эти страны за пределами региона.

То, что никакая дефиниция не в состоянии абсолютно адекватно охватить сущность рассматриваемого явления, известно достаточно давно, говоря конкретно, уже свыше 80 лет, с момента опубликования теорем Гёделя и Тарского. Пересказывать их я не намерен и вряд ли сумел бы, даже если бы захотел, так что уж прошу читателей поверить мне на слово, и перейти собственно к "сущности рассматриваемого явления", каковым в данном случае является Кавказ как в физико-географическом, так и в культурно-историческом смысле своего бытия. В смысле физико-географическом, или орографическом, по крайней мере, с севера Кавказ ограничен Кумо-Манычской впадиной, и если не мудрствовать лукаво, а просто непредвзято взглянуть на карту, то ясно, что именно она отделяет здесь европейскую часть территории материка Евразии от азиатской. В общем, это хорошо согласуется и с данными историко-этнографиче-скими. Конечно, при желании можно поспорить с чем угодно, но в данном случае, пожалуй, не стоит.

Что же касается южной границы Кавказа как физико-географического понятия, то само это понятие имеет смысл только как название большой горной страны или системы, которая образована Главным Кавказским хребтом и его отрогами и параллельными грядами, и на юге переходит в Колхидскую низменность, идентичную бассейну нижнего Риони, и цепь низменностей, образуемых средним и нижним течением Куры. Эту естественную низменную границу пересекает лишь относительно невысокий Лихский хребет, водораздельный между бассейнами Куры и Риони, который северной своей частью, связанной с Двалетским хребтом, принадлежит еще горной системе Большого Кавказа, а южной частью, переходящей в Месхетский хребет, входит уже в более обширную и сложно структурированную систему Армяно-Курдского нагорья. Последнее, хотя и названо топонимом бинарного этнонимического происхождения, имеет весьма сложные историко-этнографические характеристики и должно определяться на независимой от них чисто орографической основе, но это уже не имеет отношения к определению границ Кавказа. Ясно, что это нагорье - не Кавказ и не часть Кавказа, а особый географический компонент обширного региона Юго-Западной или Передней Азии. Лишь условно, в основном по мотивам политико-исторического характера, относительно небольшая северная часть этого нагорья именуется Малым Кавказом.

Сергей Александрович Арутюнов - чл.-корр. РАН, проф., зав. отделом Кавказа Института этнологии и антропологии РАН; e-mail: gusaba@iea.ras.ru

Границы этого Малого Кавказа определяются достаточно однозначно: это территория, похожая на эллипс, от района водораздела истоков Аракса и Куры на западе (этот же небольшой район является водораздельным и для истоков рек Олту и Карс, и расположен он чуть севернее города Сарыкамыш), и до точки слияния Куры и Аракса на востоке. Таким образом, территория Малого Кавказа всецело ограничена течением этих рек, и, следовательно, формально рассуждая, город Тбилиси своей левобережной частью принадлежит к Большому Кавказу, а правобережной - к Малому. Пределы же "Гор Араратских", в разное время и в разных текстах понимаемые по-разному, в любом случае к Малому Кавказу не относятся.

О том, как проходили этнические и лингвистические границы в мире на рубеже 5-4 тысячелетий до н.э., спекулировать мы можем только гадательно. Однако, исходя из скудных имеющихся данных, преимущественно косвенного характера, наибольшую вероятность имеют следующие предположения. В указанное время в северных районах Армяно-Курдского нагорья уже обитали как индоевропейские племена, чьи диалекты в дальнейшем легли в основу комплексного феномена древнеармянского языка, так и, несколько севернее их, племена, говорившие на протокартвельских, нострати-ческих по своей филиации, но существенно отличных от индоевропейских идиомов, диалектах. Однако все их ареалы находились достаточно далеко от территорий, ныне обозначаемых топонимами Большого и Малого Кавказа. Что же касается древних народов именно Кавказа, то пока нет оснований предполагать наличие среди них каких-либо племен, говоривших на идиомах, не относящихся к филетической категории так называемых северокавказских, или собственнно кавказских языков (в дальнейшем известных как абхазо-адыгские, нахско-дагестанские, урарто-хурритские и т.д.). Следовательно, территория первичного сложения как протоармянских (ориентировочно в районе слияния Мурата и Карасу), так и протогрузинских племен (в верховьях Чо-роха и у западных истоков Куры) лежала не только вне пределов Большого Кавказа, но и существенно западнее границ Малого Кавказа. И грузины, и армяне могут быть названы "кавказскими" народами лишь условно, по району своего нынешнего проживания, но не первичного генезиса. На всей основной территории их современного проживания четко прослеживаются следы того или иного "северокавказского" субстрата: абхазо-адыгского, нахско-дагестанского, урартского. Однако нельзя однозначно утверждать, что эти субстратные черты в равной мере присущи всем этнографическим группам в составе грузинского или армянского этникоса. И если де-факто одиозное, а де-юре нейтральное обозначение "лиц кавказской национальности" еще как-то применимо к коренному населению Республики Грузии или республики Армении, то к лазам, имерхевцам, ферейданцам или армянам западной диаспоры, Мокса и Сасуна оно никак не применимо. В этнокультурном аспекте у разных народов Кавказа в разной степени выражены черты "кавказскости". В это сложное качество входит ряд компонентов, важнейшие из которых суть следующие: приоритет межобщинных горизонтальных связей перед государственными властно-вертикальными, соответственно приоритет норм адата перед нормами канона и шариата, психоментальный "комплекс черкески". Крах имамата Шамиля был обусловлен не простым ресурсным перевесом русского царизма над вольнолюбием горцев, а глубинной несовместимостью духа "КАВКАЗСКОСТИ" с исламским ригоризмом имамата. Тем более бесперспективна и обречена на крах салафитская идея "Эмирата Кавказа", еще диаметральнее противоположенная всем контурам кавказской психоментальности. "Кавказскость" кли-нально убывает по оси Большого Кавказского хребта, с северо-запада на юго-восток. Из всех кавказских народов она максимально выражена у адыгов, абхазов, карачаевцев, сванов (при всём различии их статуса и генезиса), минимально - у армян и кавказских азербайджанцев. Не случайно, при всеобщей распространенности на Кавказе чохи-черкески, на западе грузинского этноареала она заменяется лазско-аджаро-

гурийской чакурой, а восточноармянский мужской костюм разительно отличается от западноармянского.

О тюркских народах Кавказа как о категории очень поздней здесь вообще говорить не имеет смысла. Одним из них кавказскость присуща в высшей мере (карачаевцы), другим почти вообще не присуща (муганские тюрки, тюркизированные талыши). Там, где она есть, её истоки следует искать не только в наследии горско-кавказских традиций, но и в традициях восточно-иранского происхождения, сиречь киммерий-ско-скифско-сармато-алано-овсских. Не только осетины, но и карачаевцы и балкарцы усматривают в себе потомков алан, нартские мотивы известны от Абхазии до Чечни, древние этнонимы киммерийцев (гимирру) и скифов (сака) звучат в грузинском слове "гмири"(герой) и армянском "ска" (гигант). В то же время Восточная Армения входит в Кавказскую историко-культурную провинцию, а Анатолийская Армения - не входит, Республика Грузия - входит, а Тао-Кларджети - не входит. Топоним Азербайджан, включая его исходный вариант Атрпатакан известен с IV в. до н.э., но до начала ХХ в. относился исключительно к территориям Северной Персии, и на низовья Куро-Аракса был произвольно распространен по политическим мотивам лишь около ста лет назад. Но и после этого "кавказские азербайджанцы" и "иранские азербайджанцы" объективно представляли собой две разные этнические общности, хотя и говорящие на близкородственных диалектах общего языка. Однако считать их единой общностью оснований не больше, чем у объединения сербов и хорватов под общим колпаком югославов. Это явствует из четко различительного отношения к тем и другим их ближайших соседей - армян и не только армян. Несомненно, авантюрно-политические поползновения расширить границы Кавказа на прилегающие к нему с юга территории имели место неоднократно, и в форме грузинского мини-империализма, с начала ХХ в., и в форме советско-сталинского гига-империализма, в 40-е годы того же века. В последнем случае чубы трещали у таких "холопов" советской империи, как месхетские турки, аджарские курды, армянские "ахпары"-репатрианты, и у кое-кого еще, и боль этих выдранных чубов аукается нам и по сей день. Эти территориальные претензии легли в основу ряда весьма спорных литературных произведений, начиная с эссе Илии Чавчавадзе "Квата гагади" (Камни вопиют) и кончая прогремевшей на короткое время на грузинской сцене пьесой "Чадзирули квеби" (Утопленные камни). Эти камни в виде дивной красоты архитектурных сооружений Олтиси, Тортуми, Ани, эпиграфических стел, изваяний-вишапов и многого другого уже немало пострадали от сил природы и вандализма человека, но еще больше страдали и страдают люди из-за постоянно разворачивающихся вокруг них беспредметных и бессмысленных споров об узконационалистическом престиже. Тем менее должно быть резона для возобновления этих претензий хотя бы на картографической бумаге сегодня.

Подведём краткие итоги. Кавказ как регион, в любом смысле, сегодня может иметь только один вариант своей южной

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком