научная статья по теме ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ КАК СПОСОБ ЛЕГИТИМАЦИИ ВЛАСТИ ФРАНКСКИХ ПРАВИТЕЛЕЙ VII-IX ВЕКОВ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ КАК СПОСОБ ЛЕГИТИМАЦИИ ВЛАСТИ ФРАНКСКИХ ПРАВИТЕЛЕЙ VII-IX ВЕКОВ»

ВЛАСТЬ, ПРЕСТИЖ, ГЕНЕАЛОГИЯ

А.И. Сидоров

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ КАК СПОСОБ ЛЕГИТИМАЦИИ ВЛАСТИ ФРАНКСКИХ ПРАВИТЕЛЕЙ У11-1Х ВЕКОВ

Проблему легитимации власти следует считать одной из наиболее важных для понимания логики развития раннесредневеко-вой государственности, впрочем, как и любой иной политической организации общества. Обоснование законности определенного политического порядка в целом, равно как и отдельных политических акций, почти всегда строго конъюнктурно и теснейшим образом связано с конкретным историческим моментом. Изменение способов легитимации отражает, в конечном счете, эволюцию в восприятии власти, а также в механизмах ее реализации. Тема эта поистине необъятна. Ниже я коснусь только одного, хотя, как мне кажется, достаточно принципиального сюжета. Я постараюсь выяснить, какое место занимали разного рода генеалогические построения в политической культуре франкского мира и насколько эффективно они отвечали актуальным потребностям королевской власти в том, что касалось легитимации собственного положения в глазах подданных.

В меровингский период королевство франков представляло собой довольно аморфное политическое образование. Оно характеризовалось неразвитостью административных структур, отсутствием доминирующего политического центра и концентрацией власти в руках локальных элит, зачастую отдельных семей, преобладанием персональных, мало формализованных связей между представителями власти и т.д. Равным образом, мы не обнаружим в VI-VII вв. и сколько-нибудь стройной идеологической концепции, обслуживающей потестарную сферу. Однако это не означает, что она отсутствовала вовсе. Франкам, как и другим германским народам, утвердившимся на территории западных провинций Римской империи, приходилось считаться с необходи-

мостью оправдывать собственное присутствие в Галлии, а также обосновывать претензии на политическое верховенство над гал-ло-римским населением. Прежде всего, Меровинги предприняли политические шаги: Хлодвиг получил титул консула и принял католическое вероисповедание. Однако этим дело не ограничилось. По прошествии некоторого времени возникла потребность в создании соответствующей историко-мифологической модели, описывающей политическую реальность. Для выработки потестар-ного мифа были задействованы вполне традиционные для политической культуры варваров категории кровного родства, наследственности и давности в осуществлении власти.

Одна из самых ранних попыток такого рода была связана с заимствованием и адаптацией к местным реалиям небольшого текста, известного в историографии под именем "таблицы народов"1. Он представляет собой краткое описание происхождения племен, расселившихся на территории западных римских провинций. Согласно представленной схеме от трех братьев берут свое начало двенадцать европейских народов. От Эрминия - готы, валаготы, вандалы, гепиды; от Ингуона - бургунды, тюринги, лангобарды и бавары; от Истия - римляне, бретонцы, франки и алеманны. Таблица возникла, по всей видимости, в восточной части империи около 520 г. и отражала представление византийцев об этно-по-литических реалиях в западных провинциях накануне юстиниа-новских войн. В течение последующих полутора столетий вместе с другими "греческими" текстами она попала на запад, а в конце VII или начале VIII в. была доработана анонимным франкским редактором. Он изменил написание имен собственных в соответствии с позднемеровингской транскрипцией, заменил имя "визи-готы" на "валаготы", а также добавил к первой ветви тринадцатый народ - саксов2. Самые ранние рукописи таблицы относятся к первой трети IX в., и это следует отметить особо. Очевидно, каролингских компиляторов привлекла идея кровного родства народов, входивших в состав королевства франков. В "историческом" кодексе, созданном около 817 г., предположительно в

1 MGH. SRM. T. 7. P. 851-854.

2 Вопрос о происхождении и рукописной традиции "таблицы народов" весьма основательно изучен В. Гоффартом. См.: Goffart W. The Supposedly "Frankish" Table of Nations: An Edition and Study // Frühmittelalterliche Studien. Bd. 17. B., 1983. P. 98-130. См. также: Müllenhoff K. Deutsche Altertumskunde / Ed. M. Roediger. B., 1892. Bd. 3. S. 325-332; Krusch B. Der Bayername, der Kosmograph von Ravenna und die frankische Volkertafel // Neues Archiv der Gesellschaft fur altere deutsche Geschichtskunde. 1928. Bd. 47. S. 31-76.

Санкт-Галлене, список племен предварен перечнем имен пяти римских правителей Галлии, а дополнен перечислением королей из рода Меровингов3. Последние, в таком контексте, предстают законными наследниками власти римских императоров на территориях к северу от Альп, поскольку связаны с ними теснейшим кровным родством. Однако в 1Х-Х вв. этот сюжет не слишком активно брался на вооружение каролингскими идеологами. В пяти рукописях из восьми он занимает вполне маргинальное положение не только в отношении содержания, но и по месту расположения: таблицу записывали на незанятых частях пергаментных листов.

Более выразительно соответствующие легитимистские представления проявились в истории о троянском происхождении франков. Когда она возникает и кто был ее создателем, определенно сказать трудно. Тексты VI в. хранят на сей счет полное молчание. Не упоминает о ней и Григорий Турский, оставивший одно из самых красочных свидетельств эпохи. С большой долей уверенности можно сказать, что он ничего не знал об этом. Впервые рассказ о троянских корнях франков мы обнаруживаем в хронике Фредегара, составленной в Бургундии в первой половине VII в.4 После захвата Трои, сообщает автор, местные жители двинулись сначала в Азию, а затем в Европу. Первым царем единого народа франков был Приам. Затем племя разделилось. Одна часть ушла в Македонию, благополучно обосновалась там и со временем прославилась: при Филиппе и Александре молва о могуществе македонцев распространилась далеко за пределы страны и никто никогда не сумел их завоевать. Другая часть во главе с королем Фригасом отправилась на Дунай, миновала Меотий-ские болота, Паннонию и добралась наконец до Фризии. Затем племя снова разделилось, и часть народа во главе с королем Францио ушла в центр Европы. Франки были воинственным и непобедимым народом. Лишь Помпею на короткое время удалось подчинить их Риму. Но франки, объединившись с саксами, подняли восстание и навсегда вернули себе свободу. Война с Римом трактуется Фредегаром как своего рода внутриплеменная вражда. Хронист рассказывает, что латиняне, "которых позднее назвали римлянами", также вышли из Трои. А их царь Эней приходился родным братом королю Фригасу.

3 МОИ. БЯМ. Т. 7. Р. 851.

4 СИгошсагиш диае ёкипШг Fredegarii 8сЬо]а8Йш ИЬп диаИиог, II, 4-6, 8; III, 2 // МОИ. БЯМ. Т. 2. Р. 45-47, 93.

При чтении текста создается впечатление, что автор не ставил своей целью непременно доказать древность происхождения франков и их родство с римлянами. Хроника насчитывает сотни страниц, а троянской эпопее уделено всего несколько небольших главок. Этот сюжет остается вполне маргинальным, но тем интереснее он становится для нас. Вряд ли правильно будет считать его создателем исключительно Фредегара. В последнем следует видеть скорее транслятора некоей потестарной легенды, сформировавшейся при дворе меровингских правителей5. Ее создателями предположительно являлись представители франкского духовенства. Фредегар же постарался не только воспроизвести данный сюжет, но и удостоверить, насколько возможно, ссылками на авторитетные тексты. Уже в первом фрагменте он упоминает о неких исторических сочинениях (historiarum libri), в которых рассказывается о первых царях франков Приаме и Фригасе6. Однако называет их лишь в последнем отрывке. Речь идет о хронике Евсе-вия - Иеронима, а также об "Энеиде" Вергилия7. Разумеется, эти авторы ничего не говорят о франках. Но у Фредегара (и людей его круга, скорее германского, нежели галло-римского происхождения) не вызывает сомнения тот факт, что франки и римляне вышли из одного народа, а Приам, Фригас и Эней - кровные родственники. На варварские истоки троянской легенды указывает и крайне архаичный способ этимологии соответствующих этнонимов. В изложении Фредегара названия племен часто восходят к именам вождей (Franci от Francio; Turqui, часть народа франков, оставшаяся на Дунае, от Torquotus; Frigii от Frigas)8.

О троянском происхождении франков упоминает еще один текст, написанный в Нейстрии (предположительно в Сен-Дени) в 30-е годы VIII в. - Liber historiae Francorum9. Анонимный автор

5 Еще в XIX в. было высказано предположение, что троянская легенда представляет собой интеллектуальную конструкцию, созданную анонимным эрудитом. Версию о ее народном происхождении отвергли как несостоятельную. Подробнее см.: Lüthgen E. Die Quellen und der historische Werth der frankischen Trojasage. Bonn, 1876.

6 Fredegar, II, 4: "Priamo primo regi habuerunt; postea per historiarum libros scriptum est, qualiter habuerunt regi Friga".

7 Fredegar, III, 2: "De Francorum vero regibus beatus Hieronimus ... scripsit, quod prius Virgili poetae narrat storia".

8 Ср.: Fredegar, II, 5: "electum a se regi Francione nomen, per quem Franci vocantur"; II, 6: "electum a se regen Torquoto, per quod gens Turquorum nomen accepit"; III, : "all cum Friga vocati Frigiis; ... elictum a se Torcoth nomen regem, per quem ibique vocati sunt Turchi; et per Francionem hii alii vocati sunt Franci".

9 Liber historiae Francorum, 1 // MGH. SRM. T. 2. P. 241-242.

воспроизводит общую событийную канву, намеченную в хронике Фредегара, хотя и более сжато: запросы его аудитории, видимо, были несколько иными, нежели у бургундских читателей Фредегара. Однако здесь мы сталкиваемся с довольно существенными отличиями, которые позволяют говорить о существенной эволюции потестарного мифа Меровингов. Народ как действующее лицо истории постепенно оттесняется на периферию повествования, а на авансцену выходят правители. Прежде всего, Аноним стремится рассказать "о первых королях франков, об их происхождении и деяниях, а также об их племенах"10. Троянская война изображается как противостояние воинственног

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком