научная статья по теме ГЕНЕАЛОГИИ АКХА И ХАНИ КИТАЯ: ДУХИ, ЛЮДИ, ДИНАСТИИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ГЕНЕАЛОГИИ АКХА И ХАНИ КИТАЯ: ДУХИ, ЛЮДИ, ДИНАСТИИ»

СТАТЬИ И МАТЕРИАЛЫ

ЭО, 2015 г., № 4 © В.Н. Шинкарев

ГЕНЕАЛОГИИ АКХА И ХАНИ КИТАЯ: ДУХИ, ЛЮДИ, ДИНАСТИИ

Ключевые слова: акха, хани, генеалогии, патрилинейная преемственность имен

Статья посвящена анализу научных взглядов исследователей из КНР (акха по этнической принадлежности), - Ван Цзяньхуа (Айё Ньобье) и Хуан Жуншэна (Сыда Гхё-мэ), - изложенных ими в совместной работе. Авторы знакомят читателей со своим пониманием процессов формирования народов хани и акха, сложившимся на основе изучения большого числа генеалогий различных групп этих этносов. Особый интерес представляет предложенная исследователями новая интерпретация ханийских и акхаских генеалогий. Я намерен проанализировать основные выводы авторов - китайских акха; снабдить их комментариями, а также изложить, где это уместно, собственное видение проблем, находящихся в центре внимания китайских ученых.

Хани и акха - народы, говорящие на языках, которые входят в лоло-бирманскую группу сино-тибетской языковой семьи. Эти и родственные им другие лолоязычные народы обитают в сопредельных районах Китая, Бирмы (Мьянмы), Таиланда, Лаоса, Вьетнама и Индии (последнее относится к небольшой части лису).

Китайские лингвисты выделяют три главные группы диалектов хани (см.: Lewis, Bai Bibo 1996: 6):

1. Hani-Yani (HA-YA). В эту группу входит диалект Luchun (Dolnia), выбранный в качестве "стандартного хани" (на его основе была разработана письменность хани). Слово Yani используется для обозначения различных диалектов акха;

2. Haoni-Baihong (HAO-BAI);

3. Biyue-Kaduo (BI-KA).

Акха в Китае включены в общность, которую раньше называли Woni и Heni. Данные языка позволяют сделать вывод, что приблизительно в 1000-1200 гг. некоторые из групп, составлявших общность предков современных народов хани и акха, начали покидать область своего основного сосредоточения в районе Красной реки и гор Айлао и переселяться на юг. Позднее эти отделившиеся от первоначальной общности части стали называть себя акха.

Современный этноним хани может восходить к слову Zani (по-ханийски пишется Ssaqniq, на акха - ZavNyiv1), которое акха используют как самоназвание в своем поэтическом языке (в пословицах, древних балладах и народных песнях). Акха,

Владимир Николаевич Шинкарев - к.и.н., старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН (г. Москва); e-mail: v-shinkarev@yandex.ru. Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-01-0045а "Личность в этносоциальном контексте: кросскультурные исследования".

живущих в южной части Юньнани, китайцы называют Aini. Одно из объяснений бытования данного этнонима состоит в том, что многие из этих акха принадлежат к клану AvNyi. Этноним айни также связывают с термином родства aqnil, который акха и хани используют для обозначения младших сиблингов. Некоторые полагают, что слово айни пришло из тайского языка. Встречающееся в литературе слово Yani, вероятно, является искажением этнонима ZavNyiv (Lewis 1989: 5, 6; Lewis, Bai Bibo 1996: 1-3).

Данная статья представляет собой часть работы по исследованию результатов деятельности обществоведов-акха из автономного округа Сишуанбаньна народа дай (провинция Юньнань), местных традиций изучения вопросов социальной и культурной антропологии этнической группы, официально не выделяемой в КНР в качестве самостоятельного народа (акха считаются этническим подразделением народа хани).

В основу предлагаемой вниманию читателей работы положен перевод2 раздела "Новая интерпретация генеалогий хани/акха - zi (ceevq)" из статьи, опубликованной в журнале Исследовательского общества по изучению хани (г. Цзинхун). Авторы данной статьи - китайские акха Ван Цзяньхуа (Айё Ньобье) и Хуан Жуншэн (Сыда Гхёмэ) -рассматривают процессы сложения народа хани, анализируя генеалогии разных групп этого народа (Wang Jianhua, Huang Rongsheng 2009)3.

Лео Альтинг фон Геусау4 отмечал, что акха сами способны подвергать детальному анализу такой тип своей "внутренней истории", как генеалогическая система (Alting von Geusau 1993: 3).

По мнению специалиста, материалы по акха Таиланда указывают на определенное несоответствие между характером расселения (акха представляют собой этническую группу, части которой являются дисперсными, разрозненными, разбросанными в разных местах, маргинальными) и существенным единством культуры акха. Для того чтобы найти объяснение этому, необходима помощь и соответствующая информация от акха, проживающих в Китае (Там же). Эти слова Альтинга фон Геусау указывают на важность привлечения сведений о китайских акха.

Работу Ван Цзяньхуа и Хуан Жуншэна следует рассматривать не только как дополнение к уже введенному в научный оборот фактическому материалу по акха, проживающим в Бирме (Мьянме), Таиланде, Лаосе, но и как вполне самостоятельное исследование.

Высказывая свою позицию по вопросу об особенностях генеалогической традиции в классических Афинах и об исторической ценности аристократических родословных, И.Е. Суриков отмечает особую продуктивность умеренно-критического подхода к данным генеалогических традиций, признания наличия в них под разного рода наслоениями аутентичного ядра, которое и подлежит отысканию, исследованию и использованию в качестве источника (Суриков 2004: 185).

Конечно, нельзя не учитывать наличия у генеалогических схем идеологического измерения (параметра) (Oppitz 1974: 239). Большое внимание, уделяемое в этнографии духам предков, является, по мнению А.Т. Кирша, не столько отражением действительной генеалогической традиции, сколько проявлением "бедности выразительных средств" ритуального языка горных народов (и, возможно, сосредоточенности некоторых антропологов на изучении факторов родства за счет других) (Kirsch 1973: 16).

Тем не менее сводить все к фиктивности генеалогий, называть их измышленными - значит подменять исследование навешиванием ярлыков. Можно согласиться с тем, как И.Е. Суриков оценивает взгляды гипер критиков: "Представители данного направления зачастую даже не берут на себя труд аргументировать свою точку зрения, а просто походя, как о чем-то само собой разумеющемся и давно доказанном, высказываются в том смысле, что та или иная аристократическая родословная была измышлена тогда-то <...> и с такой-то <...> целью <...>" (Суриков 2004: 186).

Результаты научных поисков сотрудников Исследовательского общества по изучению хани позволяют говорить не о "сочинении" или "изобретении" генеалогий, а о переходе издревле существовавшего генеалогического жанра из устной сферы культуры в письменную (Там же: 178).

При освещении вопроса о распространении генеалогий авторы основываются в первую очередь на результатах своих полевых исследований в Китае (автономный округ Сишуанбаньна и уезд Ланьцан), Мьянме (восточная часть национальной области Шан), в северной части Лаоса и на севере Таиланда (в общей сложности свыше ста генеалогий различных подразделений [кланов / родственных групп] акха, собранных авторами за последние десять с лишним лет [в особенности в 1997-2002 гг.]). Ценные сведения по генеалогиям авторы получили также от информаторов из ханийского подразделения буду р-на Моцзян. Сопоставление этих данных с материалами по хани региона Хунхэ, которые собрал и опубликовал Ян Люцзинь5 (56 генеалогий), позволило авторам сделать вывод, что в настоящее время генеалогии имеют главным образом подразделения хани двух групп диалектов - HaYa и BaiHao. Ссылаясь на персональное сообщение Ян Люцзиня (2009 г.), авторы отмечают, что, по результатам исследований последнего, в диалектной группе BiKa (включающей Bi Yue, Kaduo и носителей других говоров) подразделений, которые имели бы генеалогии, не выявлено (Wang Jianhua, Huang Rongsheng 2009: 19).

Структура генеалогий

Генеалогии хани и акха принадлежат к типу линейных генеалогий, в которых показана лишь одна вертикальная линия потомков одного предка (Вейнберг 1993: 278). Генеалогия такого типа графически напоминает одинокий ствол без листвы. В линейных "древообразных" генеалогиях густота родственных связей приносится в жертву глубине; по ним люди высчитывают свои социальные взаимоотношения (Членов 1984: 29).

Генеалогическая система хани и акха является патрилинейной: генеалогии перечисляют мужчин, имеющих сыновей (Alting von Geusau 2000: 146). Это так называемая "патрилинейная идеология": различного рода связи между социальными единицами интерпретируются как патрилинейное генеалогическое родство (Трайде 1980: 46).

Рассмотрение структуры генеалогий авторы начинают с указания на то, что Ян Чжунмин выделяет в составе каждой генеалогии хани/акха 4 части:

1) доисторическая6 родословная (кит. shiqian zupu; это - генеалогия до Сумио);

2) родословная (состоящая из имен) первопредков (кит. yuanzu zupu; эту часть составляют имена предков 14 поколений от Сумио до Цзуньтанпаня);

3) генеалогия родственников (кит. baozu puxi; это - трехсложные имена предков после Цзуньтанпаня);

4) генеалогия рода (кит. jiazu puxi; двухсложные имена).

Заявив о своем согласии с таким членением генеалогий, авторы, тем не менее, сочли нужным отметить, что, по их мнению, генеалогии хани/акха состоят из трех частей: I) список духов/божеств; II) перечень вождей (лидеров, предводителей); III) перечень предков по отцовской линии, собственно родословная (Wang Jianhua, Huang Rongsheng 2009: 16).

"Перечень (список) духов" на языке акха называется Naivq ceevq. В этом словосочетании слово Naivq означает "не человек", т.е. "дух, божество". Списки духов неоднородны. Наиболее часто встречающиеся - это перечни существ мироздания, повествующие о происхождении всего сущего во Вселенной вплоть до рождения первопредка Сумио.

Вследствие того что они передаются из уст в уста в разных районах, перечни духов этой категории имеют много вариантов, а различные списки имеют разную длину.

Авторы предполагают, что полные варианты перечней духов такого рода, вероятно, насчитывали 18 поколений, но в процессе устной передачи генеалогий на протяжении 50-60 поколений кое-что было утрачено; самыми полными версиями из имеющихся следует считать семнадцатипоколенные перечни духов, собранные Ян

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком