научная статья по теме ГЕРОИ УСТАЛИ: НОВЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ГЕРОИ УСТАЛИ: НОВЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС»

ЧИЛИ

E.Б.Павлова

Герои устали:

новый политический дискурс

Одной из целей данной статьи является обозначение тенденций в диалектике нормативной составляющей политического дискурса Чили. Другая цель — выявление точек бифуркации, в которых возникали следующие процессы: либо проводимая внешняя политика вела к пересмотру национальной идентичности, либо новый курс формирования идентичности заставлял коренным образом переосмыслить социополитические ценности.

Изменения внешнеполитических приоритетов, выразившиеся во всё возрастающем интересе к своему региону, привели также к трансформации национальной идентичности, в результате чего чилийцы все больше стали считать себя частью латиноамериканского мира.

Ключевые слова: Чили, политический дискурс, политические нормы и ценности, внешняя политика, идентичность, региональная политика.

В науке о международных отношениях есть ряд вопросов, которые практически всегда находятся в центре внимания исследователей. Одним из них, например, является классический вопрос о том, в какой степени внешняя и внутренняя политика влияют друг на друга. Еще одна тема, появившаяся уже в эпоху расцвета конструктивизма, — проблема национальной идентичности и ее влияние на внешнюю политику и vice versa. Конечно, сейчас очевидно, что любые представления об одностороннем характере этих связей неверны и серьезно ограничивают исследования.

Построить четкую схему формирования и взаимовлияния внутренней и внешней политики, работавшую бы во все времена и во всех странах, в принципе невозможно: всегда найдется ряд элементов, влияние которых периодически возрастает или уменьшается. Одним из таких элементов, в частности, являются политические цели и нормы, служащие базой для формирования политического дискурса в стране. Политический дискурс, внутри и вокруг которого непрерывно идет процесс создания национальной идентичности, легитимизирует новую повестку дня для внешней и внутренней политической деятельности.

Елена Борисовна Павлова — кандидат политических наук, доцент факультета международных отношений СПбГУ (pavlova@mail.sir.edu).

Внутри политического поля эти нормы и цели постоянно формулируются и переоцениваются, причем определить точные границы этого поля, где все взаимосвязано, невозможно. Внутренняя политика, базирующаяся на основных тенденциях формирования идентичности, влияет на внешнюю, в то же время внешняя политика служит базой для переосмысления идентичности, что может существенно сказаться на внутриполитическом дискурсе. При этом именно нормы и цели общества являются отправной точкой для определения главной траектории политических изменений.

В данном исследовании мы остановимся на современной ситуации в Чили, и речь пойдет о тех нормах, которые сформировались в чилийском обществе после перехода страны на демократические рельсы развития. Взаимосвязь внешней политики и национальной идентичности ярче всего проявилась в ходе последней выборной кампании 2009—2010 гг. Ее наиболее значимыми результатами стали провал Объединения партий за демократию (Concertación de los Partidos por la Democracia, Concertación) и ее кандидата Эдуарда Фрея, победа Альянса за Чили (Alianza por Chile) и избрание нынешнего президента Себастьяна Пиньеры, а также появление нового политического лидера — независимого кандидата Марко Энрикеса-Оминами. В средствах массовой информации уже появилось много трактовок результатов выборов: некоторые авторы считают их первым проявлением якобы начинающегося в регионе «правого поворота», другие сводят все к медийному образу С.Пиньеры. Однако, на наш взгляд, как ни парадоксально это звучит, одной из причин провала левых в Чили является усиление левых радикальных сил в Латинской Америке в целом. Приход к власти в Уругвае Хосе Мухики или переизбрание боливийского президента Эво Моралеса, безусловно, отражаются на политике всего региона, и для Чили, которая в последнее время проводит очень активную региональную политику, это особенно актуально. Новый вектор внешней политики Чили, направленный на улучшение отношений с соседями по континенту, ведет к переоценке и ее внутренней политики. Под влиянием нового регионализма чилийцы, долгое время ориентировавшиеся на идею своей «особости» среди латиноамериканских наций, стали осознавать себя частью этого мира, и соответственно все современные идеалы, нормы и цели теперь уже братских народов начали проникать в политический дискурс Чили.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА. ПЕРВЫЕ 20 ЛЕТ ДЕМОКРАТИИ

Когда речь идет о политике Чили, то мы всегда говорим об одном и том же историческом персонаже — Аугусто Пиночете (президент Чили с 1974 по 1990 г.). Именно с его именем, несмотря на уже прошедшие 20 лет демократического развития, до сих пор связан весь политический дискурс страны. Практически 20 лет подряд Concertación вела страну по пути демократизации, при этом во многом сохраняя неолиберальный экономический курс А.Пиночета, что на сегодняшний день привело к возникновению очень сложной внутриполитической, в частности внутрипартийной обстановки.

Тенденции, проявляющиеся в последнее время, заставляют рассматривать происходящее именно с точки зрения пересечений внутренней и внешней составляющей политического дискурса, в котором вновь проявившиеся нормы и ценности современной Латинской Америки формируют совершенно иной политический контекст. Сегодняшнее особое внимание политических элит Чили к региональной политике ставит нас перед необходимостью серьезно проанализировать политический дискурс, чтобы четко определить те внешние и внутренние факторы, которые формируют новый идеологический имидж Чили как одной из держав Латинской Америки.

Однако прежде чем углубиться в анализ современной ситуации, необходимо вернуться к истокам процесса демократизации в Чили, а точнее к борьбе с диктатурой Пиночета. Мы не будем вступать в модную полемику о характере режима Пиночета1 или домысливать возможный путь развития страны, если бы у власти остался Сальвадор Альенде (президент Чили с 1970 по 1973 г.). Отметим лишь, что, как указывает российский исследователь Л.В.Дьякова, даже в ходе выборов 2004 г. «представители правых партий, оппоненты Сопсейашоп и ее кандидата принципиально и последовательно дистанцировались от пиночетизма, тем самым подчеркивая свою лояльность демократическим правилам политической жизни»2.

Такая ясная позиция политических элит Чили на проверку оказывается весьма поверхностной, так как связующих звеньев с режимом Пиночета сохранилось гораздо больше, чем может показаться. Отметим здесь два важнейших момента. Первый из них связан с неолиберальными экономическими реформами Пиночета, итоги которых можно рассматривать и оценивать с разных точек зрения — и как успехи экономической политики, и как провалы социальной. Бесспорно, тем не менее, то, что основы современной экономики Чили, позволившие уберечь ее от дефолтов 90-х годов, были заложены именно в эпоху правления Пиночета. Вторым моментом является деполитизация общества, которая возникает как прямое следствие неолиберальной политики. «Отличник в неолиберализме», Пиночет с группой, известной как «чикагские мальчики» (группа экономистов), немало сделал для выхолащивания политического содержания государственной идеологии. Основными ценностями того периода, безусловно, являлись экономические свободы, а целью было экономическое процветание. Таким образом возникала и своеобразная интерпретация вопросов чилийской идентичности, которая рассматривалась как отличная от других латиноамериканских благодаря более тесной связи с европейскими и североамериканскими ценностями.

Таким образом перед преемниками Пиночета встала сложнейшая задача: сохранение основ успешной неолиберальной экономической модели при

Рикардо Лагос

выстраивании совсем иного политического дискурса с четкой ориентацией на демократические ценности. По сути дела Сопсейашоп пришлось вернуться к курсу на деполитизацию общества, курсу, который был прерван событиями конца 80-х годов (уход Пиночета), и вновь выстроить политическую схему, где в условиях социальных преобразований, начатых новым правительством, экономическим проблемам отводилось ведущее место. Сформировался крайне интересный политический дискурс, где точкой отсчета было противопоставление демократии 90-х годов режиму Пиночета. При этом Чили по-прежнему воспринимала себя скорее как младшего брата США с их культом экономического процветания. Показательным примером, на наш взгляд, можно считать идею чилийской идентичности как народа- предпринимателя. Так, в работе «Чили сегодня. Анатомия одного мифа» чилийский исследователь Томас Мулиан пишет, что Чили- ец — это «гражданин кредитной карты»3. Экономические свободы даже в вопросах национальной идентичности были приоритетом, а идея экономического успеха являлась основной осью формирования образа «Чили сегодня». Для поддержания этого мифа использовались и инструменты внешней политики, например, график зарубежных поездок первых лиц, насыщенный встречами с министрами экономики и предпринимателями из развитых стран, таких, как Япония и государства Европейского союза, или участие Чили в крупных международных ярмарках . Все говорило о том, что Чили — это часть неолиберального демократического мира, а все имеющиеся этнические и культурные различия здесь второстепенны.

При этом известен тот факт, что сами латиноамериканцы одновременно и стесняются своего индейского происхождения, и гордятся им. Так, например, весьма специфичной этнической общностью в Латинской Америке являются «ладино». Это метисы индейцев и испанцев, которые стремятся жить по нормам и традициям европейского общества. Эта позиция вызывает подчас серьезное осуждение общества; быть ладино означает саморазрушение, отказ от корней5. Конечно, это крайне упрощенный подход к проблеме идентичности, однако сбрасывать со счетов такие настроения мы не можем.

Обычно в политическом дискурсе стран Латинской Америки гордость и стыд за индейское происхождение сочетаются между собой, как чаши весов, которые колеблются то в одну, то в другую сторону (например, идеи лузо-тропикализма6 или движение ан

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком